Влияние речевых нарушений на познавательную сферу ребенка дошкольного возраста (2).
Обычно выделяются группы со следующими нарушениями:
I) фонетико-фонематические нарушения (ФФН): дети с преимущественными недостатками звукопроизнош-я: с функциональными и механическ дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии;
2) общее недоразвитие речи (ОНР): дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями, дисграфиями и аграфиями;
3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, тахилалией, брадилалией).
Восприятие: нарушено фонематическое восприятие, наблюдается связь речеслухового и речедвигательного анализатора. Нарушен фонематический слух. Чем большие проблемы с звукопроизнош-м, тем больше проблем с восприятием фонем.
Зрительное воспр: отстает от нормы и характер-ся недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
-Дети имеют низкий уровень буквенного гнозиса и путают похожие по начертанию буквы, страдает нахождение местоположения предмета (Воронова А.П.);
- Мастюкова Е.М. изучала оптико-простр. гнозис и простр.представления. Дети с нар. речи путают право и лево, плохо реш. матем.задачи, с трудом распознают графические изображения, в частности буквы.
Внимание:неустойчивость; повыш.отвлекаемость; снижение сосредоточения внимания; низкий объем вним.; труднее сосредоточить вним на выполнении задания в условиях словесн инструкции, чем в условиях зрительной (Кузнецова Л.В.).
Память: исследовали: Белякова Л.И., Усанова О.Э, Власова И.Т., Гаркуша Е.Ф.
-зрительная память не отличается от нормы.
- сложность в планировании действий, многоступенчатая слов.инструкция воспринимается ребенком не полностью, поэтому важно иметь зрит.опоры
-Значительно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормой. Дети с более выраженными речевыми дефектами хуже запоминают на слух отд. слова и фразы.
-Проблемы с запоминанием последовательности событий (Волкова Г.А.)
Мышление: - В большей степени страд. словесно-логич. мышление (Усанова, Синякова) начинает формироваться на 1,5-2 года позже, чем у нормы. Формируется с определенной задержкой из-за несформированности понятий (реб. не может сделать обобщения, классифицировать, трудности в установлении причинно-следств. связей)
- Наглядно-образные задачи даются с большим трудом, трудности-планирование действий. Ребенок пытается быстро решить задачу, не учитывая условий. Быстро теряют интерес к учебным заданиям.
Воображение: Глухов В.П.:
-Снижение продуктивной деятельности воображения;
-пассивное воображение не отлич.от нормы, дети с нар.речи склонны к фантазированию, но не относ-ся к дея-ти;
-творческое воображение отлич. инертностью, детям требуется больше времени чтобы включиться в работу;
-стремятся к копированию;
-быстрая истощаемость процессов воображения;
-склонность к созданию стереотипных шаблонных продуктов.
Речь и общение: Серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающ людьми. Особенности речев R, как бедность и недифференциров-ть словарного запаса, явная недостат-ть глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием являются снижение потребности в общении, несформиров-ть форм коммуникации (диалогическ и монологическ речь), незаинтересован-ть в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л.Г.Соловьева).
Влияние реч.дефекта на познав.дея-ть ребенка ярко проявляется в игре:до старшего дошкольного возраста у детей процессуальный характер игр, обеднённый сюжет, низкая речевая активность, детям сложно организовать себя в коллективе.
У дошкольников с ОНР - нар.общения, незрелость его мотивационно-потребностной сферы. Трудности реч.общения связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушнений. Преобладающая форма общения со взрослыми у детей с ОНР 4-5 лет - ситуативно-деловая, что не соотв.возр.норме. (Гаркуша Е.Ф).