Особенности высокой певческой форманты

Один из основных объективных показателей профессионально-

го певческого голоса- это высокая певческая форманта.

Именно ВПФ, степень ее относительной интенсивности в спектре

звука (относительно других спектральных составляющих), опреде-

ляет такие важнейшие эстетические и вокально-технические свой-

ства певческого голоса, как звонкость и полетность, т.е. способ-

ность озвучивать большие концертные залы, противостоять мас-

кирующему влиянию звуков музыкального сопровождения («ре-

зать оркестр», по выражению дирижеров).Это впервые было мною

показано путем выделения ВПФ из голоса выдающихся певцов

(см. §§3.2.1., 3.4.2., 3.4.8.4.).

Рис. 77. Сравнительные спектры голоса Ф. Шаляпина и рояля. Романс М.И. Глинки

«Сомнение», гласная А во в фразе «...и жАрко с устами сольются...», слове «жАр-

ко», нота mi1. Уровень ВПФ 67,6%, средняя частота 2597,8 Гц. Как хорошо видно,

спектр рояля имеет максимум в низкочастотной области (ок. 240-400 Гц) и постепен-

но спадает по интенсивности к высоким частотам, а голос Шаляпина, благодаря сильно

выраженной ВПФ ок. 2600 Гц, прекрасно слышится на фоне аккомпанемента. ВПФ как

бы прорезает звук музыкального сопровождения.

Ввиду сказанного обратим внимание прежде всего на то, в какой сте-

пени выражена ВПФ в голосе мастеров - это во-первых, а во-вторых, в

какой частотной области спектра она располагается. Результаты стати-

стических подсчетов этих показателей представлены в таблице 9.

Как видно из таблицы, средний уровень ВПФ у мастеров во-

кального искусства (см. строка: «академические певцы») составляет

42,4% в мужских голосах и 27,2% в женских, т.е. намного (при-

мерно в три раза!) превышает уровень ВПФ в спектрах как непро-

фессиональных голосов (в которых ВПФ составляет 15,5% у муж-

чин и 8,4% у женщин), так и страдных певцов (11,8%- мужские

голоса, 12,3% - женские голоса).

350 В. П. Морозов

Таблица 9

Средние значения относительного уровня высокой певческой

форманты (ВПФ, %) и ее частотного расположения (ВПФ, Гц)

В спектре голоса 1) академических, 2) эстрадных

И 3) непрофессиональных певцов.

Категория

Певцов

Число проана-

Лизированных

Спектров

Относительный

уровень ВПФ, %

Частотное

Расположение

ВПФ (F, Гц)

Академические

певцы

муж

жен

42,4 ± 13,4

27,2 ± 7,0

2529,9 ± 160,4

3071,8 ±269,9

Непрофессио-

нальные певцы

муж

жен

9 5

15,5 ±7,3

8,4 ± 3,9

2847,7 ± 299,9

3005,5 ±518,2

Эстрадные

певцы

муж

жен

4 411,8 ±5,1

12,3 ±9,5

2812,4 ± 194,5

3489,7 ±227,8

Примечание.Наряду со средними значениями уровня ВПФ (%) и ее час-

тотного расположения в спектре голоса (ВПФ, Гц) в таблице приведены

средние разбросы этих показателей, т.е. общепринятые в статистических из-

мерениях величины среднеквадратических отклонений от среднего (±.).

Вторая важная особенность ВПФ мастеров академического пе-

ния (по сравнению с непрофессиональными голосами)- это ста-

б и л ь н о с т ь е е у р о в н я и ч а с т о т н о г о р а с п о л о ж е н и я в

спектре голоса каждого из певцов при пении разных гласных и

разных по высоте нот диапазона голоса (см. спектры Ф. Шаляпина,

П. Скусниченко, Г. Димитровой, Н. Охотникова, Г. Селезнева). У

неквалифицированных певцов, а также эстрадных исполнителей

наблюдается значительное разнообразие уровня и частотного рас-

положения ВПФ при тех же условиях (см. Приложение 2).

Из таблицы 9 видно, что ВПФ мастеров (строка «академические пев-

цы» располагается в спектре мужских голосов существенно ниже

(2529,9 Гц), чем в женских (3071,8 Гц). В свете РТИП это означает, что

резонансная система мужчин, усиливающая ВПФ (надгортанный резо-

натор), имеет в целом существенно большие размеры, чем у женщин и

усиливает соответственно более низкие обертоны спектра голоса.

Вместе с тем в пределах мужских и женских голосов по этой же

причине существуют различия по типичному частотному расположе-

нию ВПФ в спектрах басов, баритонов, теноров, меццо сопрано и со-

прано; чем выше тип голоса, тем выше по частотной шкале спектра

располагается и ВПФ его голоса (см. рис. 78). Данная закономерность

касается также и расположения в спектре НПФ.

Искусство резонансного пения 351

Рис. 78. Сопоставление спектров трех певцов (баса, тенора и меццо сопрано): Нестеренко

(«Не пой, красавица, при мне»), Атлантов («Мама, мама!», из арии Дубровского), Образцо-

ва («Ах! Это кто?!», из арии Любаши). ВПФ обозначена стрелками.

Частотное расположение ВПФ и НПФ в спектре голоса опреде-

ляет его тембровые качества; нежное, лиричное звучание вы-

соких голосов и мужественное, драматичное - низких.

Поскольку на тембр голоса, помимо частотного расположения

ВПФ и НПФ, влияет и их относительный уровень, законо-

мерности эти широко используются мастерами вокального искус-

ства в художественно-исполнительских целях. Меняя резонансные

свойства своего голосового аппарата, они достигают то более драма-

тического, то более лирического звучания голоса (см. например из-

менения ВПФ Шаляпина при пении разных произведений, рис. 36).

В определенной мере это, разумеется, свойственно и эстрадным

певцам, но закономерность проявляется в том, что у академиче-

ских певцов уровень ВПФ намного больше (в целом по группе в

три раза больше!) и поэтому голос намного звонче, ярче, намного

мощнее и полётнее. Он свободно, без помощи микрофона (!) «про-

резает» звуковую мощь оркестрового сопровождения, а эстрадный

певец, как известно, поет на сцене обязательно с микрофоном.

В целом акустические исследования статистически достоверно

показывают существенные отличия голоса мастеров академиче-

ского пения (по особенностям ВПФ) не только от голоса непро-

фессиональных, но и профессиональных эстрадных певцов.

Какой основной вывод мы можем сделать из этих объек-

тивных исследований акустических особенностей певческих голо-

352 _____________________ В.П. Морозов_____________________

сов у певцов разных категорий? В монографии впервые экспе-

риментально-теоретически обосновано, что происхождение

ВПФ в певческом голосе обусловлено резонансными механиз-

мами голосообразования (§3.2.1.), вопреки существующему мне-

нию о якобы ее «связочном» происхождении (Рудаков, 1963,

1964). Поэтому высокий и стабильный по частоте уровень ВПФ в

голосе каждого из выдающихся певцов есть результат большой

а к т и в н о с т и и с т а б и л ь н о с т и р е з о н а н с н о й с и с т е м ы и х

голосового аппарата. Таким образом, высокая певческая форманта,

ее большой относительный уровень и стабильное частотное поло-

жение в спектре голоса мастеров вокального искусства при пении

разных гласных и разных по высоте нот диапазона - это объектив-

ное свидетельство резонансной природы их певческой тех-

ники голосообразования.

Особенности вибрато

Резонансная природа техники пения у мастеров вокального ис-

кусства проявляется также в высокой стабильности амплитуд-

но-частотных характеристик вибрато их голоса по сравнению с

нестабильными, неравномерными амплитудно-частотными харак-

теристиками вибрато неквалифицированных певцов. Это хорошо

иллюстрируется сравнением сонограмм (динамических спектро-

грамм) голоса певцов указанных категорий (см. § 3.4.6. Теория ре-

зонансного происхождения вибрато), а также проведенным нами

специальным компьютерным анализом амплитудно-частотных ха-

рактеристик вибрато голоса певцов разной квалификации.

Таким образом, мы видим, что голоса мастеров вокального ис-

кусства, несмотря на их большое тембровое разнообразие и инди-

видуальные особенности, обладают рядом общих для всех масте-

ров объективных акустических свойств, обусловленных ре-

зонансной природой их техники голосообразования.

Наши рекомендации