Мониторинг в сферах деятельности

Само понятие мониторинг представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности.

Сложность формулировки определения понятия мониторинг связана также с принадлежностью его как сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.

Самым общим образом мониторинг можно определить как "постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению ".

Впервые мониторинг был использован в почвоведении, затем в экологии и других смежных науках. В настоящее время он изучается как в технических, социальных науках, так и в различных сферах практической деятельности. Есть основания говорить, что осталось мало областей деятельности, где в той или иной мере не использовался бы мониторинг.

Основные сферы применения мониторинга как способа научного исследования - это экология, биология, социология, педагогика, экономика, психология, теория управления.

Главная сфера практического применения мониторинга - это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.

Приведем Интернет-ссылки на источники, посвященные мониторинговым исследованиям

  • Материалы международного исследования подготовленности школьников TIMSS -WWW.CSTEEP.BC.EDU
  • Мониторинг прессы - WWW.DEALINE.RU
  • Экологический мониторинг в Канаде - WWW.CCIW.CA
  • Мониторинг телевидения и радио - WWW.WPS.RU
  • Геоэкологический мониторинг - WWW.SYNAPSE.RU
  • Варианты глобальных систем мониторинга - WWW.CSU.EDU.AU , WWW.STUDENT.WAU.NL
  • Мониторинг подготовленности учащихся начальной школы - WWW.UNC.EDU
  • Физиологический, инструментальный и медицинский мониторинг - WWW.VI-LAB.COM
  • Международная Ассоциация по оценке достижений в образовании (IEA), материалы международных сравнительных исследований и другая полезная информация - WWW.UTTOU2.TO.UTWENTE.NL
  • Американская Психологическая Ассоциация, нормативные документы и стандарты - WWW.APA.ORG

Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. В различных сферах он используется с различными целями, но при этом обладает общими характеристиками и свойствами. Однако разные системы мониторинга, обладая общими чертами, существуют и развиваются достаточно изолированно в рамках той или иной науки или области управления.

Степень изученности и интенсивность использования его в различных сферах деятельности неравнозначны. Успешно решаются проблемы мониторинга, как на прикладном, так и на теоретическом уровнях, в сфере экологии. Здесь понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества. Достаточно глубоко проработан его методологический аппарат, созданы средства измерения, адекватные поставленным задачам, существует отлаженная система реализации мониторинга, включающая в себя сбор, хранение, обработку и распространение получаемой информации, статус его закреплен на законодательном уровне.

В некоторых сферах научно-практической деятельности мониторинг только осваивается, в других его освоение находится на завершающем этапе. Такое положение дает нам достаточно уникальную возможность: исследовав теорию и практику освоения мониторинга в различных научных и практических областях, его современное состояние в системе образования России, определить пути повышения эффективности использования мониторинга для реализации поставленных нами целей.

Для наиболее полного представления о сущности мониторинга рассмотрим подробнее, что он представляет собой применительно к различным сферам его использования.

Итак, наибольшее развитие теория и практика использования мониторинга получили в экологии и социологии. В экологии понятие мониторинг определяется как непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.

В 70-х годах Ю. А. Израэлем и И. П. Герасимовым были разработаны две альтернативные концепции экологического мониторинга.

По мнению Ю. А. Израэля, "мониторингом правильнее называть систему наблюдений, позволяющую выделить изменения состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности...". "Мониторинг включает в себя наблюдение, оценку и прогноз состояния природной среды и не включает управление качеством окружающей среды и деятельностью человека...".

И. П. Герасимов понимает под мониторингом "систему наблюдения, контроля оценивания и управления окружающей средой, которые должны быть целеустремленны, взаимосвязаны и эффективны". При этом он отмечает, что эффективность не нацеленного на управление мониторинга низка и приводит к целому ряду недостатков, основные из которых - избыточность и недостаточность информации, ее невостребованность.

В 70-80 годах развернулась широко известная дискуссия о роли мониторинга в управлении. В результате ее была официально принята концепция мониторинга Ю. А. Израэля. Однако дальнейшее развитие событий показало, что опасения И. П. Герасимова подтвердились, и что ненацеленность мониторинга на управление действительно снижает его эффективность.

Н. Ф. Реймерс отмечает, что смысл мониторинга заключается в выполнении двух взаимосвязанных функций - наблюдения (слежения) и предупреждения и что такой мониторинг нацелен на фиксацию отрицательных последствий хозяйственных действий и их вторичных эффектов и, таким образом, обладает низким прогностическим потенциалом. Предпринимаемые по результатам такого мониторинга действия должны носить характер спасательных работ.

Практика реализации экологического мониторинга на Западе предусматривает его обязательную взаимосвязь с системами управления и реагирования. Обеспечение этой взаимосвязи, безусловно, целесообразно и с точки зрения повышения его собственной эффективности, и с точки зрения расширения возможностей его использования.

Следует отметить, что пользователями информации, предоставляемой экологическим мониторингом, являются не только органы управления, но и та часть населения, которая непосредственно заинтересована в этой информации (например, в том случае, если ей угрожает какая-либо опасность), и все общество в целом. Таким образом, в практике использования экологического мониторинга позиция открытости и доступности предоставляемой им информации имеет принципиальное значение.

Реализация этого принципа предусматривается и в практике использования социологического мониторинга. Социологический мониторинг, по мнению Т. И. Заславской, представляет собой некоторую целостную систему отслеживания происходящих в обществе перемен на основе исследования и анализа массовых представлений о них.

Как отмечает Т. И. Заславская, - главная цель социологического мониторинга - обеспечить общество достоверной, своевременной, достаточно полной и дифференцированной социально-значимой информацией.

Традиционно социологические исследования проводятся по разным темам, в разное время, в разных регионах и в рамках различных социальных групп, при помощи разнообразных социологических инструментов и методов.

Недостатком их является то, что получаемая в результате информация, как правило, трудно сопоставима. Кроме того, большая часть социологической информации поступает к пользователям, уже успев устареть.

Использование мониторинга позволяет разрешить эти проблемы в обеспечении пользователей необходимой социологической информацией. По мнению разработчиков этой системы, эффективность мониторинга обеспечивается соблюдением условий:

ü наличие четкой и слаженной организации всех звеньев сбора, обработки и анализа информации;

ü использование мощной технической базы;

ü привлечение высококвалифицированных кадров;

ü наличие компетентного методического контроля реализации проекта;

ü достаточное финансирование.

Главная особенность социологического инструментария мониторинга состоит в целостности и системности, которые обеспечиваются строгой привязкой всех инструментов к общей системе индикаторов.

Каждое направление исследования и каждый инструмент опираются на специфический набор индикаторов, выбираемых из общей системы, причем эти наборы частично пересекаются. Один индикатор может операционализироваться вопросами, обращенными ко всем группам населения: и к экспертам, и к предпринимателям и т. д. При этом осуществляется контроль над тем, чтобы в исследовании были задействованы если не все, то подавляющее большинство индикаторов, включенных в систему.

Таким образом, мониторинг дает более качественную информацию, базируется на конечном количестве системно отобранных индикаторов. В качестве объекта мониторинга выступают социологические объекты. Особое условие проведения мониторинга - методический контроль реализации проекта и слаженность процессов сбора, обработки и анализа полученной информации.

В рамках социологии мониторинг может использоваться для решения различного рода задач. Например, И. В. Бестужев-Лада рассматривает мониторинг как средство обеспечения эффективного функционирования системы прогнозирования. Представленная им система построения прогноза основана на систематическом, специально организованном опросе экспертов. При этом он отмечает, что прогнозирование не сводится к безусловным предсказаниям, а ставит целью заблаговременное взвешивание возможных последствий принимаемых решений с помощью сугубо условных предсказаний поискового и нормативного характера.

Выделяются следующие этапы построения прогноза:

ü исходные показатели;

ü прогнозный фон;

ü поисковая разработка;

ü построение "дерева" перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления;

ü нормативная разработка на основе "дерева целей" по заранее заданным критериям;

ü построение "дерева оптимальных решений".

Но как только принятые решения начинают проводиться в жизнь, прогнозируемая ситуация немедленно начинает меняться. Кроме того, она меняется и объективно, под воздействием факторов прогнозного фона. По этим причинам для последующих решений "отработанный прогноз не годится, нужен новый". В идеале, как отмечает Бестужев-Лада, технологический прогноз может и должен быть непрерывным.

В качестве одного из наиболее простых, дешевых и эффективных способов, обеспечивающих его непрерывность, Бестужев-Лада предлагает использовать периодический опрос экспертов, с учетом изменившейся ситуации. Однако при периодическом опросе одной и той же группы экспертов проводится, по сути, повторное панельное исследование со всеми его плюсами и минусами. К минусам относится инерционность мышления экспертов, неизбежность появления артефактов. К плюсам - "эффект самообучения", позволяющий совершенствовать экспертные оценки с учетом результатов каждого этапа. Следует отметить, что панельные исследования доказали свою эффективность во многих отраслях социологии.

Постоянное совершенствование панельного исследования привело его к переходу в новое качество, в котором оно и может быть обозначено понятием мониторинг. Под мониторингом И. В. Бестужев-Лада предлагает понимать определение, данное Ю. А. Израэлем: "систематические наблюдение, оценку и прогноз состояния окружающей среды, обусловленные хозяйственной деятельностью человека". Остановив свой выбор на данном определении, он входит в противоречие с самим собой, поскольку в качестве основной характеристики прогнозного мониторинга Бестужев-Лада заявлял именно ориентацию на управление, изменение ситуации, и это изменение подразумевается самим характером работы. В то же время, приведенное определение мониторинга не включает управленческой компоненты.

Представляют интерес еще два толкования понятия мониторинг в социологии. Одно из них, определяющее социально-политический мониторинг как постоянный, систематический сбор информации средствами массовой коммуникации в целях наблюдения, контроля хода развития какого-либо социально-политического явления или процесса и его прогнозирование, представляет ценность тем, что достаточно точно описывает основные характеристики мониторинга - систематичность, динамичность, нацеленность на прогноз.

Однако остаются дискуссионными вопросы о сведении целей мониторинга только к наблюдению за ходом процесса, не предусматривая активного вмешательства, управления им, о возможности описания социально-политического явления или процесса только на основе информации, имеющейся в средствах массовой коммуникации.

В следующем определении, данном А. В. Толстых, социологический мониторинг рассматривается как системная совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным организациям в реализации социальных программ, соответствующих социо-культурным характеристикам и особенностям массового сознания различных поколений населения. В данном определении мониторинга для нас представляет интерес его толкование как средства помощи в реализации социальных программ, что предполагает обязательную его нацеленность на сферу управления.

В целях более полного освещения интересующих нас проблем коснемся той сферы деятельности, где мониторинг стал широко использоваться лишь в последние годы, а именно медицины. Здесь предметом мониторинга может быть интегральное воздействие на человека окружающей природной среды, последствия медицинских воздействий, развитие отдельных патологий. Осуществляется он с целью выявления и предупреждения критических ситуаций, опасных для здоровья человека.

В медицине, более чем в какой-либо иной сфере, получили распространение различные локальные и частные системы мониторинга. Кроме этого, можно отметить, что в медицине мониторинг используется также в научных целях для доказательства тех или иных исследовательских гипотез.

Различия в толковании сущности мониторинга, в целеполагании и средствах его осуществления отражают специфику и уровень разработанности проблем мониторинга в каждой из областей его применения.

В России понятие «мониторинг» появилось после чернобыльской катастрофы как система отслеживания состояния здоровья детей Чернобыля, а потом привилось в русском языке. Английское слово monitoring от лат. monitor (предостерегающий) означает контроль.

Внимание и интерес к мониторингу проявляются и на уровне государственного управления. В указе Президента РФ от 21 апреля 1993 года № 471 (п.1) Министерству труда России совместно с другими заинтересованными организациями федеральной исполнительной власти поручалось подготовить и представить Правительству РФ предложения об организации Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы. В составе Института труда Министерства был организован центр "Труд-мониторинг". Объектами его исследования являются предприятия и учреждения, расположенные в разных районах страны. Предметом - процесс занятости как на предприятиях и в организациях, так и в рамках отдельных министерств и ведомств.

Таким образом, проблемы мониторинга во всех сферах его использования решаются одновременно и на уровне их теоретического осмысления, и на уровне его практической реализации.

Причины завершения функционирования той или иной системы мониторинга:

ü сам объект мониторинга может прекратить свое существование (примерами таких объектов являются цены на ГКО, коррозия металлов, внутриутробное развитие зародыша и пр.);

ü объект мониторинга перестает представлять собой опасность (примеры такого рода объектов - уровень моря, в том случае если он достаточно долго остается стабильным; выборы после их завершения и анализа результатов).

Иначе говоря, одни системы мониторинга, выполнив свою конкретную задачу, прекращают свое существование, другие могут существовать неограниченно долго. Они могут осуществляться в течение не одного десятилетия или даже столетия (например, наблюдения за погодой).

Сферы использования мониторинга чрезвычайно разнообразны. Основная сфера практического применения мониторинга – это управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности

Многочисленные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает возможность говорить о мониторинге как целостном самостоятельном научно-практическом феномене.

Принципы мониторинга

Принципы проведения мониторинга специально разработаны в рамках экологического мониторинга как наиболее продвинутого в реализации. Рассмотрим эти принципы и те доводы в их защиту, которые предлагают экологи.

Принцип проблемной организации существует в противопоставление идее тотального мониторинга, она снимает синдром "избытка данных - недостатка информации". Программа исследований и наблюдений разворачивается только по определенной проблеме, региональный мониторинг состоит из пакета проблемно организованных программ. Такая организация оставляет возможность для постановки новых проблем и развертывания новых программ. Данный принцип реализует идею проблемного мониторинга. Вряд ли его можно воспринимать как универсальный. Для части систем мониторинга в большей мере подходит фоновый или управленческий мониторинг. Для мониторинга цен, наверное, не стоит искать способ проблемной организации.

Принцип развития (открытости для развития) - система выполнимости (выполнения, завершения проектов и создания новых). Это принцип экологического мониторинга. Он не может быть распространен на большое количество иных систем мониторинга, поскольку существуют устойчивые задачи функционирования систем, для которых важна стабильность и многолетние результаты с целью прогнозирования или уточнения прогнозов.

Принцип приоритета управления - как противопоставление средовому подходу. В триаде "управление - мониторинг - экспертиза" управлению принадлежит ведущая роль, мониторинг и экспертиза являются очень важными, но обеспечивающими блоками. Управление разрабатывает целевые установки и намечает контуры проблемы, экспертиза выступает в качестве средства против возможной профессиональной узости решения проблемы. Одним из результатов мониторинга являются знания, передаваемые для принятия решений. Вероятно, приоритеты управления являются универсальным признаком для мониторинга вообще в том случае, если управление будет рассматриваться в широком смысле этого слова и будет включать в себя формирование или воздействие на общественное сознание.

Принцип целостности - неразрывность триады "управление - мониторинг - экспертиза ". Можно предположить, что точнее будет говорить о триаде "управление - мониторинг - прогноз", поскольку экспертиза - это все-таки процессуальное понятие.

Принцип информационной открытости - необходимое условие эффективности. Все результаты экологических исследований и наблюдений должны быть доступны для управленцев, предпринимателей, политиков, широкой общественности. Пользователи должны сформулировать свои требования при формировании программ мониторинга. Информационная открытость не может быть принципом любого мониторинга. Часть мониторинга, несомненно, носит конфиденциальный, заказной характер. Закрытость некоторых результатов мониторинга в образовании может зависеть от нескольких обстоятельств. Получение информации для открытого доступа и информации только для системы управления имеет разную мотивационную основу и может смещать оценки, получаемые при обследовании социальных систем. Часть информации об образовании носит частный, приватный характер, разглашение ее способно нанести вред личности. В общем виде проблема доступа к информации мониторинга, несомненно, существует.

Принцип оперативности - оперативности переработки и выдачи информации и оперативности принятия решений.

Оперативность - существенный признак мониторинга, и он может рассматриваться как универсальный принцип.

На основе анализа принципов проведения мониторинга в экологии, социологии и других областях знания можно выделить несколько общих принципов проведения мониторинга, которые получили эмпирическое подтверждение:

ü Целостность;

ü Оперативность;

ü Приоритет управления;

ü Соответствия (целей мониторинга средствам его организации) ;

ü Научность;

ü Прогностичность (нацеленность на прогноз);

ü Непротиворечивость (валидизация здравым смыслом);

ü Разнообразие.

Можно сказать, что мониторинг представляет собой довольно сложный формирующийся феномен, который носит междисциплинарный характер. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности.

Благодаря своей структуре и функциям мониторинговая система приобретает комплексный, целостный характер. Она обеспечивает универсальные возможности в маркетинговой деятельности в сфере образования, в ее различных подсистемах.

Наши рекомендации