Диагностический материал для логопедического обследования
учащихся 4 классов (конец учебного года)
(адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)
1. Исследование слоговой структуры слова:
Хлеборезка Двухкамерный Параллельный Железнодорожный Баскетболисты Земледелие
Овощехранилище Библиотекарь Архитектрный Симфонический
2. Фонематическое восприятие:
Па-ба-па-па Ча-тя-тя-ча
Ды-ты-ды-ты Ру-лу-лу-ру
Га-ка-ка-га За-жа-за-жа
Са-ша-са-са Со-со-шо-со
Ща-ся-ща -ся Жо-шо-жо-жо
3. Исследование навыков словообразования:
· образование существительных суффиксальным способом:
у слона детеныши- у бурундука-
у тигра- у свиньи-
у курицы птенцы- у лошади-
у стрижа- у коровы-
у лошади- у овцы-
· образование относительных прилагательных:
коробка их картона- свеча из воска-
плита из мрамора- кофта из трикотажа-
посуда из фаянса- крыша из жести-
каша из чечевицы- рубашка из ситца-
сок из черники - лист осины-
· образование качественных прилагательных:
человека за ласку называют-
человека за жестокость называют-
если днем пасмурно, то день-
если днем дождь, то день -
если дует ветер, то день-
· образование притяжательных прилагательных:
горб верблюда-
морда лошади-
лапы барсука-
голова птицы-
туловище кролика-
4. Исследование грамматического строя речи:
· Согласование слов в предложениях:
Даша, кукла, платье, шить;
Продавец, продукты, покупатель, продавать;
Лес, дровосек, дрова, в, рубить;
Птица, гнездо, крыша, вить, на;
Деревня, дети, в, поехали, каникулы, на.
· Верификация предложений:
Мама готовить вкусный суп.
Автобус отъехал к остановки.
Дети выбежал гулять с двор.
Птицы пролетали под нашими домом.
Дедушка приобрел фиолетовый внукам шарфы.
· Употребление предлогов:
Лена сидит ….Петей.
Машина остановилась…дома.
Ребята выбежали …угла.
Теплоход подплывал ...причалу
Дождь закончился и ребята вышли ….дерева.
· Завершение предложений:
Утром мама открывает окно, чтобы….
Сегодня я надела теплую куртку, потому что….
· Изменение существительных по числам и падежам:
Игры «Один - много», «Много чего?»
Число-
Море-
День-
Колос-
Мать-
5. Исследование навыков языкового анализа:
· Определи количество слов в предложении:
Промокшие дети спрятались под могучим дубом.
· Назови 4 слово в предложении;
· Определи количество слогов в словах: медвежий, персиковые;
· Определи количество звуков в словах: сапожник, конфетница;
· Назови 3 слог в слове персиковые;
· Назови 6 звук в слове столичный;
· Назови 4 звук в слове туманный;
· Назови звук в слове клубника, стоящий после звука б;
6. Исследование связной речи:
· Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
· Пересказ текста.
Оценка результатов диагностики речевых нарушений школьников по методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.
1. Исследование слоговой структуры слова:
Оценка слоговой структуры слова
1,5 балла — четкое и правильное воспроизведение слова;
1 — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
0,5 — изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове;
0 — нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение.
Максимальная оценка составляет 15 баллов.
2. Фонематическое восприятие:
Оценка
3 балла — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
2 балла— напряженное или замедленное воспроизведение;
1 — уподобление слогов с самокоррекцией;
0 — уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.
Максимальный балл за это задание равен 30 баллам.
3. Исследование навыков словообразования:
А) Называние детенышей животных
Оценка
3 балла — правильная форма;
2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.);
0 — неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.