Произведения для домашнего чтения
(* с 1-12 - произведения для обязательного прочтения с записью в читательском дневнике; с 13 - 42 любые 5 произведений на выбор с записью в читательском дневнике)
Русские народные сказки: "Лиса и журавль''*, "Марья Моревна''*, "Финист Ясный сокол''*.
Пословицы*, поговорки*, загадки*.
Былины: "Илья Муромец и Соловей разбойник''*, "Садко''.
И. Крылов Басни "Ворона и лисица''*, "Квартет''*, "Лебедь, рак и щука''*, "Волк на парне''.
А.С. Пушкин "Пущину''*, "Зимнее утро''*, Узник'', "К***''*, "Зимняя дорога''*.
М.Ю.Лермонтов "Утес''*, "Парус''*, "Тучи''*, "Три пальмы'', "Смерть поэта''.
Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством''
И.С. Тургенев "Бежин луг''*
А. П. Чехов "Хамелеон''*, "Пересолил''*, "Толстый и тонкий''*.
М. Пришвин Рассказы (2 на выбор)*, "Кладовая солнца''*.
Г. Х. Андерсен Сказки* (любые 2 на выбор)
К.Г. Паустовский "Заячьи лапы''*.
Е. Шварц Сказка о потерянном времени
В. Губарев Королевство кривых зеркал
Л. Гераскина В Стране невыученных уроков
С. Прокофьева Приключения желтого чемоданчика
А. Волков Волшебник Изумрудного города
А. Волков Семь подземных королей
А. Волков Огненный Бог Марранов
Э. Успенский Зима в Простоквашино
Э. Успенский Тетя дяди Федора
Э. Успенский Любимая девочка дяди Федора
Э. Успенский Дядя Федор идет в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино
Э. Успенский Праздники в деревне Простоквашино
Э. Успенский Неприятности в Простоквашино
Э. Успенский Крокодил Гена и его друзья
Э. Успенский Бизнес крокодила Гены
Е. Велтистов Электроник - мальчик из чемодана
Д. Родари Джельсомино в стране лгунов
Д. Родари Чиполлино
Д. Харрис Сказки дядюшки Римуса
Я. Экхольм Тутта Карлсон, первая и единственная, Людовиг ХIV
Н. Гарин-Михайловский Тема и Жучка
Сказки "Тысяча и одна ночь'' (Синбад-мореход, Волшебная лампа Алладина. Али-Баба и сорок разбойников).
В. Гауф Карлик-нос.
В. Гауф Маленький Мук
А. Н. Толстой Золотой ключик, или приключения Буратино
А. Милн Винни-Пух и все-все-все
Д.Свифт Путешествия Гулливера
С. Лагерлеф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
П. Трэвэрс Мэри Поппинс
А. Линдгрен Пеппи Длинный чулок
Вопросы к экзамену
- Специальная методика преподавания литературы как наука. Предмет, задачи и содержание. Связь спецметодики преподавания литературы со смежными науками.
- Исторический обзор становления спецметодики преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Характеристика актуальных проблем методики преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Характеристика учебно-методического обеспечения предмета "Литература'' в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Характеристика этапов изучения литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Методы и приемы изучения литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Особенности планирования уроков литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Особенности методического обоснования урока литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи урока литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Подготовка учителя к уроку литературы. Требования к его проведению. Предупреждение типичных методических недочетов в работе учителя на уроке.
- Типы уроков литературы. Особенности структуры уроков разных типов.
- Понятие о литературном произведении как художественном единстве. Роды и жанры литературы. Характеристика компонентов содержания и формы художественного произведения.
- Особенности литературного развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
- Коррекционно-образовательное значение уроков литературы в развитии учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
- Методика изучения произведений устного народного творчества на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Методика изучения эпических произведений на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Методика изучения лирических произведений на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Методика изучения драматических произведений на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Методика изучения басен на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Специфика использования различных видов анализа художественного произведения на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Развитие речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературы: значение, принципы, направления работы.
- Психолого-педагогические и литературоведческие основы обучения пересказу учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
- Характеристика видов пересказа и приемы подготовительной работы к пересказу на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Характеристика работы по развитию письменной речи учащихся на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Психолого-педагогические, лингвистические и психолингвистические основы обучения чтению в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Психофизиологические механизмы навыка чтения.
- Содержание понятия "полноценный навык чтения'', характеристика четырёх его качеств.
- Особенности овладения навыком чтения школьниками с тяжелыми нарушениями речи.
- Характеристика беглости чтения, приёмы работы над этим качеством.
- Характеристика правильности чтения, приёмы работы над этим качеством.
- Характеристика сознательности чтения, основные приёмы работы.
- Характеристика выразительности чтения, приёмы работы над интонационной выразительностью.
- Методика внеклассного чтения в специальной (коррекционной) школе V вида. Характеристика современной системы формирования читательской самостоятельности школьников.
- Типология уроков внеклассного чтения в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Особенности организации работы по внеклассному чтению в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Формы внеклассной работы по литературе в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Изучение теоретико-литературных понятий на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Самостоятельная работа учащихся с тяжелыми нарушениями речи в процессе анализа художественного произведения.
- Роль наглядности в преподавании литературы, её виды и особенности применения в специальной (коррекционной) школе V вида.
- Словарная работа при изучении художественного произведения на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.