Упражнение «Кто сильнее?»
Сядьте вдвоем за стол друг против друга. Облокотитесь правой рукой на стол и соедините руки.
Проверьте, удобно ли держите за ладонь руку "противника", свободно ли сидите? Сейчас начнете соревноваться в силе: кто кого "уложит", чья рука коснется стола тыльной стороной ладони?
Но цель упражнения в том, чтобы сохранить свободное звучание голоса при сильном мускульном напряжении руки. Мышечный контролер должен не дремать: борясь с "противником", надо владеть изолированным сокращением мышц, не допустить распространения мышечного напряжения рук на голосовой аппарат. Следовательно, во время борьбы разговаривайте. О чем? Соревнуйтесь, например, в произнесении чистоговорок, пословиц, поговорок, следя за тем, чтобы голос мог свободно "рисовать" мысль.
Зная, что существует глубокая внутренняя связь слова и действия, которая проявляется в способности человека подчинять свое поведение речевым инструкциям, начните упражнение со словесного приказа, помогающего сохранять свободу голосового аппарата в моменты мускульного напряжения организма. Помните об установке?
Ведите диалог:
Один говорит:
Напряжен — борюсь с тобой,
Но свободен голос мой,
Другой продолжает:
Говоришь свободно?
Что же. Я умею делать то же:
«Аппарат» раскрепостить
И свободно говорить.
Один говорит чистоговорку, делая в ней одно ударное слово, другой повторяет ее, перенеся логический центр на другое слово.
Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу... И так далее.
Упражнение «Штанга»*.
Штангу буду поднимать
И «опору» развивать
Руки надо закрепить,
Штангу чтоб не уронить.
Вот от пола отрываю,
Быстро, быстро поднимаю,
На груди ее держу.
Все ж свободно я дышу.
Раз! Рывок!
Над головой!
И свободен голос мой!
В напряженье тело было,
Звук мой не закрепостило!
Упражнение «Чемодан» *.
1-й:
Ох, тяжелый чемодан!
Но снесу его я сам,
Груз громоздкий у меня
И иду я семеня.
Он действительно тяжелый.
Понеси его попробуй!
2-й:
Да, тяжел он не на шутку,
Мышцы все напряжены.
Уф, передохну минутку.
Мы вдвоем нести должны!
Оба:
Вместе чемодан несем,
Песню весело поем:
Ать-два! Левой!
Ать-два! Правой!
Мы идем походкой бравой,
Петь легко, легко идти,
Если верный друг в пути!
Упражнение «Скакалка».
Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками соответствующие движения и сопровождайте прыжки таким текстом:
сО скакАлкой Я скачУ,
НАучИться ЯхочУ
ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы
ЗвУк держАть онО моглО бы,
ГлУбокО, ртмИчно бЫло
ИменЯнепОдводИло.
Я скачУ без пЕредЫшки
И не чУвствуЮ одЫшки,
ГОлос звУчен. льЕтся рОвно,
И не прЫгаЮя слОвно.
РАз-два) РАз-два! РАз-два! РАз!..
МОжно прЫгать цЕлый чАс...
Кончил прыгать, вижу я:
Речь легко звучит моя.
В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык «сбрасывания» дыхания. Не задерживайте дыхание! «Подлаивайте» ударные. Затем можно произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите после проделанного упражнения какое-нибудь лирическое стихотворение
Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.
Тренируйте голосовые навыки еще в ряде упражнении, целевая установка которых та же - научиться "сбрасывать" не использованный в фонации воздух, что вызывает рефлекторный вдох - пополнение легких воздухом без видимых движений вдоха. Воздух сам "втекает" в легкие, потому что плотность внешнего воздуха оказывается больше, чем воздуха в легких. Контроль: наличие или отсутствие одышки. Координируя речь с движениями, сохранять качественное звучание голоса. Не забывать о приеме «подлаивания», обеспечивающим опору звука.
Упражнение «Зарядка»*.
Чтобы голос был в порядке,
Проведу сейчас зарядку.
Влево — вправо поворот.
А теперь наоборот.
Приседаю, поднимаюсь.
Пригибаюсь, наклоняюсь,
Пол руками достаю,
Но свободно говорю!
А теперь прыжки на месте.
Прыгну хоть сто раз, хоть двести
И двумя ногами сразу,
И на левой, и на правой,
На одной и на другой -
Нет одышки никакой!
Упражнение «Петухи»*.
1-й петух: Кукареку!
Кукаре?
2-й петух: Почему ты во дворе?
Буду здесь хозяин я,
1-й петух: Кукареку!
2-й петух: Куд-куда?
Самозванец!
Проучу Лезть в начальство отучу!
(наступает на первого петуха, завязывается драка).
1-й петух: Кука-ре... Сдаюсь, сдаюсь!
В рядовых я остаюсь!
2-й петух: Кукарекать не умеешь,
А мечтать о власти смеешь!
Где «опора»? Где басок?
«Петушиный» голосок
Мой же голос за реку
Полетит:
Кукареку!
Целевая установка: научиться снимать мускульное напряжение с голосового аппарата во время физических действий, избегать одышки приемом "выбрасывания" воздуха.