Деятельность как важный компонент содержания биологического образования.

Материалы к лекции № 4

Проблема развития логического мышления учащихся (гносеологичекие, интеллектуальные умения)

Проблема познавательных затруднений учащихся в освоении содержания учебного материала включает трудности: понимания, осознанного усвоения, воспроизведения и продуктивного использования различных фрагментов учебного материала, сущностных связей и отношений зависимости между изучаемыми объектами, явлениями и фрагментами описывающего их знания (законами, частными закономерностями и т.п.).

Основные этапы, которые достигает ученик по мере овладения знаниями, характеризуют степень понимания и меру овладения опытом в предмете:

• узнавание: ученик запоминает и воспроизводит изученный материал;

• понимание: понимает факты, правила, принципы, основной смысл параграфа; интерпретирует словесный материал, схемы, графики и диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения и т.д.;

• применение: умеет использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, применяет правила, методы, понятия, законы, принципы, теории без подсказки;

• анализ: умеет делить материал на части и устанавливать взаимозависимость между ними; определять элементы, составляющие данное содержание и выясняет зависимость между отдельными частями; выделяет скрытые (неявные) предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различия между фактами и следствиями;

• синтез: пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента; использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной задачи, проблемы или нового образа; разрабатывает информацию, объясняющую явление или событие;

• оценка: оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие вывода имеющимся данным; значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев и из внешних критериев; может судить о ценности какой-либо идеи, метода, материала.

Проблема развития творческих способностей учащихся (процессуальный аспект гуманитаризации образования)

Процессуальный аспект гуманитаризации образования можно рассматривать через процесс творчества, т. к. творчество как таковое имеет в значительной мере гуманитарный характер.

В отечественной философской традиции концепция развития творческих возможностей личности имеет глубокие исторические корни и опирается на идеи: самопознания и самосовершенствования Н. А. Бердяева, культурологическую концепцию М. М. Бахтина, на идею становления «пассионарной личности» Л. Н. Гумилева, на приоритет духовных ценностей П. Флоренского.

В результате творчество можно определить как вид человеческой деятельности, для которой характерно:

• наличие проблемной ситуации, творческой задачи;

• социальная и личностная значимость творчества для субъекта деятельности;

• наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок условий творчества;

• наличие субъективных (личностных качеств, знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей) предпосылок для творчества;

• новизна и оригинальность процесса и результата.

Творчество как процесс гуманитаризации образования рассматривают на двух уровнях:

1. С позиций первого уровня - это организация творческой учебно-познавательной, проектной и учебно-исследовательской деятельности, в ходе которой, 1) формируются вещи и явления, не существующие в объективной реальности; 2) развиваются и совершенствуются уже созданные человеком материальные и духовные произведения; 3) вырабатываются методы и формы субъективного переустройства имеющегося опыта.

2. С позиций второго уровня - это организация образовательной деятельности школьников, основанная на высоких требованиях к самостоятельности и критичности мышления и действия, характеризующая особое, ценностное и личностное их отношение как субъектов к объектам познания, субъектам образовательного процесса и себе как будущему специалисту, гражданину, человеку.

Наши рекомендации