Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования
Обязательные задания
Задание 1. Определите последовательность функциональных этапов, которые выполняет медико-социальный патронаж, поставьте напротив функции порядковый номер.
Таблица 22
Этапы медико-социального патронажа
обследование детей младенческого и раннего возраста | |
анализ проделанной работы, оценка ее результатов и, в случае необходимости, коррекция этой работы | |
выявление медико-социальных проблем в семьях воспитывающих детей младенческого и раннего возраста | |
реализация программ психолого-медико-педагогического сопровождения | |
планирование путей решения медико-социальных проблем |
Задание 2. Сформулируйте цели каждого направления работы ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, заполните таблицу.
Таблица 23
Направления ранней коррекционной помощи
Направления работы | Цель |
Психолого-педагогическое наблюдение за детьми младенческого и раннего возраста | |
Психолого-педагогическая диагностика детей младенческого и раннего возраста | |
Ранняя психологическая помощь | |
Ранняя педагогическая помощь | |
Ранняя логопедическая помощь | |
Консультирование родителей |
Задание 3. Заполните схему, определив виды дошкольных образовательных учреждений для детей с ОВЗ.
Дошкольное образование детей с ОВЗ
Задание 4. Определите названия видов специальных школ для детей с нарушениями в развитии, заполните таблицу по порядковым номерам типов школ.
Таблица 24
Система специальных школ для детей с ОВЗ
Вид образовательного учреждения | Название по виду модальности нарушения обучающихся |
I вид | |
II вид | |
III вид | |
IV вид | |
V вид | |
VI вид | |
VII вид | |
VIII вид |
Задание 5. Определите и выделите направления деятельности СКОУ по адаптации детей с ОВЗ, соедините необходимые виды адаптации стрелками.
Задание 6.Определите правовые аспекты права лис с ОВЗ на социально-трудовую адаптацию и профессиональную реабилитацию. Проанализируйте содержание Конституции РФ, выпишите номера и названия статей, гарантирующие данные права.
__________________________________________________________________________________
Задание 7. Дайте характеристику существующим учреждениям системы социально-педагогической помощи лицам с ОВЗ, определите их правовую принадлежность цель, задачи и функции, заполните таблицу.
Таблица 25
Учреждения социально-педагогической помощи лицам с ОВЗ
название учреждения | правовая принадлежность | цель | задачи | функции |
Психолого-медико-педагогическая комиссия | ||||
Реабилитационные центры | ||||
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения | ||||
Специальные детские дома | ||||
Специальные учреждения для детей и взрослых с инвалидностью (дома-интернаты, детские дома для детей с тяжелыми отклонениями, психоневрологические интернаты) |
Задание 8. Заполните блок схему, определив приоритетные направления государственной политики в области социальной помощи лицам с ОВЗ.
Приоритетные направления государственной политики в области социальной помощи лицам с ОВЗ
Дополнительные задания
Задание 1. Проанализируйте статью Е.А. Стребелевой «Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей», заполните таблицу, определив названия блоков ранней коррекционной помощи и их функции.
Таблица 26
Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии
Блок | Название блока | Функции блока |
Первый | ||
Второй | ||
Третий | ||
четвёртый |
Вывод (состояние системы ранней коррекционной помощи на современном уровне, специфика реализации блоков)____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2. Составьте схему диагностики речи детей раннего возраста, подберите речевой и стимульный материал на основе статьи Чиркиной Г.В. «К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей». Определите значение раннего выявления речевых нарушений у детей с нормальным интеллектуальным развитием и сохранными анализаторными системами.
Таблица 27
Диагностика речи детей раннего возраста
Блоки диагностики | Направление исследования речи | Речевой материал | Стимульный материал |
Фонетко-фонематические процессы | |||
Словарный запас | |||
Грамматический строй | |||
Связная речь | |||
Моторные функции |
Задание 3. Проанализируйте содержание распоряжения комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2012 № 1236-р «Об утверждении Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга», заполните блок-схему.
Таблица 28
Основные положения концепции образования детей с ОВЗ
Задание 4. Ознакомьтесь с Единой концепцией специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, составьте краткий конспект по пунктам:
1. Значение цели, задачи единого образовательного стандарта для детей с ОВЗ.
2. Функции специальных федеральных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Уровни образования выделяемые в стандарте и их характеристика.
4. Дифференциация специально образовательного стандарта.
5. Требования к структуре основных образовательных программ.
6. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
7. Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задание 5.Проанализируйте существующие направления социально-реабилитационного процесса детей с ОВЗ, представленные в статье Л.И. Акатова «Основные направления социально-реабилитационной деятельности», заполните таблицу.
Таблица 29
Направления социально-реабилитационного процесса детей с ОВЗ
Направление | Цель направления | Задачи направления | Функции направления |
Организаторская деятельность | |||
Деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенк а | |||
Развивающая и коррекционная работа | |||
Консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми | |||
Деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально-диспетчерская работа | |||
Социально—диспетчерская деятельность |
Задание 6.Ознакомьтесь со статьей Д.А.Желтовой «Социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении», определите особенности адаптации детей с ОВЗ в ОУ, а также факторы снижающие адаптивные возможности данной группы детей.
Особенности адаптации у детей с ОВЗ
Задание 7. Проанализируете содержание главы I ФЗ - № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», раскройте понятия дающиеся в законе и определите социальные гарантии, определённые законом.
Анализ содержания ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Основные понятия закона_______________________________________
____________________________________________________________________________________
Основные социальные гарантии инвалидов в РФ____________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Задание 8. На основе документа «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии», составьте блок-схему порядка организации и функционирования ПМПК.
Порядок организации и функционирования ПМПК
Резюме преподавателя
____________________________________________________________________________