В) Умение учеников работать с тестом – важный компонент умения учиться

А) Формирование действий входящих в прием моделирования

Если в начале учащемуся даются готовые модели, с которыми они работают, то затем постепенно дети обучаются построению разного рода моделей, т.е. овладевают деятельностью моделирования.

Обучение моделированию следует начинать с умения отображать пространственные отношения,позже – переходить к отображениювременных отношений,а потом уже – всех других типов отношений (механических, звуковысотных, математических, логических и т.д.).

Процесс обучения моделированию включает следующие действия:

1. Анализ материла(текста), подлежащего моделированию: выделение смысловых частей,которые подлежат изображению с помощью знаково-символических средств.

2. Переводсмысловых частей на язык символов и знаков. Особое внимание обращают на соответствие между выделенными элементами материала и элементами модели.

3. Одинаковые элементы и отношения учащихся должны обозначать одиночными символамии знаками,а разныеэлементы и отношения – разными.

4. Действие преобразования модели.Это действие позволяет учащимся перегруппировать элементы модели, дополнить ее недостающими элементами и т.д.

5. Соотнесение полученной модели с реальностью( с тем, что моделировалось). Именно это и является целью моделирования.

Б) Формирование умения быть внимательным

Как уже говорилось, внимание – это действие контроля(самоконтроль, который осуществляется про себя, автоматизировано). Имеется ввиду произвольное внимание.

1. Начинать формирование внимания надо с внешних, осознанных и развернутых действий контроля.Можно использовать действие контроля в разных видах заданий.При этом наиболее целесообразно выбирать такие виды учебной работы,в которых недостатки внимания учащихся особенно ощутимы (например, обнаружение ошибок в тексте).

2. Для последовательного выполнения учащимися всех операций по контролю, им необходимо определить характер работы и записать его на карточке.

3. Первоначально учитель проделывает работу «вместе с учащимися»,строго следуя «правилу», затем ученики работают самостоятельно.Вначале контроль должен выполняться в материальнойили материализированной форме(например, каждое проверяемое слово (слог) отчеркиваются вертикальной чертой). В качестве образца (при затруднении в проверке) даются правильно написанные тексты.

4. После правильно выполненных действий, оно выполняется без опоры на карточку.Проверяемые слова и слоги теперь не отчеркиваются,а зрительно выделяются и прочитываются.Полезно использовать взаимную проверку учащихся домашнего задания, самостоятельных работ и т.д.

5. Важно, чтобы учащиеся использовали формируемое действие контроля не только в школе, но и дома.

6. Важно перенести действие учащегося по контролю на другой материал.

«После того, как действие контроля приобретает умственную форму, должную меру сокращения, обобщения и автоматизации, учащийся, владеющий таким действием станет внимательным».

в) Умение учеников работать с тестом – важный компонент умения учиться

1. Текст делится на смысловые единицы.Каждая смысловая единица должна отмечаться в тексте теми или иными средствами. Смысл единицы могут положить свое название (заглавие)отражающих их смысл.

Передача содержания текста своими словами –обязательное требование к ученику.

2. Умение объединять смысл единицы в целое → необходимо выделение учениками логических отношениймежду отдельными единицами.

Эти приемы работы с текстом обеспечивают его лучшее понимание и запоминание.

В целом, все компоненты деятельности учения должны формироваться с учетом дальнейшего движения ученика.

Все действия, входящие в деятельность учения, можно по­делить на два класса:

а) общие (не специфические),

б) специфические.

Общие виды познавательной деятельности (общие приемы) потому и называются общими, что они используются в раз­ных областях, при работе с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать выполнение любой деятельности и др. К общим видам познавательной деятельности относятся и все приемы логического мышления: они независимы от конкрет­ного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний. К числу логи­ческих приемов относятся: сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др. К общим видам деятельности относятся и такие, как уме­ние запоминать, умение быть внимательными, умение наблю­дать и др. Условно их можно объединить в группу «психоло­гических»: они изучаются в психологии.

Специфические действия отражают особенности изучаемо­го предмета и поэтому используются в пределах данной об­ласти знаний. Примерами специфических действий могут служить звуковой анализ, сложение и др.

И так, Уже в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю систему логических приемов мышления, необходимых для работы с планируемыми предметными знаниями, для решения задач, предусмотренных целями обучения.

Умение учиться состоит из познавательных действий, которые ранее необходимо было усвоить, приобрести. После этого они ис­пользуются как средства усвоения новых действий.

Из сказанного вытекают следующие положения:

1. Действия, составляющие умение учиться, необходимо усвоить так же, как любые другие действия. Это означает, что все действия, входящие в умение учиться (вторая группа дей­ствий), ранее были предметами усвоения (входили в первую группу действий).

2. Действия, составляющие умение учиться, не являются уникальными, пригодными только для учения. Они могут входить в состав других видов человеческой деятельности.

Следовательно, умение учиться состоит из разного вида по­знавательных действий, направленных на получение новых знаний, новых операциональных систем. Эти действия объеди­няются в умение учиться по выполняемой ими функции: они являются познавательными средствами.

В умение учиться обязательно входят знаково-символические действия: моделирование, кодирование, декодирование. Эта группа действий, с одной стороны, является общей, так как необходима при усвоении любого учебного предмета. Но в то же время каж­дый предмет имеет свою систему знаковых средств, которые уче­ник должен уметь использовать в процессе усвоения.Указанные группы общих действий важны для усвоения любых знаний и умений. Специфические действия - для ус­воения только каких-то определенных.

Учитель, приступая к изучению любого предмета, любой темы, должен быть уверен, что учащиеся владеют всеми необ­ходимыми познавательными средствами для усвоения этого предмета. Если не владеют - необходимо сформировать не­достающие действия или в ходе работы с предметным мате­риалом, или до этого.

Вопрос 2:

Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая и непреходящая задача школы добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру говоря, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, т.е. содержание образования. Все это требует осмысления учителями теоретически основ обучения и выработки методических умений и навыков.

"Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся".

Поскольку обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей, необходимо обратиться к раскрытию этих понятий.

Определение понятия "знание"

Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

Говоря о сущности знания, нужно иметь в виду два его смысловых значения. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом - выступает как предмет усвоения. Характеризуя знание как научное постижение сущности природных и общественных явлений, философ П.В. Копнин писал:"Знание - это совокупность идей человека, в которых выражено теоретическое овладение им предметом".

В этом значении понятие знание в полной мере относится и учебному познанию. Его результатом также является теоретическое овладение обучающимися изучаемыми предметами. Но это овладение носит специфический характер и выражается не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти, уметь воспроизводить и применять на практике, т.е. сделать индивидуальным достоянием каждого обучающегося. Вот почему знание в педагогике молят как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводство основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщение понятия, правила, законы, выводы и т.д.).

Усвоение знаний

Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем (Нурминский И.И. и др., 1991; аннотация).

Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.

Очень часто перечисленные этапы формирования знаний принимают в качестве критериев оценки уровней их усвоения.

Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях; оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания (Маркова А.К., 1990; аннотация).

Знания могут усваиваться на разных уровнях:

репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;

продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.

Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, его шаблонность или нестереотипность, оригинальность.

И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:

уровень различения (или распознавания) предмета;

уровень его запоминания;

уровень понимания;

уровень применения.

Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации (Беспалько В.П., 1989) (см. рис. 4)

в) Умение учеников работать с тестом – важный компонент умения учиться - student2.ru

Определение понятий "умение" и "навык"

В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение - владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Например, умение решать задачи по математике связано с владением такими приемами, как анализ условия, сопоставление этого условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов этих знаний, практические действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.

При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.

До сих пор не уточнены соотношения между понятиями "умения" и "навыки".

Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью (Рубинштейн С.Л., 1946. С. 553-554).

Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык (см. анимацию).

Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.

Таким образом, термин "умение" имеет два значения:

1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.

2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

Уровни овладения умениями и навыками

Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам

0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).

1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).

Подчеркнем, что далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности.Способности - это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности.

Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, относятся такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. Скажем, лентяй, который не хочет как следует работать, вряд ли достигнет больших Успехов в овладении знаниями. К общим способностям относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.

Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Есть, например, учащиеся, которые имеют хорошие музыкальные задатки, особую сообразительность в математике, склонность к литературному творчеству или изобразительному искусству. Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, действуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по тем предметам.

Определение понятия "общеучебные умения и навыки"

Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Вместе с тем, все учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории:

1) Общие, которые формируются у учащихся не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т.д.;

2) Специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах, например, определение общего сопротивления цепи проводников в физике, или вычисление валентности сложного химического вещества и т.д.

Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это положение неверно.

Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками.

Вопрос 3:

Проблема способностей в учебно-педагогическом процессе

1. Безусловно, что подход к процессу обучения по типу: «Нет плохих учеников, а есть плохие учителя» однозначен и примитивен.

Когда мы говорим, что успешность обучения во многом зависит от учителя, мы имеем в виду искусство учителя осуществлять индивидуальный подход.Для этого учителю следует познакомиться с проблемой способностей.

2. Способности –психического свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность. В той области, где есть способности человек быстро схватывает материал, хорошо соображает, вырабатывает навыки и умения, с интересом и продуктивно трудится, способен к творчеству и оригинальным решениям.

3. Однако от рождения ребенок обладает не способностями, а задатками –врожденные свойства, зависящие от наличия тех или иных зон в коре головного мозга. Иногда задатки обнаруживаются быстро и сравнительно легко.Сравнительно рано раскрываются способности к музыке, живописи, спорту, шахматам, несколько позднее – к математике, физике. Химии, поэзии.

4. Психологи установили, что к 5-6 годам у ребенка формируется уже половина фундаментадля его будущих способностей: физических, нравственных, умственных, волевых, эстетических.

Зарубежные психологи → наследуется до 80% умственных способностей.

Отечественные генетики → предпосылки умственных способностей заложены в природе человека на 55-60%.

5. Психологи → все психические полноценные от природы дети обладают способностями в той или иной области. Необходимо только правильно определить их.

В соответствии с принципом неравномерностиускоренный процесс носит временный характер, поэтому то, что иногда принимается за одаренность не всегда ею является. Нередко подающие надежды «вундеркинды» вырастают в весьма посредственных людей.

В школе далеко не всегда раскрывают подлинные задатки и наклонности, порой это развитие носит запоздалый, замедленный, скрытый характер.Например, А. Энштейн весьма неровно учился в школе, и его учитель ему предрек: «Из вас Энштейн, никогда ничего путного не выйдет». Эмиль Золя провалил экзамены по литературе, академик Курчатов был отстающим по математике.

Если же у ребенка нет ярко выраженных способностей, надо делать все возможное, чтобы они появились. И.Г. Песталоцци → есть гении ума, гении руки и гении сердца.

Какие бывают способности и как они проявляются в школе?

1. Учителя прежде всего отмечают так называемые общие способности.

Ученик одинаково успешно занимается по всем предметам, проявляет добросовестность и активность. Много читает, всем интересуется, имеет отличную память, сообразителен.Однако ранние общие способности не гарантируют последующего успеха. Часто отсутствует умение фундаментально работать в какой-то области, творчески мыслить.

2. Другие виды способностей – групповые способности,способности, направленные по какому-то определенному руслу: способности по гуманитарным или естественным предметам. Среди детей с такими способностями довольно большое количество по настоящему одаренных людей. В воспитании эти дети довольно сложные.

3. Специфические способности →ребенок обнаруживает повышенные наклонности к весьма узкому виду занятий: не просто к музыке, а к пению,не ко всей физике, а к разделу электростатика, радиоделои т.д. Такие дети могут плохо учиться, даже не успевать по ряду предметов, проявляя упрямство, капризы, нетерпимость, высказывать самые удивительные мнения, предлагать оригинальные необычные решения. Часто специфические способности раскрываются не сразу.

Известно, что Ч. Дарвин плохо учился в школе, великий норвежский драматург Генрих Ибсен окончил школу и университет с большим трудом; А.С. Пушкин имел «ноль» по математике.

4. Зависят ли умственные способности от пола?Исследования доказали, что мужчина и женщина обладают приблизительно одинаковым уровнем умственного развития. Но имеются определенные различия: у мужчин лучше развито абстрактное, логическое мышление, женщины лучше решают словесные задания.

Просто «умные» женщины встречаются чаще просто «умных» мужчин. Однако очень «умных» и очень «глупых» мужчин гораздо больше, чем очень «умных» или очень «глупых» женщин.

В школе на первых порах успешнее учатся девочки, потом происходит выравнивание.

В целом около 70% населения имеют средние умственные способности, около 15% -выдающиеся способности, около 15% -низкие способности.

Что необходимо для развития способностей?

а) От рождения обладать надлежащими задатками в той или иной области.

б) С раннего возраста расти в обстановке, стимулирующей правильное общее развитие и развитие конкретных способностей.

в) С раннего возраста приобретать надлежащие волевые и эмоциональные качества (настойчивость, трудолюбие, упорство, уверенность в себе, азарт).

г) С определенного возраста получить должное общее образование и начать работу в избранном направлении.

д) Своевременно начать научную и практическую подготовку, поиски, тренировки (в науке, спорте, музыке, живописи, ремесле), научиться выдвигать свои гипотезы и идеи и пытаться их решать, все время экспериментировать, что-то делать в избранном направлении, быть активным, предприимчивым, не боясь неудач.

Вред подстегивания раннего развития ребенка соответствие физического и психического развития («Блажен, кто вовремя был молод, блажен, кто вовремя созрел».)Диалог М.И. Буянова с педагогом новаторомНикитиным.

В обучении и воспитании в связи с наличием определенных способностей необходимо осуществлять так называемый индивидуальный подход.В связи с этим необходимо разобраться, также по успеваемости встречаются дети и в каком подходе они нуждаются.

1. Высокоуспевающие ученики –около 25%. Из две группы →на 5, на 5 и 4, вторая группа успевает на 4 и на 5 и 4. В большинстве случаев их отличает высокий уровень познавательного интереса, трудолюбие, добросовестность.

В работе с ними необходимо давать им задания повышенной сложности, установить особые наклонности, которые следует развивать специально. Детям, которые запоминают материал с помощью механической памяти,следует давать нестандартные задания заставлять думать, рассуждать. Лентяев следует разоблачать и серьезно подстегивать.

2. Среднеуспевающие ученики(около 50%). Их также две группы: те, что успевают на 4 и 3 и 3 и 4 и те, что успевают на «3». Общий уровень познавательной самостоятельности средний, недостаточно высока память и сообразительность (быстрота мыслительных операций), имеются навыки самостоятельной работы, но наблюдаются затруднения в подготовке по ряду предметов.

В работе с этими учениками требуется сочетание более доступных методов объясненияс применением приемов,стимулирующих активизацию их мыслительной деятельности.

Учеников необходимо учить слушать учителя на уроке, искусству устной и письменной речи, умению правильно готовить уроки.

3. Слабоуспевающие ученики(около 25%). Их 3 типа:

· те, кто как-то старается учиться, но у них не получается;

· те, кто мог бы учиться, но серьезно запустил материал и потерял интерес к учебе и веру в себя;

· те, кто и способности к учебе имеет ограниченные и потребности в учебе потерял (1-2% от общего количества неуспевающих).

Основная масса слабоуспевающих учеников может усвоить программный материал.

Решающей в работе с этими учениками является специальная воспитательная работа.Их нужно приобщить к учебе, постоянно помогать им, осуществлять постоянный контроль, не допускать образования пробелов в знаниях. Основная задача учителя – не дать ученикам никакой возможности увильнуть, не выполнить задание, отвлечься от учебы.

Сама по себе психологическая функция представления об ученике и его репутации не позитивна и не негативна. Она просто необходима для ориентации, для общения, определения собственного поведения и влияния на поведение другого. Поэтому педагоги не могут обойтись без представления об ученике.

Проблема заключается в том, чтобы вовремя внести исправленияв искаженный, уже не отвечающий действительности взгляд на ученика. Негативное опозданиев формировании всестороннего представления об ученике или тяготение к стереотипам,образовавшимся на первых порах, - самый плохой помощник в педагогической работе.

С воздействием репутации ученика на его поведение и успеваемость связано использование в педагогической деятельности эффекта Розенталя → американский психолог Розенталь и Якобсон провели экспериментДо сведения учителей одной из школ довели, что все учащиеся прошли психологическое обследованиеи с помощью диагностических методов выявили учеников с хорошими задатками для учебы.

Через 8 месяцев обследование повторили ученики наугад высоко оцененные психологами не только улучшили успеваемость и отношение к учебе,но у них повысился уровень их интеллектуальных способностей.

IQ – коэффициент способностей – показатель динамичный и определить его, пользуясь даже проверенными психологическими методами очень трудно.

Заключительное слово:

Управляемое обучение предусматривает определенную организацию действий учащихся, обеспечивающую формирование навыков с желаемыми, заданными свойствами.

При управляемом обучении получаются не только более высокие качества навыков, но и изменяется картина его формирования.

Управляемое обучение обеспечивает разумность действия, что ведёт к формированию таких качеств навыка, как обобщенность действия, гибкость, устойчивость результатов.

В успешность учебной деятельности входят не только приобретаемые знания, умения и навыки и способности, но и действия посредством которых происходит реализация целостности УД.

Литература:

Талызина Н.Ф Педагогическая психология М.. 1998

Зимняя И.А Педагогическая психология

Наши рекомендации