Исчисление страхового стажа
План
Введение
1. Исчисление страхового стажа.
2. Исчисление размера страховой пенсии.
3. Исчисление индивидуальных пенсионных коэффициентов.
4. Определение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
5. О перерасчете страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии.
6. Особенности исчисления индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
7. Исчисление пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года.
7.1. Особенности оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Особенности исчисления расчетного размера пенсии
7.3. Начисление повышения пенсий к расчетному размеру трудовой пенсии
Заключение
Введение
С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[1] и вводится новое правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.
Независимо от изменения норм пенсионного законодательства установление пенсии включает в себя три этапа. Сначала определяется право на пенсию (достижение необходимого возраста, наличие требуемого стажа, а также иных законодательно установленных условий), затем определяется размер пенсии и в заключение срок, на который она устанавливается.
Вы уже рассмотрели в ходе предыдущей темы основные условия определения права на пенсию. С 1 января 2015 года основные изменения в части определения права на пенсию коснулись норм, связанных с назначением страховой пенсии по старости. Поэтапно вводятся нормы о ежегодном увеличении продолжительности необходимого страхового стажа с 6 лет до 15 лет (см. таблицу № 1), а также введено дополнительное условие – наличие требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, которая также ежегодно увеличивается с 6,6 до 30 (см. таблица №1).
Год | Минимальный страховой стаж | Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов |
6,6 | ||
11,4 | ||
13,8 | ||
16,2 | ||
18,6 | ||
23,4 | ||
25,8 | ||
28,2 | ||
то же, что и в 2024 г. |
Таблица 1
В последующей лекции рассмотрите вопросы, связанные со сроками ее установления.
В рамках данной лекции мы ознакомимся с порядком исчисления трудового стажа, имеющего важное значение при определении как права на страховую пенсию, так и ее размера. Мы рассмотрим актуальные вопросы исчисления размера страховых пенсий в соответствии с Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ и познакомимся с особенностями исчисления индивидуального пенсионного коэффициента при назначении всех видов страховой пенсии, порядком увеличения стоимости одного индивидуального пенсионного коэффициента и перерасчета размера страховой пенсии. Мы изучим также факторы, определяющие размер страховой пенсии (индивидуальные пенсионные коэффициенты за периоды до 2015 года; конвертация пенсионных прав; коэффициенты, определяемые за каждый календарный год работы с 2015 года; коэффициенты, определяемые за иные нестраховые периоды; стоимость одного пенсионного коэффициента; фиксированная выплата к страховой пенсии и повышения к ней).
Исчисление страхового стажа
Право на многие виды социального обеспечения и их размер поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового стажа.
Трудовой стаж – это продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми также связано возникновение права на пенсию и ее размер.
При этом необходимо учитывать, что начиная с 1 января 2002 года, т.е. со вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[2], установление трудовой (страховой) пенсии осуществляется с применением трех видов трудового стажа, а именно: страхового стажа, стажа на соответствующих видах работ и общего трудового стажа. При этом каждый вид стажа используется на разных этапах установления пенсии: страховой стаж – для определения права на пенсию, общий трудовой стаж – для определения размера пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 года, стаж на соответствующих видах работ — для определения как права на пенсию, так и ее размера при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 года.
Вопросы, касающиеся страхового стажа, урегулированы главой 3 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (статьи 11-14).
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в отношении периодов работы по трудовому договору законодатель принял во внимание решения Конституционного Суда Российской Федерации в части учета работы в страховом стаже независимо от факта и полноты уплаты страховых взносов.
С 1 января 2015 года законодательно закреплены положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой», с учетом которого подсчет страхового стажа застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, и определение размера трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности: как тех, за которые уплачивались страховые взносы, так и тех, за которые отсутствовала уплата взносов (при условии их начисления).
Отметим, что поскольку предметом рассмотрения в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П являлись вопросы, связанные с неуплатой или уплатой не в полном объеме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страхователем (работодателем) за застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, при условии начисления указанных взносов, оснований для применения данного постановления Конституционного Суда Российской Федерации к другим категориям застрахованных лиц (самостоятельно обеспечивающим себя работой, главам и членам крестьянских (фермерских) хозяйств и др.) не имеется.
В этой связи частью 3 статьи 13 данного Закона закреплено положение, согласно которому при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты и т.д.), глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При условии уплаты страховых взносов включаются также в страховой стаж периоды деятельности лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Кроме периодов работы и иной деятельности, за которую начисляются и уплачиваются страховые взносы, в страховой стаж засчитываются иные периоды (т. н. «нестраховые» периоды), за которые не производится уплата страховых взносов, при этом за отдельные из которых производится возмещение средств из федерального бюджета.
К таким периодам, в частности, относятся:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[3]; 2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; 4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; 7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; 8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности. |
Перечень «нестраховых» периодов, засчитываемых в страховой стаж соответствует перечню «нестраховых» периодов, определенных Законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Вместе с тем, продолжительность периода ухода одного из родителей за детьми до достижения им возраста полутора лет увеличена с 4,5 лет по нормам Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ до 6 лет в общей сложности.
Необходимым условием для того, чтобы иные периоды были засчитаны в страховой стаж, является наличие хотя бы одного дня страхового стажа. При этом в отношении иных периодов не имеет значения, на какой период приходилась работа (предшествовала или следовала за иным «нестраховым» периодом).
Особое внимание хотелось бы обратить на новеллу пенсионного законодательства.
С 1 января 2015 года впервые появляется возможность «купить» страховой стаж. Так, в рамках добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[4] в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года) периоды уплаты страховых взносов отдельными лицами засчитываются им или гражданам, за которых они уплачивают взносы, в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.
К лицам, которым в страховой стаж засчитываются периоды уплаты страховых взносов, относятся две категории граждан:
- физические лица, за которых не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с федеральными законами «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае уплаты за них взносов другими физическими лицами; - физические лица, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в случае уплаты за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. |
Порядок исчисления страхового стажа, урегулированный статьей 13 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, аналогичен порядку исчисления страхового стажа, предусмотренному Законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Так, по общему правилу, исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Исключение составляют некоторые периоды. Так, при подсчете стажа работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте или полного сезона в организациях сезонных отраслей рыбной, мясной, молочной и сахарной промышленности, включая производство консервной продукции, исчисление производится с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год работы (постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 № 498 в редакции от 10.06.2014 № 538)
В случае совпадения по времени периодов работы (иной деятельности), включаемой в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии.
В случае если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.
Вместе с тем с 1 января 2015 года в институт трудового права внесены некоторые изменения. Так, необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства. Этой нормой предполагалось окончательно закрепить один из основополагающих страховых принципов - один и тот же период трудового стажа не может быть учтен в размере пенсии более одного раза. До этого в российском правовом поле этот принцип действовал только в отношении периодов работы в государствах, с которыми Российская Федерация заключила международные соглашения в области пенсионного страхования.
Кроме того, уточнена норма, касающаяся исчисления страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[5].
Так, согласно части 4 статьи 13 Закона от 28.12.2014 № 400-ФЗ в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую пенсию по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), указанным гражданам не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом. Новой редакцией данной нормы исключаются претензии бывших военнослужащих (которые возникали в правоприменительной практике), в части включения в страховой стаж и учета в размере страховой пенсии выслуги лет, не влияющей на размер пенсии, устанавливаемой по линии силовых структур.
Также уточнена норма, касающаяся исчисления страхового стажа лиц, выполнявших в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторов произведений, получавших в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Так, согласно части 7 статьи 13 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). При этом уточнено, что период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).
Особого внимания заслуживает норма, закрепленная частью 8 статьи 13 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до 1 января 2015 года и засчитываемые в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Аналогичная норма закреплена в отношении стажа на соответствующих видах работ. Таким образом, периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в страховой стаж (стаж на соответствующих видах работ) последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения данной работы (деятельности), независимо от того, выработан он полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.
Это означает, что при определении права на страховую пенсию :
периоды работы (деятельности), протекавшие до 1 января 2002 года в период действия Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[6], могут исчисляться с учетом правил и норм названного Закона и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты;
периоды работы (деятельности), протекавшие в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», могут быть исчислены с учетом правил пенсионного законодательства СССР.
Данной нормой законодатель закрепил положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12. 2012 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовую пенсию».
Вместе с тем на практике могут возникнуть ситуации, не подпадающие под действие данной нормы, которые в настоящее время разрешаются путем применения положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан. Например, периоды работы в районах Крайнего Севера до 1992 года засчитывались в трудовой стаж в полуторном исчислении только лицам, работавшим по срочному трудовому договору. На лиц, работавших без заключения срочного трудового договора (в частности, на местных жителей) эта норма не распространялась. После вступления в силу Закона от 20.11.1990 № 340-1 льготное исчисление стало применяться ко всем периодам работы на Севере, в том числе к периодам до 1992 года.
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004 № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «по своему конституционно – правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им страховой или специальный трудовой стаж полностью либо частично)». В правоприменительной практике это решение Суда трактуется следующим образом: под законодательством, действовавшим «до введения нового правового регулирования» при определении права на трудовую пенсию и ее размера по нормам Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ понимать Закон от 20.11.1990 № 340-1 и нормативные правовые акты, принятые во исполнение названного Закона. Соответственно в приведенном примере право на льготное исчисление северного стажа может быть сохранено и в отношении периодов до 1992 года.
Полагаю, что при необходимости и в дальнейшем можно будет руководствоваться постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П.