Врачебно-педагогический контроль
Врачебный контроль проводится перед началом занятий и не реже одного раза в год. Целесообразно пройти его с участием специалистов разного профиля (терапевт, хирург, невропатолог, ларинголог и др.) с тем, чтобы наиболее полно определить состояние обследуемого, выявить все имеющиеся у него отклонения, правильно решить вопросы допуска и определить допустимую нагрузку. При этом применяются как клинические, так и инструментальный методы обследования (антропометрия, электрокардиография, спирометрия и пр.). Обязательны функциональные пробы. На основании такого обследования врач дает преподавателю заключение о здоровье, уровне физического развития и функционального состояния, решает вопросы допуска к занятиям, вносит рекомендации по лечебно-профилактическим мероприятиям, образу жизни, режиму и методике занятий.
Два-четыре раза в год проводятся повторные (этапные) обследования по сокращенной методике, включающей опрос, общий осмотр, простые методы обследования, функциональные пробы. Их задача – выявить изменения, происшедшие под влиянием занятий и при необходимости рекомендовать соответствующие коррективы процесса оздоровления. После перенесенных заболеваний, травм, перерывов, а также при появлении жалоб, признаков переутомления, снижения работоспособности – проводятся дополнительные обследования. Кроме того, врач совместно с преподавателем определяет влияние нагрузок непосредственно в условиях занятий.
Обследования проводятся в поликлиниках, кабинетах врачебного контроля при консультации во врачебно-физкультурном диспансере; могут они осуществляться и при амбулаториях на производственных предприятиях, где динамические наблюдения и контроль ведут прикрепленные врачи.
В качестве критериев для оценки эффективности оздоровления используются показатели: посещаемости, отношения к занятиям, самочувствия и настроения занимающегося, сон, аппетит, работоспособность, степень восстановленности к очередному занятию, заболеваемость, динамика здоровья, физическое развитие, объективные показатели врачебного и педагогического контроля, а также самоконтроля.
Регулярный контроль за состоянием занимающегося и определение эффективности занятий позволяет правильно планировать нагрузку и, при необходимости, вовремя вносить соответствующие коррективы. Эффективность занятий во многом зависит от рационального планирования и условий занятий, соответствия используемых нагрузок состоянию здоровья, возрасту, уровню физической и технической подготовленности, общей и гигиенической культуры занимающихся, их заинтересованности и удовлетворенности занятиями, контакта с преподавателем и многого другого – что должно учитываться в ходе врачебно-педагогического контроля на всех его этапах.
Одним из важнейших критериев оценки правильности построения занятий и их эффективности является соответствие нагрузки состоянию занимающегося.
Нагрузка в оздоровительных занятиях должна быть достаточной, но не чрезмерной, чтобы не превысить возможности организма, не вызвать чрезмерного утомления, снижая не только оздоровительный эффект, но и интерес к занятиям (причем, это в полной мере относится и к тем, описанным выше случаям, когда применяется «провокационное стимулирование» с целью вовлечения в работу функциональных резервов).
Гиперкинезия (чрезмерная двигательная активность), как и гипокинезия (недостаток движений) отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому нагрузку в оздоровительной гимнастике обязательно надо планировать с учетом привычного двигательного режима, в котором протекает жизнедеятельность занимающегося, определяя «разумную» добавку к нему в виде занятий физическими упражнениями.
Оптимальным в оздоровительных целях считается вариант с 2-3 занятиями в неделю, при дополнении их ежедневной утренней гигиенической зарядкой, ходьбой или другими циклическими упражнениями в течение дня по 20-30 минут, двигательно активным проведением выходного дня.
Время занятий теми или иными видами физических упражнений должно составлять 10-15 часов в неделю (в целом). Рекомендуемая продолжительность каждого занятия – 60-90 минут при двухразовой тренировке, 45-60 минут – при трехразовой, до 45 минут, если занятия проводятся чаще. (Например, по 20 минут пять-шесть раз в неделю).
Моторная плотность оздоровительных занятий составляет от 30 до 70 % (в среднем, 50-60 %), примерная затрата энергии – 300 ккал/час. Пульсовой режим достаточно вариативен: 140-160 уд/мин – в занятиях молодых людей, 120-140 – для лиц среднего возраста, 110-130 – в старшем возрасте и не более 120 уд/мин после 60 лет. В старшем и пожилом возрастах нередко встречаются достаточно хорошо подготовленные к нагрузкам люди – для них могут устанавливаться более высокие допустимые нагрузки. Однако, как правило, к этому возрасту люди успевают перенести различные болезни, которые ослабляют организм, снижают уровень подготовленности и поэтому они весьма склонны к тахикардической реакции на нагрузку. Поэтому для них и установлены такие, казалось бы, низкие, а в действительности – адекватные уровни допустимой нагрузки, выраженные показателями пульса в 120 уд/мин.
Через 1-2 минуты после серии упражнений и по окончании занятия частота пульса во всех случаях должна быть не больше 100 уд/мин, а к 15-20 минуте после занятия восстановление должно быть практически полным. Поэтому по врачебным показаниям в оздоровительных занятиях предпочтение должно отдаваться относительно легко дозируемым упражнениям – чем и отличаются упражнения гимнастики.
Увеличение со временем величин нагрузки и сложности упражнений непременно должно связываться с улучшением функционального состояния, самочувствия и объективных показателей подготовленности занимающегося. Проявлению последних способствует расширение диапазона применяемых упражнений, повышение моторной плотности занятий с 30-40 % в начале до 60-80 % у молодых и 50-60 – у старших возрастов.
Должного эффекта занятий оздоровительной гимнастикой можно добиться только при соблюдении занимающимся здорового образа жизни: рационального соотношения труда и отдыха, достаточного сна, сбалансированности и своевременности питания, исключения вредных привычек; закаливания и оздоравливании в экологически чистых природных зонах; нормальном моральном климате на работе, в семье, в быту – к которым и добавляются эффективные стимулирующие высокую двигательную активность и уравновешивающие неблагоприятные воздействия окружающей действительности физические упражнения.
В решении задач оздоровления и контроля за ним важнейшую роль играет преподаватель. Он ведет педагогический контроль за занимающимся по показателям самочувствия, отношения к занятию, посещаемости, проявляемому интересу и степени удовлетворенности, но также и по объективным показателям: частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, восстанавливаемости их после упражнения, периодически проводимым тестам и контрольным измерениям. Эти показатели могут многое сказать об эффективности оздоровления. Поэтому тестирование и нужно проводить не реже одного раза в три месяца, не считая его лишним атрибутом, но проводя так, чтобы оно вписывалось в педагогический процесс как органичный, естественный его элемент.
Исследования следует проводить до нагрузки (желательно и во время упражнения) и обязательно после нее, стараясь соблюдать при этом одинаковые условия: проводить в одно и то же время, предлагать одинаковые упражнения в разминке и в занятии, соблюсти режим приема пищи (за 1,5-2 часа до тестирования) и ее состава – этим будут обеспечены стандартные условия и обнаруженные в оде тестирования изменения можно будет с большим основанием отнести именно на влияние оздоровительных занятий.
При этом следует иметь в виду, что каждый человек имеет индивидуальные особенности, реактивно влияющие на результаты тестирования. Поэтому в оценке его состояния и динамики показателей сравнивать полученные данные следует прежде всего с его собственными характеристиками и только во вторую очередь – с любыми среднестатистическими стандартами. В то же время и перед началом оздоровления, и в ходе него отношение индивидуальных показателей состояния занимающегося к стандартным величинам определять надо – так можно установить «нормальность» испытуемого.
В качестве ориентира для определения нагрузки могут использоваться относительно простые показатели:
– степень восстановления после нагрузки: через 1-2 минуты ЧСС не должна превышать 100-120 уд/мин;
– после 2-минутного бега на месте в темпе 180 шагов в минуту или дозированного подъема по лестнице через 1-2 минуты – не более 100 уд;
– к называемые функциональные классы для лиц с признаками сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе и ранее перенесенных:
1-й функциональный класс – подъем по лестнице на 6-й этаж без одышки;
2-й функциональный класс – до 5-го этажа, 3-й функциональный класс – одышка появляется уже между 2-3 этажами, 4-й класс – при минимальной нагрузке или в покое (удел этого класса – лечебная физкультура, хотя и с применением гимнастических упражнений с особой дозировкой). Следует заметить, что такие реакции вполне можно наблюдать у человека, просто имеющего плохое физическое развитие или подготовленность, вовсе не связанные с заболеваниями сердца. Но иметь в виду их необходимо:
– оценка уровня физической подготовленности по анализу двигательного режима человека: низкая – ранее физкультурой не занимался, не делает даже утренней гимнастики, плохо переносит уже небольшие нагрузки; средняя – ежедневная утренняя гимнастика, ходит пешком в среднем темпе или бегает не менее 30 минут в день; высокая – регулярно занимается, хорошо переносит бытовые физические нагрузки.
Существенным дополнением к врачебно-педагогическому контролю служит самоконтроль – наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, влиянием занятий на самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, работу сердца и т.д.
Причем, самонаблюдения должны фиксироваться в специальном дневнике, куда следует также заносить основные показатели нагрузки, сведения о ее характере, субъективной оценке ее величины и напряженности состояния во время упражнения. Дневник периодически должен предъявляться преподавателю для ознакомления, сверки со своими данными и внесения корректив в организацию, содержание и другие характеристики занятий, уточнения задач на определенные периоды и пр.
Признаками несоответствия нагрузки состоянию занимающихся служат: резкая утомляемость на занятиях, бледность, одышка, слабость, чрезмерное учащение пульса (более 180 уд/мин у молодых и здоровых лиц и свыше 140 уд/мин у пожилых), нарушение сердечного ритма, значительное повышение или падение артериального давления, появление головной боли, болей в области сердца, уха, правого подреберья, замедление восстановления, нарушение сна, расстройство кишечника, ухудшение аппетита, настроения; появление раздражительности, либо наоборот – апатии, потери интереса к занятиям, снижение работоспособности, а также тестируемых показателей. В этих случаях необходима консультация врача и соответствующие изменения в организации и содержании процесса оздоровления. Чтобы предупредить негативные реакции занимающихся на возникновение таких признаков, следует проводить с ними разъяснительную работу, в которой пытаться убедить человека, что все эти изменения носят вовсе не фатальный характер, что мыслей типа «ах, мне это не дано, мне ничего не поможет» и т.п., не возникало, а если возникли, надо переубедить человека не только на примере окружающих, но и найти любую «зацепку» в его собственной деятельности, чтобы использовать ее в качестве положительного примера его потенциальных возможностей и помочь обрести веру в себя и гимнастику как подходящее ему средство оздоровления.
Специальный контроль (на примере фитнесса)
Определение состояния здоровья и потенциальных возможностей различных систем организма как исходных условий для занятий фитнессом - весьма важная задача, решение которой требует участия как специалистов-инструкторов так и врачей, знающих специфику данной системы оздоровительных занятий.
На подготовительном этапе существует особый порядок оценки состояния здоровья занимающихся и допуска их к занятиям: 1) составление личной карты (анкеты), 2) анамнез, проводимый инструктором и включающий сведения о нарушениях в состоянии здоровья, признаках и симптомах проявления, образе жизни и ее условиях и т.п., 3) составлении медицинской карты (включающей личные и семейные характеристики), 4) заполнение социокарты, 5) составление психограммы.
В фитнессе широко применяется метод анкетирования с использованием разного рода вопросников. При этом условно можно выделить 4 части анкетной информации:
1-я часть – «общая информация: фамилия, адрес, пол, дата рождения; наличие страховой карты, рабочая нагрузка в неделю (часы), характер работы (сидя, стоя, в движении, продолжительность фиксации отдельных поз и т.д.), определение лиц для оказания требующейся помощи.
2-я часть – медицинские сведения: наличие родственников до 50 лет (живых и умерших), дата последнего медицинского осмотра, дата последней оценки физического состояния, перенесенные операции, заболевания с вмешательством врача, принимаемые лекарства за последние 6 месяцев, частота обращения к врачу и симптомы заболевания.
3-я часть – факторы, влияющие на здоровье и образ жизни: курение (что, сколько, как часто), регулярность занятий физическими упражнениями (режим), возможность быстро пройти 6,5 км без усталости, пробежать трусцой 5 км, масса тела (в настоящее время, год назад).
4-я часть – черты характера: нетерпеливость, возбудимость, затруднения в двигательной деятельности, реактивность в экстремальных ситуациях, адаптация к психологическим нагрузкам и др.
Для примера – анкета-вопросник, основанная на самооценке своего состояния по альтернативной схеме ответов «да – нет»:
– имеются ли сведения врача о нарушениях ССС,
– случались ли боли в области сердца, груди,
– были ли случаи потери сознания и головокружения (как часто),
– случались ли нарушения кровяного давления, травмы опорно-двигательного аппарата (кости, связки, суставы, мышцы),
– есть ли причины отказа от занятий физическими упражнениями,
– есть ли отклонения в состоянии здоровья, связанные с возрастом,
– привычна ли для Вас физическая нагрузка.
Анализ ответов на вопросы анкеты дает возможность определить условно степень готовности клиента к занятиям и при этом:
1) если есть хотя бы один положительный ответ, требуется консультация врача;
2) если все ответы отрицательны, то это означает, что имеется готовность к занятиям низкой интенсивности и возможность последующей оценки по стандартным методикам;
3) при временном (нестойком) недомогании желательно воздержание от занятий на ближайшие несколько дней (неделю);
4) в случае допуска к первому этапу занятий возможны две их формы:
а) неограниченная двигательная активность с соответствующим режимом,
б) конкретные ограничения (по характеру, интенсивности, напряженности, объему) упражнений с постоянным контролем за состоянием здоровья.
Для медицинского тестирования используются следующие показатели: ЧСС, АД, ЖЕЛ, ЭКГ, профиль крови (биохимия), состав тела, психологические пробы. Анализ медицинских показателей направлен на оценку прежде всего функциональных возможностей и кардиореспираторную подготовленность (при этом выделяются «основные» и «дополнительные» показатели, см. табл. 8). Медицинские пробы проводятся как в условиях покоя, так и после воздействия нагрузки разной степени, а при функциональной оценке состояния звеньев тела особое внимание обращают на поясничную область.
Оценка физического состояния клиента включает измерение силовых показателей, гибкости и выносливости. Для этого используются простейшие контрольные упражнения: отжимания в упоре, подтягивания в висе, наклоны, прогибания туловища, поднимание и отведение ног. Эти простые контрольные движения дают лишь общее представление об уровне развития физических качеств, поэтому требуется большее разнообразие тестов и более четкий, адресный, их подбор. Тестирование разных показателей имеет свои особенности.
Измерение ЧСС. В практике используются несколько способов оценки ЧСС:
а) максимальная контрольная ЧСС определяется вычитанием из условного числа «220» цифры, определяющей возраст занимающегося, например: 220 – 35 = 185;
б) определение диапазона ЧСС для конкретного уровня интенсивности работы: максимальная ЧСС умножается на абсолютное значение интенсивности (65 : 100 – 0,65 – избранный уровень), а затем на коэффициент 1,1. Например: ЧССмах 185 х 0,65 = 120,25; 120,25 х 1,1 = 132 - граница интенсивности, выраженная уд/мин; в) «формула Карвонена» включает два предыдущих показателя с добавлением показателя ЧСС в покое. Например: 220 – 35 – 75 (покой) = 110; 110 х 0,65 = 71,5; 71,5 + 75 = 146,5 уд/мин.
Средние нормативные показатели максимальной ЧСС для людей разного возраста даны в таблице 9; они позволяют выявить некоторую степень риска при выполнении физической работы и адекватность реакций ССС на нагрузку.
Измерение массы тела. Соотношение показателей массы тела и % содержания жира является одним из основных показателей, принимаемых в фитнессе во внимание. Существует много способов определения этого соотношения: прямым взвешиванием, расчетным путем, измерением электрического сопротивления тканей тела и степени инфракрасного излучения и т.д. Возможен учет разнообразных расчетных показателей и их соотношений, например, измерение кожно-жировых складок с помощью калипера на талии и бедре – позволяющее условно определить степень ожирения. Нормативные уровни их приводятся в таблице 10.
«Полевые тесты». Для оценки функциональной подготовленности помимо инструментальных методик широко используются так называемые полевые тесты, или виды циклических локомоций:
а) ходьба на одну милю (1609 м) с оценкой либо времени, затрачиваемого на преодоление дистанции, либо ЧСС на последних 400 м;
б) бег трусцой (тест К. Купера) с оценкой либо дистанции, пробегаемой за 12 минут, либо времени преодоления 1,5 мили;
в) бег на одну милю (нормативные уровни приведены в табл. 11); .
г) модификация «гарвардского степ-теста» со ступенчато повышающейся нагрузкой. Например: восхождение на ступеньку высотой 30 см в ритме 2 шага вверх – 2 шага вниз, в темпе 95-96 шагов в минуту, выполняемое в течение 3 минут.
Как правило, разработанные нормативные показатели по каждому из тестов позволяют путем сопоставления результатов тестирования с табличными значениями судить о функциональных возможностях человека.
Измерение показателей физической подготовленности. Степень развития того или иного качества (и умений их проявлять) оценивается с помощью широкого набора специальных тестов и контрольных упражнений. В фитнессе чаще всего измеряются гибкость и силовые качества (динамическая, скоростная) а также силовая выносливость.
Гибкость измеряется в процессе выполнения наклона вперед в положении сидя, руки вверх; при поднимании туловища, с опорой руками, из положения упора лежа на согнутых руках; при сгибании ноги с помощью рук в положении лежа на спине (подтягивание к груди).
Силовые качества тестируются при: сгибании рук в положении «вис лежа» под углом 45° к опоре, подтягивании в висе, отжимании в упоре лежа, поднимании туловища из положения лежа на спине с согнутыми ногами («канадский тест», нормативы - в табл.12), динамометрии кисти, поднимании максимально возможного груза (один раз).
Осанка. Определение осанки позволяет выявить особенности строения тела и физического развития. Визуальная оценка звеньев тела и его форм, проводимая по 11 показателям (см. рис. 4), сопоставление полученных данных с контрольными шкалами – позволяет рассчитать суммарный показатель и определить соответствующий рейтинг конкретно анализируемой осанки, на основании чего подбирать соответствующие направления и средства воздействия с целью коррекции недостатков.
Ниже в качестве примеров даны нормативные таблицы оценки, используемые в разных видах тестирования в фитнессе.
Таблица 8. Показатели, используемые в медицинском тестирований
Нагрузка | Основные показатели | Дополнительные показатели |
1. В состоянии покоя 2. Субмаксимальная 3. Максимальная | 1. ЧСС 2. АД 3. % избыточной массы тела 4. Соотношение обхватных размеров талии и бедер. 5. Подвижность в тазобедренных суставах. | 1. ЭКГ 2. Характеристика крови 3. Подвижность в суставах 4. ЖЕЛ |
6. АД 7. ЧСС 8. Степень усталости | 5. ЭКГ 6. Профиль крови | |
9. АД 10. Ощущение усталости 11. Время действия максимальной нагрузки 12. Потребление кислорода 13. Количество подниманий туловища. | 7. Потребление кислорода 8. Профиль крови 9. ЭКГ 10. Количество модифицированных подтягиваний |
Таблица 9.Возрастные зоны показателей критической ЧСС
№ п/п | Возраст | % от максимальной ЧСС | ||||
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. |
Таблица 10. Показатели жира в составе тела у разных категорий лиц (% )
Категория лиц | женщины | мужчины |
1. Жизненно необходимо | 11-14 | 3-5 |
2. Спортсмены | 12-22 | 5-13 |
3. Физически подготовленные | 16-25 | 12-18 |
4. Потенциальный риск ожирения | 26-31 | 19-24 |
5. Тучные | больше 32 | больше 25 |
Таблица 11. Нормативы в полевом тесте «Бег на одну милю» (мин)
Степень оценки | Возрастные границы (лет) | |||||||||||
6-9 | 10-12 | 13-15 | 16-30 | 31-50 | 51-70 | |||||||
М | Ж | М | Ж | М | Ж | М | Ж | М | Ж | М | Ж | |
1. «Хорошо» | ||||||||||||
2. «Предел» | ||||||||||||
3. «Нужна работа» |
Таблица 12. Нормативные показатели для «Канадского теста»/раз/
Оценка | Мужчины | Женщины | ||||
Возраст | ||||||
35-44 | 35-44 | |||||
1. Отлично 2. Хорошо 3. Удовлетворительно 4. Плохо |
Глава V.