Тема 4. Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников. Методы контроля, самоконтроля и самооценки
Тема 1. Эволюция целей и представлений о мере возможностей воспитания
Сравнительно-исторический анализ целей и задач воспитания:
«Главный предмет воспитания (иначе: цель воспитания) есть тот, чтобы образовывать людей счастливыми людьми и полезными гражданами»[1].
Н.И. Новиков
Приготовление к разумной жизни есть главнейшая задача воспитания… Воспитание должно подготавливать к непосредственному и опосредованному самосохранению, к родительским обязанностям, к гражданской жизни и к различным занятиям, доставляющим удовольствие, скрашивающим жизнь».[2]
П.Ф. Каптерев
Цель гуманистического воспитания: «создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом»[3]
Идеал воспитания выражается в образе всесторонне и гармонично развитого человека.[4]
«Декларация прав ребенка», принцип 6
Дискуссия об обоснованности утверждений:
«Воспитание может все»[5].
К.А. Гельвеций
«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»[6].
Ф. Вольтер
«Мне не хочется доказывать то, что я раз уже доказывал, и то, что слишком легко доказать: что воспитание . как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Здесь я ограничусь одним вопросом. Право воспитания не существует. Я не признаю его, не признает, не признавало и не будет признавать его все воспитываемое молодое поколение, всегда и везде возмущающееся против насилия воспитания»[7].
Л.Н. Толстой
Студентам предлагается прокомментировать предложенные определения цели воспитания, обосновать справедливость-несправедливость утверждений.
В подготовке к семинару студентам требуется найти утверждения других мыслителей, педагогов и классиков по поводу целей воспитания личности.
Тема 2. Методы формирования сознания личности
Лекция, рассказ, объяснение – словесные методы, обеспечивающие сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение.
Беседа (как обсуждение), дискуссия и диспут – такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих воспитанников.
Пример – рассказ, наказ, обсуждение, анализ образца, литературного и/или жизненного факта, личности.
Внушение – воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при высоком доверии к педагогу.
К занятию требуется более подробно познакомиться с данными методами воспитания.
На практическом занятии студенты должны проанализировать и разработать условия и правила применения указанных методов; решить несколько педагогических задач, построенных на педагогических ситуациях.
Тема 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
Педагогическое требование – предъявление требований к выполнению определенных норм, правил поведения, законов, традиций.
Общественное мнение – выражение группового требования.
Приучение – организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения.
Упражнение – многократное повторение и совершенствование сполсоба действий как устойчивой основы полведения.
Воспитывающая ситуация – обстоятельство затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем.
На практическом занятии студенты должны проанализировать и разработать условия и правила применения указанных методов; решить несколько педагогических задач, построенных на педагогических ситуациях.
К занятию требуется более подробно познакомиться с данными методами воспитания.
На практическом занятии студенты должны проанализировать и разработать условия и правила применения указанных методов; решить несколько педагогических задач, построенных на педагогических ситуациях.
Тема 4. Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников. Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Поощрение – положительная оценка, одобрение, признание качеств, поступков, поведения воспитанника или группы.
Наказание – выражение отрицательной оценки, осуждение действий и поступков, противоречащих номам поведения.
Соревнование – метод, основанный на тяге детей к игре, состязанию.
Методы контроля и оценки результатов воспитательной деятельности: наблюдения, опросные методы (беседы, анкетирование) тестирование, анализ результатов деятельности. Указанные методы играют сопутствующую роль, поскольку они являются не способами воздействия, а способами диагностирования личности, группы, поведения, ситуации.