Анализ художественного произведения на уроках чтения

Каждый новый урок чтения для учащихся — это встреча с новым произведением, новым способом открытия реальности, новым автором. Для того, чтобы указанная встреча запомнилась ребенку, следует сформировать на уроке такие условия, в которых ребенок будет стремиться исследовать художественный текст, станет собеседником, творцом, почувствует значимый характер совершаемых им открытий.

Школьный урок на сегодняшний день — это не готовая схема. Современный ученик уже в первом классе способен свободно излагать собственные мысли, пытаться по-настоящему исследовать текст. В начальной школе формируется стремление понять все вокруг, желание поспорить, задать много вопросов.

Освоение учащимися младших классов художественного произведения на уроках чтения начинается при первичном восприятии ими текста, со стадии начального самоопределения, самопознания читателя. Он сопровождается первыми эмоциями, переживаниями, вопросами младших школьников. Ценность подобных вопросов заключается в том, что они выступают отправными точками диалога между автором и читателем, ориентирами на пути осознания позиции автора произведения, его главного смысла.

Знакомство с произведением продолжается на стадии анализа текста. Анализ включает изучение компонентов произведения и их связей, определенных художественных приемов и принципов.

Имеется ряд подходов к анализу литературного произведения: стилистический анализ, проблемный анализ, анализ развития действия, анализ художественных образов. Стилистический анализ демонстрирует, как в подборе слов-образов выражается авторское отношение к демонстрируемому. Проблемный анализ представлен анализом проблемных вопросов. Анализ развития действия включает работу над сюжетом художественного произведения и его элементов. Анализ художественных образов является работой не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии.

Художественное целое формируется из многих взаимосвязанных между собой компонентов. В процессе анализа текста не следует постоянно подвергать разбору все элементы художественного произведения. Рассматриваются лишь элементы, наилучшим образом раскрывающие смысл, идейное содержание прочитанного. Выбор исходного пункта для анализа, решение вопроса, на чем акцентировать внимание в процессе изучения конкретного произведения, зависят от специфики произведения, уровня общей и литературной подготовки младших школьников, от литературных интересов педагога.

Анализ текста в начальных классах не адекватен анализу, проводимому учениками старших классов, представляя его разбор, специально организованный педагогом. Главная цель подобного разбора — осознать основную авторскую идею, увидеть, каким образом она подается в произведении конкретного жанра. Маленькие читатели знакомятся с различными произведениями, расширяя собственный читательский кругозор, осваивают художественные языки различных писателей и как бы оформляют направления дальнейшей работы с текстом.

Траектория анализа художественного текста проектируется педагогом так, чтобы детям было что открывать. В противном случае диалог о смысле произведения не заинтересует читателя, а разбор будет скучным. Учителю необходимо стремиться к анализу произведения, чтобы он позволял учащимся самостоятельно делать открытия «смыслов».

Самым распространенным приемом анализа является постановка вопросов к прочитанному. Вопросы позволяют детям уяснить факты произведения, осмыслить их с позиции его идейной направленности, то есть понять причинно-следственные связи, позицию автора, сформировать собственное отношение к читаемому. В ходе поиска ответов на вопросы у каждого учащегося формируется личное представление о смысле произведения. Указанным представлением он делится с остальными читателями, являясь участником общего диалога. То, что было не понято на стадии первичного знакомства с художественным текстом, в результате воплощается в рождении нового смысла, который открывается благодаря усилиям всех читателей-учащихся, каждый из которых оказывал помощь своими мнениями, версиями, предположениями выработать новый смысл.

Следующая стадия работы с художественным текстом, состоящая в соединении первых представлений учащихся о замысле автора с результатами анализа, представлена стадией интерпретации. Абсолютная доминанта интерпретации текста – это истолкование художественного смысла произведения. В ходе анализа понимание движется от целого к частям, при интерпретации — от частей к целому. Интерпретация является творческим, сознательным стремлением читателей определить смысл произведения в каждой его части.

На школьном уроке аналитические ходы, которые, как правило, отражают в определенной мере собственно процесс восприятия произведения, подготавливают интерпретацию, делают ее возможной, и только на заключительной стадии изучения художественного произведения задания, которые нацеливают учеников на анализ, приобретают интерпретационную окраску.

Так, в рамках исследования, я проанализировала вместе с учащимися младших классов на уроке чтения художественное произведение. Рассмотрим порядок вопросов и заданий для школьников для сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

1. Прочитайте 1-ю и 2-ю части сказки. Ответьте на вопросы: где жила лягушка? Почему она решилась лететь на юг? Найдите описание болота, в котором жила лягушка. Прочитайте моменты, которые раскрывают характер лягушки.

Прочитайте 3-ю часть. Расскажите, какой метод передвижения придумала для себя лягушка. Ответьте точными отрывками текста: что заставило уток согласиться с предложением новой знакомой? Какие неудобства полета возникли во время путешествия?

Наши рекомендации