По физиологии школьного возраста
Вопросы для контрольной работы
1. Перечислите основные отличия детского и взрослого организмов. Опишите особенности гомеостаза, саморегуляции и иммунологической реактивности детского организма.
2. Сравните особенности структурно-функционального и системного подходов к изучению функционирования организма человека.
3. Опишите структуру отдельной функциональной системы и принципы организации функциональных систем в организме. Укажите роль обратной афферентации.
4. Охарактеризуйте биологическую надежность функциональных систем и организма в целом. Укажите этапы развития биологической надежности в онтогенезе.
5. Объясните значение системного подхода к изучению физиологических функций детского организма и его адаптивных реакций на изменение условий среды. Охарактеризуйте принципы организации функциональных систем в организме.
6. Охарактеризуйте гетерохронность и системогенез онтогенетического развития детского организма.
7. Дайте определение биологического и паспортного возраста, возрастной нормы развития. Перечислите морфологические критерии определения биологического возраста. Охарактеризуйте современные подходы к оценке возрастной нормы и укажите ее биологическое и практическое значение.
8. Дайте определение возрастного периода, критерия периодизации. Укажите значение выделения возрастных периодов в онтогенезе человека. Охарактеризуйте различные подходы к возрастной периодизации.
9. Охарактеризуйте возрастные периодизации онтогенеза, в основе которых находятся показатели, отражающие особенности функционирования целостного организма. Укажите их значение.
10. Охарактеризуйте особенности возрастной периодизации Д. Эльконина, укажите ее значение. Обоснуйте актуальные проблемы современной возрастной периодизации и приведите полученные результаты.
11. Дайте определение «роста», «развития» и «формообразования» организма. Объясните роль дифференцировочных процессов в онтогенезе. Охарактеризуйте энергетические затраты в процессе роста и развития. Объясните значение различных факторов, определяющих рост и развитие организма.
12. Охарактеризуйте законы роста и развития человеческого организма.
13. Проанализируйте взаимосвязь физиологических функций с размерами тела. Дайте определение «относительного показателя» физиологического развития организма.
14. Охарактеризуйте сенситивные периоды в развитии ребенка. Укажите возможные причины, следствия и факторы, влияющие на прохождение сенситивного периода.
15. Дайте определение «критического периода развития» организма. Укажите причины кризисов и следствия. Охарактеризуйте критические периоды в развитии ребенка. Каково практическое значение знания критических и сенситивных периодов при организации педагогических мероприятий.
16. На примере терморегуляции объясните взаимосвязь между размерами тела и реакцией организма на действие физических факторов.
17. Объясните реакцию организма на силу тяжести в зависимости от его размеров.
18. Дайте определение «скачка роста». Проанализируйте «кривую роста» и охарактеризуйте скачки роста в развитии детей, объясните их причины.
19. Дайте определение «физического развития». Перечислите методы его оценки. Укажите, каким образом размеры тела взаимосвязаны с физиологическими функциями? Объясните зависимость между физическим развитием и двигательными возможностями детского организма.
20. Охарактеризуйте типы роста тканей организма и компоненты массы тела.
21. Сформулируйте энергетическое правило скелетных мышц, укажите его значение для индивидуального развития организма. Опишите влияние двигательной активности на физическое развитие ребенка. Проанализируйте роль двигательной активности в повышении эффективности обучения.
22. Дайте определение «конституции человека». Перечислите основные варианты (типы) телосложения, укажите их роль в физическом развитии.
23. Сформулируйте понятие акселерации физического и психического развития? Каковы ее причины и последствия? Каковы последствия акселерации для воспитания и обучения.
24. Дайте определение «адаптации» и деятельности», укажите их значение для выживания человека в изменчивой среде.. В чем сходство и отличие механизмов адаптации и деятельности?
25. Опишите фазы деятельности и объясните, в чем их биологический смысл? Дайте определение работоспособности. Укажите методы оценки работоспособности.
26. Дайте определение «функционального диапазона активности» и объясните, как он меняется с возрастом?
27. Дайте определение «устойчивого состояния» и «переходных процессов». Охарактеризуйте их возрастные особенности.
28. Охарактеризуйте фазы физического и психического утомления. Объясните особенности утомления детского организма.
29. Охарактеризуйте механизмы гуморальной регуляции мышечной деятельности.
30. Объясните механизмы срочной и долговременной адаптации.
31. Объясните механизмы специфического и неспецифического компонентов адаптации. Дайте определение «болезни адаптации». Приведите примеры психосоматических заболеваний и объясните их механизмы.
32. Охарактеризуйте возрастные особенности адаптации. Объясните, как соотносятся адаптация, тренировка и обучение?
33. Что такое ретардация развития? Приведите примеры. Объясните, каково значение акселерации и ретардации для развития человека как вида.
34. Дайте определение «эпохальной акселерации», укажите возможные причины.
35. Дайте характеристику умственной и мышечной деятельности. Объясните возрастные различия в их энергообеспечении.