Но красивую, богатую, высокую
Молитва Януша Корчака
Наступил день, когда воспитанникам Дома сирот велено было собраться на привокзальной площади, откуда их отправляли в Треблинку.
Что сказал Корчак детям, ведь он никогда не обманывал их? Как объяснил, что они едут умирать?
Они шли по улицам Варшавы вслед за своим Старым доктором, шли без слез, и над ними развевалось зеленое знамя короля Матиуша. Знамя надежды.
«Появление колонны Дома сирот на привокзальной площади вызвало среди карателей легкую панику. Так, стройными рядами, с песней, сюда не приходила ещё ни одна партия обреченных на смерть людей.
– Кто это? – закричал немецкий офицер.
Переводчик, поляк, с исхудалым, осунувшимся лицом, объяснил ему, что это пан Корчак со своими детьми, известный на всю Польшу врач и педагог.
А детей, одного за другим, уже начали загонять в вагоны, пахнущие хлоркой и землей, сквозь ровный строй автоматчиков с собаками. Януш одиноко стоял на перроне и со слезами на глазах провожал своих воспитанников взглядом. Не смог, не удержался и теперь, размазывая по щекам слезы, скрывал от детей свои красные воспаленные глаза...
– Пан Корчак! Доктор! – воскликнул чей-то хриплый голос, и костлявая рука робко коснулась плеча Януша. Тот обернулся.
– Вам разрешено остаться! – перед ним был переводчик. – Господин офицер разрешил! – радостно заверил его поляк и указал в сторону немецкого офицера.
– А дети? – спросил доктор.
– Нет, дети должны ехать... – тихо сказал поляк и опустил глаза.
– Нет! – в сердцах воскликнул Корчак. – Передайте вашему офицеру, что дети прежде всего!
И, бросив презрительный взгляд в сторону офицера, задвинул за собой двери вагона».
На месте их гибели в Треблинке стоит большой камень, на нем надпись: «Януш Корчак и дети»[29].
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ГЛАВЕ 14
1. На основе анализа текстов, характеризующих различные воспитательные системы, предлагаем выполнить следующие задания:
1.1. Подготовить доклад одному – двум студентам по каждой воспитательной системе, привлекая дополнительный материал.
1.2. Подготовить краткую характеристику каждой из воспитательных систем, опираясь на теоретический материал, представленный в § 1 главы 12. Форму характеристики предлагаем разработать и утвердить на практическом занятии в группе. При анализе воспитательной системы строго придерживаться совместно принятой формы.
1.3. Выявить положительные, сомнительные и негативные (по вашему мнению) стороны каждой концепции воспитательной системы. В дискуссии оценить предложенные характеристики.
1.4. Выявить в каждой характеристике воспитательной системы те положительные или просто интересные идеи и формы работы, которые:
а) реализовались в практике воспитательной деятельности в вашей школе;
б) игнорировались или были запрещались в вашей школе (почему?)
в) вы хотели бы непременно применить в вашей будущей воспитательной деятельности.
2. Подготовьте яркий и шутливый рассказ на тему: «В академии полностью введена система свободного воспитания Саммерхилльского сообщества: целый день пожинаем плоды…»
3. На заключительном практическом занятии по разделу «Воспитательные системы» обсудить заранее подготовленные в мини-группах ваши авторские модели воспитательных систем, вобравшие в себя все интересное, положительное, что отражено в материале, характеризующем известные (в т. ч. отечественные дореволюционные и зарубежные) воспитательные системы. Обсудив, сопоставив проекты, оценив отдельные аспекты проектов и проекты в целом, разработайте интегрированный проект воспитательной системы, предлагаемой вашей группой.
4. Обратите внимание на то, как будет разворачиваться дискуссия, насколько корректны и объективны ее участники, в какой мере они (все вы) овладели умением осуществлять такую форму делового общения…
Успеха!