РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Грамота(закрепление). Буквы е, ё после согласной
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 37
Грамота(закрепление). Буквы е, ё после согласной.
Цель:
• закрепить гласные буквы е, ё, обозначение ими сочетаний двух звуков
[й'э], [й'о];
• закрепить зрительный образ, их сходство и отличие:
• показать, что после мягких согласных буква е обозначает звук [э], буква
ё - звук [о];
·читать слоги, слова с ними; подбирать родственные слона;
· составлять связный рассказ по картинке, используя схемы предложений
·развивать фонематический слух, связную речь, внимание, память:
·воспитывать инициативность, самостоятельность, ответственность.
Ход занятия
1._ На прошлых занятиях мы 'знакомились с буквами Я, Ю, Е, Ё. Какие звуки их образуют? (Я = [й'] + [а]; Ю = [й'] + [y], Е = [й'] + [э], Ё = [й'] + [о]) А что еще узнали про букву Ё? (Она всегда ударная)
11. Отгадывание загадки. Создание проблемной ситуации.
Как по полю черному
Белый зайчик скачет:
Учит неученого.
Как решать задачу. (Мел)
1- Попробуем записать схему отгадки, Расскажите о звуковом составе слова: с какого звука начинается слово мел? (Со звука [м']) Каким цветом закрасим? (Зеленым)
Поставьте ниже соответствующую букву, Какой следующий звук в слове
вы слышите? (Звук [э]) Попробуйте обозначить, этот звук известными вам буквами. (Дети ставят букву э.) Прочитайте, что получилось: МЭ [М] - твердый, а надо [м']. Как быть? Какую нужно написать букву? (е). Если она стоит после согласной буквы, то обозначает ... (мягкость согласного звука), и нужно читать: ме, Какой последний звук в слове осталось обозначить буквой? (Звук [л]) Поставьте недостающую букву и прочитайте все слово: мел.
Какую роль играет буква Е в этом случае?
Вывод: Буква Е обозначает звук [э] после мягкого согласного («мягкий
командир» ).
А кто же «твердый командир» в паре с Е? (Буква Э) Напишите буквы Э и Е согласно схемам. Прочитайте. Позиционное чтение слогов.
2.Чудесное превращение слов мел, мёл.
Превратим слово мел в слово мёл. Что 'значит мёл? (Подметал) Как изменилось звучание слова? Послушаем слово мёл. (Теперь после 'звука [м'] слышится звук [o].
Как покатать это изменение с помощью букв? Если поставить после м букву О. получится [мол]. а нужно [м'ол]. Поможет буква ё, которая после согласной буквы обозначает мягкость согласного и звук [o]. Поставим эту букву и прочитаем слово мёл.
Какую роль играет буква Ё в этом случае?
Вывод: Буква Ё обозначает звук [о] после мягкого согласного («мягний командир» ). А кто же «твердый командир» в паре с Ё? (Буква О) Физминутка.
Есть в лесу три полочки:
Ели-ёлки-ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На елках птичьи голоса,
Внизу на елочках роса,
«Ели» - стоя на носках, руки вверх,
«Елки» - руки в стороны, ступни ног прижаты к полу. «Елочки» - присесть, руки вперед.
III. Позиционное чтение слогов.
Соединить с буквой е или ё.
IV. Письмо.
V. Итог.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Ч а с т ь
Занятие 38
Развитие речи. Звуки [с], [с']. Мебель.
Цель:
• уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с], [с'], давать им качественную характеристику - дифференцировать твердые и мягкие согласные;
• упражнять в составлении звуковых схем слов, делении слов на слоги,
постановке ударения;
• обобщить и уточнить знания детей о мебели; активировать и актуализировать словарь по теме. Знать назначение предметов мебели, ее составные части, находить недостающие;
• упражнять в образовании и употреблении существительных множественного числа родительного падежа, уменьшительно-ласкательной формы существительных; употреблении предлогов с пространственным значением (между, около, под, в и др.): употреблять предложения с предлогом из-за, из-под;
• учить составлять рассказ по картинке в соответствии с логикой построения высказывания (завязка, кульминация, развязка), придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картинке;
·развивать творческое мышление, внимание, мелкую моторику:
·воспитывать навыки коллективной работы, бережное отношение к вещам, сделанным руками людей.
Ход занятия
Организационный.
- Рассмотри рисунок. Что это? Как называется магазин, в котором продают
мебель? (Мебельный магазин)
Назови предметы мебели, находящиеся в витрине. Какой новый звук вы
услышали? [с]
11.1. Обведипредметы, вназвании которыхслышатся звуки [с], [c']· В каком слове слышится мягкий звук [с ']? что делают губы, когда мы произносим [с], где находится язык и какой он - широкий или узкий? Звук [с] произносится с голосом или без? (Рука на горлышке. Произносится без голоса всегда глухой.) Он звучит твердо или мягко? (И твердо и мягко)
2. Артикуляция звука.
3. Характеристика звука.
4.Сделайте звуковой анализ слова кресло.
5. В магазине предметов мало или много?Составьте предложения по образцу: один - много. Например: Один стул - в магазине много стульев.
Лексический материал.
Это стол. В магазине много ... (столов).
Это кресло. В магазине много (кресел).
Это диван. В магазине много (диванов).
Это шкаф. В магазине много (шкафов).
Это тумбочка. В магазине много ... (тумбочек).
6. Сравните предметы. Расскажите, какие они? Чем похожи? Чем отличаются?
-Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить мебель в свою квартиру. Но мы не можем выбрать, что лучше: стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле и на кресле можно сидеть: и у стула и у кресла есть сидение, ножки, спинка; и стул, и кресло это мебель.) А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула нет; кресло мягкое, а стул жесткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью.) А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, к гостиную, в спальню) А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную) Прежде чем идти за покупкой, надо решить, для какой цели нам нужна мебель и потом уже выбирать.
7. Игра: «Чего нет?» Сказать полным предложением. Отремонтируйте мебель. Приклейте детали.
8. Составьте звуковую схему слова спинка. Рассказать о многозначности
слова спинка: спинка стула, у животных, спинка ребенка.
111. 1. Игра «Назови предметы ласково»: Большой стул –маленький стульчик и т.д.
Большое кресло-- маленькое креслице.
Большой стол --маленький столик.
2. Рассмотрите картинки по строчкам. Чего не хватает в первом ряду? (Прикроватной тумбы) Объясните свое решение. (В этом ряду мебель для спальни, по втором - мебель для гостиной (зала), в третьем - для кухни.) Наклейте.
Физминутки.
А теперь встанем и немного разомнемся. Дети выполняют упражнения,
имитируя действия мастера.
Мы ребята -- мастера.
Стул сломали мы вчера.
Молотком тук-тук стучали,
Гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво,
Отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго,
Покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали.
Мастера смотреть позвали.
3. Расскажите, что случилось?
В нашем доме, в нашем доме
Есть проказливый щенок.
И щенка добром и лаской
Воспитать никто не смог.
Он с подушками играет,
Их зубами разрывает.
Тащит плед с дивана он ...
И щенок наш так смешон!
IV. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.Нарисуйте мячик на полке шкафа, около кошки. У стены, под креслом.
Опираясь на рисунки, ответьте на вопросы:
- Что делают дети'?
- Откуда вылезает кошка?
V. Итог.