Карта логопедического обследования

КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Е.А. Логиновой

Фамилия, имя __________________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________________

Национальность ________________________________________________________

Адрес, телефон _________________________________________________________

______________________________________________________________________

Поступление

Дата поступления в группу _______________________________________________

Откуда поступил _______________________________________________________

Заключение МПК, № протокола, дата ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпуск

Решение РМПК от ______________________________________________________

Выпускается с ___________________________________ речью ________________

В какой тип ДОУ, школы ________________________________________________

______________________________________________________________________

Сведения о семье

Мать (ФИО, дата рождения) _____________________________________________

______________________________________________________________________

Отец (ФИО, дата рождения) ______________________________________________

______________________________________________________________________

Наследственные заболевания, нарушения речи у родителей, родственников _____

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общий анамнез

Особенности протекания у матери беременности (какой по счету) и родов _________ ______________________________________________________________________

Особенности раннего психомоторного развития (на протяже­нии первого года жизни, после года) _____________________________________________________________

______________________________________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице (на протяжении первого года жизни, после года)___________________________________________ ______________________________________________________________________

Заключения специалистов о состояние нервно-психического и соматического здоровья, слуха, зрения ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные о развитии речи

Особенности предречевого развития (гуление, лепет) __________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Особенности развития речи (понимание речи, первые слова, фразы, звукослоговая структура слов, звукопроизношение, харак­тер устойчивого аграмматизма, использование жестов и др.) ___________________________________________________________

______________________________________________________________________Занятия с логопедом (где, когда, результат) ___________________________ ______________________________________________________________________

Психоэмоциональные особенности

(со слов родителей)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

(Дидактический материал к обследованию подбирается в соответствии с возрастом ребенка)

Беседа: контактность, знания о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире (а также - первое впечатление от речи ребенка) __________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

I. Невербальные психические функции и интеллект

Общая моторика (сила и ловкость движений, точность дви­жений, темп, координация движений, переключение от одного движения к другому)

Естественные движения (а также осанка, походка) ______________________________

______________________________________________________________________

Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) __________ ______________________________________________________________________

Двигательная активность ________________________________________________

Мелкая моторика

Манипуляции с предметами ______________________________________________

Изобразительные и графические способности _______________________________

______________________________________________________________________

Оптико-кинестетическая организация движений ____________________________

______________________________________________________________________

Динамическая организация движений _____________________________________

______________________________________________________________________

Наличие леворукости ___________________________________________________

Особенности моторной функции _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слуховое внимание, память(в том числе, слухоречевая):

а) дифференциация звучащих игрушек (покажи, какая иг­рушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника) _____________________________________________

______________________________________________________________________

б) определение направления источника звука _________________________ ______________________________________________________________________

в) восприятие и воспроизведение ритма: _____________________________ ______________________________________________________________________

от 4 до 5 лет - из 4 элементов: -…, -..-, ..--, …- _____________________________

от 5 до 7 лет — из 5 элементов: --..-, -..--, -..., ---.. ____________________________

______________________________________________________________________

г) запоминание слов, короткого стишка ____________________________________

______________________________________________________________________

Зрительное восприятие, внимание, память:

а) восприятие предметов, картинок; выделение частей, деталей ________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет - белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий

от 5 до 7 лет - кроме основных цветов - розовый, голу­бой, сиреневый, оранжевый, коричневый ______________________________________________________________________

г) показ основных цветов ________________________________________________

______________________________________________________________________

д) определение различий в паре картинок __________________________________

______________________________________________________________________

е) запоминание картинок ________________________________________________

Зрительно-пространственный гнозис и конструктивный праксис:

а) показать:

4-7 лет — правую и левую руку, правую и левую ногу _______________________

5 - 7 лет — правый и левый глаз, правое и левое ухо_________________________

6-7 лет — правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо __________________

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, ввер­ху, внизу, впереди, сзади _________________________________________________________________

в) складывание разрезанных картинок:

от 4 до 5 лет — из 2-4 частей ____________________________________________

от 5 до 7 лет — из 5-8 частей ____________________________________________

г) складывание фигур из частей ___________________________________________

д) складывание фигур из палочек _________________________________________

Восприятие времени(части суток, времена года) _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень актуального интеллектуального развития, особен­ности деятельности/наглядно-образное, наглядно-действенное, логическое мышление/ (классификация: для маленьких — по на­глядному признаку, для старших — свободная; исключение лишнего; «нелепые картинки»; понимание сюжета серии картинок; понимание смысла загадок, пословиц; понимание рассказа (осоз­нание причинно-следственных отношений) и др.; работоспособность, целенаправленность, отвлекаемость, истощаемость, самоконтроль и самокоррекция, принятие помощи и др._________________________________ _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально-волевая сфера (привязанность к близким, кон­тактность, отношение к окружающим, отношения со сверстника­ми (конфликтность, конформность, лидерство); дифференцированность эмоциональных реакций, их произвольная регуляция в соответствии с ситуацией; наличие страхов, состояний эмоцио­нального напряжения; самооценка и критичность, возможность адекватно оценить свои возможности, поступки; характер игры; направлен­ность интересов (игра, общение, материальные удовольствия), эгоистические тенденции и др.) _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о состоянии невербальных функций и личностных качеств ребенка: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Импрессивная речь

Понимание предложений (простых, вопросительных) ___________________________

______________________________________________________________________Понимание сложных предложений (отношений: пространст­венных, временных, причинно-следственных и др.) _______________________________________________

______________________________________________________________________

Понимание связного текста ______________________________________________

______________________________________________________________________

Особенности импрессивного словаря, точность понимания слов ______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дифференциация грамматических форм словоизменения в импрессивной речи:

а) дифференциация единственного и множественного числа существительных ___

______________________________________________________________________

6) понимание предложно-падежных конструкций ____________________________

______________________________________________________________________

в) дифференциация ед. и мн. числа и рода прилагательных ___________________

г) дифференциация ед. и мн. числа глаголов ________________________________

д) дифференциация глаголов по временам, по виду __________________________

е) дифференциация глаголов прош. времени по родам ________________________

ж) дифференциация числительных ________________________________________

Дифференциация грамматических форм словообразования в импрессивной речи:

а) дифференциация ум.-ласкательных существительных _____________________

б) дифференциация глаголов с различными приставками _____________________

в) дифференциация притяжательных прилагательных ________________________

Заключение о состоянии импрессивной речи: ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспрессивная речь

Уровень владения речью(отдельные слова, предложения, диа­логическая речь, монологическая) _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объем и типы предложений (с опорой на сюжетные картинки) ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диалогическая речь (беседа с опорой на наглядность и без опоры) __________________

______________________________________________________________________

Связная речь:

пересказ (с опорой и без опоры на картинки) ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

рассказывание знакомой сказки (с опорой на наглядность и без опоры) ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

рассказ по серии картинок _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая активность, особенности высказываний (логичность, последовательность, раз­вернутость, полнота содержания, учет деталей, грамматическое оформление; типы используемых предложений, аграмматизмы, особенности языковых средств и др.) _________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Активный словарь

Существительные:

Конкретные существительные, в соответствии с возрастной программной тематикой ___

______________________________________________________________________

Название целого и части (тело, одежда, мебель) ________________________________

______________________________________________________________________

Люди и их профессии ___________________________________________________

______________________________________________________________________

Обобщающие понятия ___________________________________________________

______________________________________________________________________

Глаголы:

Кто как передвигается (животные и птицы в движении) __________________________

______________________________________________________________________

Кто что делает (люди в движении; профессиональные дейст­вия) _________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прилагательные:

Основные цвета (с 4 лет) и оттенки (с 5 лет) __________________________________

______________________________________________________________________

Характеристики величины (большой, широкий, высокий, толстый и наоборот) ______

______________________________________________________________________

Названия формы /с 5 лет/ (круглый, треугольный и др.) ___________________________

______________________________________________________________________

Характеристики вкуса ___________________________________________________

Подбор антонимов (с 6 лет) :

друг - высокий - близко – смеяться -

день - большой - хорошо - потерять -

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности развития словаря, возможность быстро и правильно ак­туализировать слова, принадлежащие разным частям речи; затруднения и характер ошибок при назывании слов _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматическое оформление экспрессивной речи

Количество и характер аграмматизмов (по результатам ис­следования диалога, рассказа)

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словоизменение:

а) множественное число существительных в именительном падеже («один и не один»):

глаз — ухо — стул — кукла —

лист — карандаш — дерево — письмо —

окно — ведро — мост — котенок —

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) беспредложные падежные формы существительных:

у меня нет... (собаки, кубика...) _______________________________________________________

кому дадим куклу (машинку...)? ______________________________________________

ты видишь кого? что? (девочку, дом, жука...) _____________________________________

чем мы пишем (рисуем, едим...)? ______________________________________________

в) родительный падеж множественного числа существительных («один — много»):

— Много чего?

шар — дом — ключ — карандаш —

палец — дерево— окно — мяч —

кошка — стул — стол — книга—

чашка — лист — платье — апельсин —

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) предложные падежные формы существительных:

где лежит пес? (на, под, около) откуда спрыгнул кот? (с)

откуда вылез кот? (из-под) откуда взяли книгу? (из)

где висит шуба? (в) где прячется мальчик? (за)

откуда выглядывает девочка? (из-за) куда поставим тарелку? (на)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) согласование прилагательных с существительными в роде, числе (назвать цвет предметов):

лист — ведро — тарелка — туфли —

машина — сапоги — солнце — чайник —

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

е) согласование существительных и глаголов в числе:

Мальчик идет — мальчики идут. Дом стоит — …

Цветок растет — ... Птица летит — ...

Девочка поет — ...

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ж) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе:

Мальчик ушел.

Девочка... (ушла).

Дети ... (ушли).

Словарный материал: надевал, стирал, пел, взял...

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

з) согласование числительных «два» и «пять» с существи­тельными:

два жука — пять жуков помидора —

два дерева — два гуся —

два дома — два коня —

две куклы — два ключа —

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словообразование:

а) существительные с уменьшительно-ласкательными значе­ниями (как назвать маленький предмет?):

мяч — дом — машина — река —

гриб — кукла — ложка — шкаф —

веревка — лиса — кровать — лист —

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) относительные прилагательные (из чего сделано?):

ваза из стекла (железа; дерева, бумаги, меха, соломы) _______________________________

______________________________________________________________________

сок из моркови (апельсина, свеклы, яблок...) _____________________________________

______________________________________________________________________

в) притяжательные прилагательные (чей? чья? чье?):

платье мамы - мамино платье пальто дедушки —

книга бабушкина — хвост волка —

шкура лисы — ухо зайца —

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) приставочные глаголы (назвать действия — что делает?):

ходит (уходит — входит — выходит — переходит), летит — ..., бежит— ...

______________________________________________________________________

глаголы совершенного вида:

обедал — пообедал, гулял — ..., копал— ... , нес—... ______________________________

______________________________________________________________________

Особенности грамматического строя речи, затруднения, на­рушения развития: ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие

· Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:

а) повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмеши­ваемыми и смешиваемыми в произношении звуками):

миска—мишка, уточка—удочка, почка—бочка, лес—лещ, суп—зуб, лук—люк, рожки—ложки и др. __________________________________________________________________

______________________________________________________________________

б) повторение серий слогов:

ба-па, ка-га, за-са, са-ца, ча-тя, жа-ша ...

ба-па-ба, та-да-та, ка-га-ка, са-ша-са, са-ца-са, жа-ща-жа ... ___________________________

______________________________________________________________________

· Дифференциация фонем на основе слухового восприятия (показ картинок слов-квазиомонимов, попарно называемых лого­педом) _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Дифференциация фонем по представлению (6 лет) (из смешанных картинок, не называя их, отобрать те, в названиях которых есть заданный звук) ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Наши рекомендации