Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования

Обязательные задания

Задание 1. Определите последовательность функциональных этапов, которые выполняет медико-социальный патронаж, поставьте напротив функции порядковый номер.

Таблица 22

Этапы медико-социального патронажа

  обследование детей младенческого и раннего возраста
  анализ проделанной работы, оценка ее результатов и, в случае необходимости, коррекция этой работы
  выявление медико-социальных проблем в семьях воспитывающих детей младенческого и раннего возраста
  реализация программ психолого-медико-педагогического сопровождения
  планирование путей решения медико-социальных проблем

Задание 2. Сформулируйте цели каждого направления работы ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, заполните таблицу.

Таблица 23

Направления ранней коррекционной помощи

Направления работы Цель
Психолого-педагогическое наблюдение за детьми младенческого и раннего возраста  
Психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста  
Ранняя психологическая помощь  
Ранняя педагогическая помощь  
Ранняя логопедическая помощь  
Консультирование родителей  

Задание 3. Заполните схему, определив виды дошкольных образовательных учреждений для детей с ОВЗ.

Дошкольное образование детей с ОВЗ

Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования - student2.ru

Задание 4. Определите названия видов специальных школ для детей с нарушениями в развитии, заполните таблицу по порядковым номерам типов школ.

Таблица 24

Система специальных школ для детей с ОВЗ

Вид образовательного учреждения Название по виду модальности нарушения обучающихся
I вид  
II вид  
III вид  
IV вид  
V вид  
VI вид  
VII вид  
VIII вид  

Задание 5. Определите и выделите направления деятельности СКОУ по адаптации детей с ОВЗ, соедините необходимые виды адаптации стрелками.

Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования - student2.ru

Задание 6.Определите правовые аспекты права лис с ОВЗ на социально-трудовую адаптацию и профессиональную реабилитацию. Проанализируйте содержание Конституции РФ, выпишите номера и названия статей, гарантирующие данные права.

__________________________________________________________________________________

Задание 7. Дайте характеристику существующим учреждениям системы социально-педагогической помощи лицам с ОВЗ, определите их правовую принадлежность цель, задачи и функции, заполните таблицу.

Таблица 25

Учреждения социально-педагогической помощи лицам с ОВЗ

название учреждения правовая принадлежность цель задачи функции
Психолого-медико-педагогическая комиссия        
Реабилитационные центры        
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения        
Специальные детские дома        
Специальные учреждения для детей и взрослых с инвалидностью (дома-интернаты, детские дома для детей с тяжелыми отклонениями, психоневрологические интернаты)          

Задание 8. Заполните блок схему, определив приоритетные направления государственной политики в области социальной помощи лицам с ОВЗ.

Приоритетные направления государственной политики в области социальной помощи лицам с ОВЗ

Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования - student2.ru

Дополнительные задания

Задание 1. Проанализируйте статью Е.А. Стребелевой «Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей», заполните таблицу, определив названия блоков ранней коррекционной помощи и их функции.

Таблица 26

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии

Блок Название блока Функции блока
Первый
Второй
Третий
четвёртый

Вывод (состояние системы ранней коррекционной помощи на современном уровне, специфика реализации блоков)____________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2. Составьте схему диагностики речи детей раннего возраста, подберите речевой и стимульный материал на основе статьи Чиркиной Г.В. «К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей». Определите значение раннего выявления речевых нарушений у детей с нормальным интеллектуальным развитием и сохранными анализаторными системами.

Таблица 27

Диагностика речи детей раннего возраста

Блоки диагностики Направление исследования речи Речевой материал Стимульный материал
Фонетко-фонематические процессы        
Словарный запас        
Грамматический строй        
Связная речь        
Моторные функции        

Задание 3. Проанализируйте содержание распоряжения комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2012 № 1236-р «Об утверждении Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга», заполните блок-схему.

Таблица 28

Основные положения концепции образования детей с ОВЗ

Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования - student2.ru

Задание 4. Ознакомьтесь с Единой концепцией специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, составьте краткий конспект по пунктам:

1. Значение цели, задачи единого образовательного стандарта для детей с ОВЗ.

2. Функции специальных федеральных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Уровни образования выделяемые в стандарте и их характеристика.

4. Дифференциация специально образовательного стандарта.

5. Требования к структуре основных образовательных программ.

6. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.

7. Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задание 5.Проанализируйте существующие направления социально-реабилитационного процесса детей с ОВЗ, представленные в статье Л.И. Акатова «Основные направления социально-реабилитационной деятельности», заполните таблицу.

Таблица 29

Направления социально-реабилитационного процесса детей с ОВЗ

Направление Цель направления Задачи направления Функции направления
Организаторская деятельность
Деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенк а
Развивающая и коррекционная работа
Консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми
Деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально-диспетчерская работа
Социально—диспетчерская деятельность

Задание 6.Ознакомьтесь со статьей Д.А.Желтовой «Социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении», определите особенности адаптации детей с ОВЗ в ОУ, а также факторы снижающие адаптивные возможности данной группы детей.

Особенности адаптации у детей с ОВЗ

Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования - student2.ru

Задание 7. Проанализируете содержание главы I ФЗ - № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», раскройте понятия дающиеся в законе и определите социальные гарантии, определённые законом.

Анализ содержания ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Основные понятия закона_______________________________________

____________________________________________________________________________________

Основные социальные гарантии инвалидов в РФ____________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 8. На основе документа «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии», составьте блок-схему порядка организации и функционирования ПМПК.

Порядок организации и функционирования ПМПК

Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования - student2.ru

Резюме преподавателя

____________________________________________________________________________

Наши рекомендации