Ощущение

Ощущение – это наиболее элементарный простейший психический процесс, заключающийся в отображении отдельных качеств и свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущения передают лишь недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающих объектов. Они появляются у простейших живых существ, помогая им ориентироваться в окружающем мире, выделяя из среды сигналы о пище и опасности.

Характерная черта ощущения – сиюминутность, т.е. ощущение возможно именно в момент воздействия на человека различных сторон предметов, при этом познаются (отражаются) их отдельные качества или свойства, которые не соединяются в целостный образ предмета. Ощущения составляют основу чувственного, то есть основанного на работе органов чувств, познания. Физиологической основой ощущений является работа анализатора, который передает информацию от органов чувств (глаз, кончиков пальцев, уха и т. д.) по центростремительным нервам в кору больших полушарий.

Классификации и основные виды ощущений. Существующие классификации ощущений выделяют несколько оснований для их группировки. Наиболее распространенной является классификация на основании модальности органов чувств – это зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные ощущения. Этот вид классификации является и самым старым, в связи с тем, что такие группы ощущений выделялись еще учеными Античности и Нового времени. Основанием для этой классификации стало и строение анализаторов, которые связывают органы чувств с мышцами. При этом необходимо помнить о том, что ощущения отражают только адекватные для данного анализатора раздражители. Так, у человека возбудителями зрительных ощущений являются электромагнитные волны, длина которых колеблется в диапазоне от 380 до 770 миллимикронов, а слуховые ощущения возникают при воздействии на рецепторы звуковых волн с частотой колебаний от 16 до 20 000 герц. Поэтому человек, например, не слышит ультразвук или не видит ультрафиолетовое излучение.

Пять основных видов ощущений разделяют на контактные и дистантные. Контактные (вкусовое, тактильное) ощущения возникают только при непосредственном соприкосновении (контакте) с объектами внешнего мира. Так, мы не можем ощутить вкус пищи или гладкость поверхности и температуру предмета, не прикоснувшись к нему. Дистантные, как видно из названия (зрение, слух, обоняние), позволяют оценить качества предмета на расстоянии – мы видим объекты, слышим звуки или улавливаем запахи иногда даже на значительных расстояниях от источника ощущения.

Экспериментальные исследования разных видов ощущений показали, что круг модальностей может быть увеличен как за счет расширения параметров внутри имеющихся видов, так и за счет включения новых видов ощущений. Наиболее дифференцированным является тактильное ощущение, в котором выделяются болевые ощущения, температурные, ощущения давления, поверхности, формы предмета. Хотя это все ощущения одной модальности и связаны с контактами руки (особенно кончиков пальцев, как наиболее чувствительной зоны тактильного анализатора) с поверхностью, характер этих ощущений, степень их сложности, даже некоторые их свойства существенно отличаются друг от друга. Например, болевые и температурные ощущения могут быть получены при соприкосновении практически любых частей тела с объектом, в то время как ощущения, передающие информацию о характере поверхности или ее форме, наиболее полны при соприкосновении предмета с рукой. Болевые ощущения не всегда могут быть точно локализованы в пространстве (и тела, и внешнего мира), а температурные всегда точно соотносятся с объектами. Во всех видах ощущений выделяются такие параметры, как интенсивность, то есть сила воздействующего раздражителя, являющаяся количественной характеристикой ощущения, а также их временная характеристика – длительность.

Характеризуя основные виды ощущений, среди них выделяют симультанные (то есть мгновенные) и сукцессивные (то есть протяженные во времени). Симультанными являются зрительный, вкусовой и тактильный анализаторы, в то время как слуховой и обонятельный – сукцессивные.

Еще одним основанием для классификации является расположение воспринимающих рецепторов: экстероцептивные (зрение, слух, запах вкус, осязание) передают информацию о внешнем мире; интероцептивные передают информацию о состоянии внутренних органов, проприоцептивные передают информацию от мышц и сухожилий, позволяя определить перемещение тела в пространстве, его наклон и т. д.

Экстероцепторы, передающие информацию о внешнем мире, непосредственно связаны с деятельностью анализаторов и представляют собой наиболее исследованный вид ощущений. Интероцепторы, отражающие внутреннее состояние организма, являются одним из наиболее древних видов чувствительности, так как их информация связана с жизнедеятельностью субъекта, обеспечивая живому существу возможность осознать свое соматическое состояние, предохранить организм от истощения, от развития болезни и т. д.

Некоторые ученые выделяют внутри интероцепторов специальную группу ощущений, так называемые органические ощущения, которые также передают информацию, отражающую жизнь организма. Однако эта группа ощущений связана только с нарушением автоматического протекания деятельности внутренних органов. К указанным видам чувствительности относятся ощущения голода, жажды, полового влечения, сигналы, идущие от сердечно-сосудистой и дыхательной системы. То есть это ощущения, поставляющие малодифференцированную информацию «хорошего или плохого» самочувствия человека.

Проприоцепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях, помогают живому существу определить свое положение в пространстве. Без информации от проприоцепторов, невозможно совершить даже простые движения (ходьба, прыжки), не говоря о более сложных двигательных актах, например, написания букв, ориентации на местности. Информация от проприоцепторов помогает скорректировать и данные, полученные от экстероцепторов, – например, при наклоне головы образы предметов, расположенные на сетчатке, меняют свое положение. Сопутствующие этому изменению сигналы проприоцепторов корректируют образы предметов, помогая субъекту осознать, что изменилось не расположение объектов во внешнем поле, но собственное положение в нем.

Свойства ощущений.Среди основных свойств ощущений выделяют пороги. Абсолютный порог ощущений – это эта минимальная интенсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом. Для разных видов ощущений существуют свои пороги, иногда значительно отличающиеся друг от друга. Относительный порог, выражаемый законом Вебера – Фехнера, показывает какое минимальное приращение интенсивности необходимо для ощущения изменения сигнала. При тихом звуке достаточно слегка прибавить громкость для замечания разницы. При сильном шуме незначительное его усиление не улавливается.

Ведущими свойствами ощущений являются также адаптация, сенсибилизация и синестезия. Адаптация – это способность органов чувств приспосабливаться, привыкать к новому или изменившему интенсивность сигналу. Выделяют несколько видов адаптации. Существуют, например, темновая и световая адаптация, а также адаптация к температуре или качеству поверхности. Некоторые из них являются довольно часто испытываемыми в повседневной жизни. Опуская, например, руку в горячую воду, в первый момент чувствуется высокая температура, однако постепенно тело привыкает и перестает ощущать воду как горячую (или, наоборот, как холодную).

Не менее распространенными являются феномены темновой и световой адаптации, то есть привыкания к свету или темноте. Так, зайдя с солнечной улицы в темную комнату, в первый момент почти ничего не видно. Однако довольно быстро глаз привыкает (адаптируется) к полумраку, и постепенно начинается различение окружающего. Есть только два вида чувствительности, к которой не может привыкнуть живое существо, – это боль и слух. Это связано с биологической целесообразностью, так как при привыкании, например, к боли, у живого существа снижается порог опасности, и оно может погибнуть. Важно также постоянно слышать звуки окружающего мира, так как (особенно на первых этапах филогенеза) опасность можно было точнее определить именно по звуку, сигнализирующему о ее приближении. У человека речь (то есть звук) содержит чрезвычайно важную для жизни информацию.

Сенсибилизация связана с повышением чувствительности, снижением ее порога. Это свойство возникает в связи с усилением мотивации или определенными условиями жизни, требованиями профессиональной деятельности. Так, при высокой заинтересованности, возможно услышать звуки, не различимые в обычной ситуации. Профессиональная сенсибилизация связана с постоянным упражнением определенного анализатора, что приводит к повышению его чувствительности. Музыканты, например, различают обертона в звуке, кажущемся непрофессионалам единым тоном, при этом у скрипачей, для которых звуковысотный слух особенно важен, слуховая чувствительность выше, чем, например, у пианистов. Художники видят разные оттенки в едином для других цвете, намного точнее оценивают пропорции окружающих предметов, их формы. Повышению чувствительности способствуют и условия жизни – так, северные народы выделяют несколько оттенков белого цвета (единого для остальных), так как от состояния снега зависит многое в их жизни.

Синестезия основана на совместной работе нескольких анализаторов. Так, мы можем связать цвет со звуком (например, цветомузыка) или с температурными ощущениями (теплые или холодные тона) и т. д. У многих людей высоко развит такой вид чувствительности, на нем основана работа цветомузыкальных установок, некоторых видов цветовой терапии. Отдельные музыкальные произведения (например, А. Н. Скрябина, Н. А. Римского-Корсакова, у которых был очень развит цветной слух) рассчитаны именно на синтетическое восприятие, а в партитуре указаны как ноты, так и цвета. Важным моментом является и то, что такое совместное ощущение более устойчиво и лучше сохраняется в памяти, чем обычное.

Синестезия помогает также компенсировать недостатки деятельности какого-то анализатора – например, плохо слышащие люди различают звуки по вибрации, они могут даже слушать музыку, сидя спиной к оркестру (так лучше улавливается вибрация) или держа руку на музыкальном инструменте.

Ощущение вкуса

Периферическим отделом вкусового анализатора являются вкусовые луковицы, расположенные в слизистой оболочке языка, на нёбе, в глотке и гортани. У человека около 9000 луковиц. Чувствительность к вкусовым раздражителям различных участков языка неодинакова. Наиболее чувствительны: к сладкому – кончик языка, к горькому – его корень, к кислому – его края, к соленому – кончик и края языка. Максимальная чувствительность наблюдается натощак, и она значительно снижается после приема пищи. При длительном воздействии раздражителя наступает адаптация. Быстрее адаптируемся мы к сладкому и соленому, поэтому, если себя не ограничивать, можно съесть много сладкого или соленого. Примечательно, что есть лишь четыре вкуса, и почти нет их комбинаций (впрочем, встречаются кисло-сладкий вкус яблок и горько-соленая морская вода).

Ощущение запаха. Это ощущение возникает благодаря рецепторам в слизистой оболочке полости носа. Качество запаха и его интенсивность определяются летучестью и растворимостью веществ (в основном органических). У животных обоняние выполняет жизненно важные функции, поэтому оно очень сильно развито. У человека оно потеряло свою силу и переориентировалось: стало играть более значительную роль в производственной деятельности. Абсолютный порог обоняния у человека довольно низок, всего он различает около 10 000 запахов.

Попытки дать классификацию запахов предпринимались неоднократно. Разные авторы выделяют от 4 до 9 различных запахов: благоухающий, эфирный, смолистый, пряный, гнилой, горелый. Сладкие и горькие запахи увеличивают работоспособность, мускусные – увеличивают газообмен, мятные, розовые, лимонные – уменьшают газообмен. Неприятные запахи учащают и углубляют дыхание. Ванилин, розовое масло – уменьшают частоту дыхания, делают его поверхностным. Отталкивающие запахи повышают кровяное давление, приятные – понижают. Запах тополя и боярышника усиливает сердечные сокращения. Ароматы жасмина, розы и гвоздики сильно возбуждают клетки мозга. Ароматы мяты или ландыша повышают внимание. Мята и ландыш помогают тем, кто много работает на компьютере. Свежий запах моря благоприятен для проведения деловых переговоров.

Слуховые ощущения.Слух – это способность воспринимать звуки, которые могут быть различного происхождения: природного (шум моря, пение птиц); культурного (музыка); трудового (производственные шумы); сигнального и речевого.Прием звуков осуществляется с помощью слухового анализатора. Основные параметры звуковой волны: частота, амплитуда, форма, которые субъективно отражаются как высота, громкость, тембр.

С возрастом слуховая чувствительность закономерно падает, причинами патологических нарушений могут быть как механические повреждения, так и различные заболевания: отит, (воспаление среднего уха), склероз кровеносных сосудов, опухоли. У разных людей наблюдается разная чувствительность к звукам. Важно отметить, что есть специальности, требующие тонкости слуха.

Депривация.Одна из самых важных особенностей живого организма – это потребность в нормальном потоке ощущений. Органы чувств собирают информацию из внешней среды, а внутренние органы посылают в мозг информацию о состоянии сердца, печени и т.п. В каждый момент времени в мозг поступает информация от всех органов чувств.

Если информация, необходимая для нормальной психической деятельности, не поступает, то наступает «сенсорный голод», или депривация. Она возникает у спелеологов, полярников, космонавтов. Через некоторое время человек впадает в тревожное и дискомфортное состояние, доходящее порой до различных психических нарушений. Однако при депривации наблюдается интересный эффект: повышение чувствительности анализаторов.

Взаимодействие анализаторов. Взаимодействие анализаторов есть одно из проявлений единства сенсорной сферы. Суть его состоит в том, что изменяется состояние одного анализатора при одновременной работе другого. Так, при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а при интенсивных световых раздражителях слуховая чувствительность падает. Поэтому известная шутка «Плохо слышишь? – Надень очки!» имеет под собой некоторые основания. Кроме того, взаимодействие может проявляться и в поддержке, разгрузке одного из анализаторов за счет других.

Ученые подсчитали, что 80 – 90% информации о мире поступает через зрительный анализатор. В ряде ситуаций это может привести к перегрузкам. Поэтому имеет смысл распределять нагрузку в соответствии со спецификой анализаторов. Так, известно, что ухо лучше принимает непрерывные сигналы, а глаз – дискретные. Сигналы же опасности имеет смысл вывести на болевой анализатор, который непосредственно связан с оборонительным рефлексом и слабо адаптируется. Системность сенсорной организации позволяет обеспечить компенсацию перестающего работать анализатора, поскольку другие берут на себя, хотя бы частично, его функции.

Так, например, функции зрения у слепых частично берут на себя слух и осязание, которые становятся гораздо более чувствительны по сравнению с нормой. Благодаря этому некоторые слепые занимаются ваянием. У некоторых глухих сильно развито чувство вибрации. Оно дает им возможность «слушать» музыку (они кладут руку на музыкальный инструмент или поворачиваются спиной к оркестру).

Отмечается еще один вид взаимодействия анализаторов – их связь с эмоциональной сферой. С одной стороны, ощущения, прежде всего, воспринимаются как приятные-неприятные (цвета – как теплые / холодные). Все запахи первоначально оцениваются эмоционально. Существует и обратная связь. Так, если человек находится в эйфорическом состоянии, то у него повышается чувствительность к теплой части спектра, а в депрессивном – к сине-зеленым тонам.

Наши рекомендации