Iii. практические занятия

Занятие №1

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ПОЗИЦИОННАЯ МЕНА

И ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОГЛАСНЫХ.

Литература

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 275-329 (таблицы).

2. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 112-114, 119-124

3. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 49-55, 60-66

4. Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения А.А. Реформатского. М., 2004. С. 105-108, 589-590.

5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. М., 1984.

I . Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Объясните, в чём суть понятий «гласные звуки» и «согласные звуки».

2. Укажите различия между гласными и согласными звуками.

3. Охарактеризуйте гласные и согласные звуки в слове «лабораторная» (учитывая все критерии классификации).

4. Расскажите, в какие системные соотношения входят согласные звуки. Почему важно знать системные соотношения согласных звуков? Установите системные соотношения согласных в слове «лабораторная».

5. Выясните, каков лингвистический смысл «Печальной повести о ј-ике»:

«Жил-был ј-ик. Несмотря на то, что его окружала звонкая и шумная толпа гласных и согласных, он чувствовал себя очень одиноким и несчастным.

Можно ещё примириться с тем, что вполне грамотные и культурные люди пожимают плечами, когда им напоминают о его существовании: кроме них есть лингвисты, оказывающие ему, ј-ику, достаточное внимание и уважение. Но то, что собратья-фонемы никак не хотят принять его в свою семью, - это уж совсем невыносимо!

У всех фонем есть родственники, у одних больше, у других меньше. Есть такие счастливцы, как фонема <д>: мало того, что она образует пары по глухости/звонкости (<д> - <т>) и твёрдости/мягкости (<д> - <д’>), она гордится ещё тем, что входит в «цепочку» <б> - <д> - <г> и «пучок»

<д> - <з>

<н> - <л>!

Конечно, не всем так везёт. Но даже у фонемы <ж’:> (откровенно говоря, её мало кто произносит, да и встречается она всего в нескольких словах!) есть пара - <ш’:>.

А у ј-ика нет никого. Он, конечно, и мечтать не смеет о замкнутой паре, но могли бы его пустить хоть в «цепочку» <в’> - <з’> - < ј>!

Какое там! Фонемы <в’> и <з’> в один голос заявили, что его мягкость – совсем не то, что их мягкость, что они палатализованные, а он палатальный и т.д. и т.п.

У ј-ика осталась последняя надежда: если сонорные согласные примут его в свою компанию, то целых восемь фонем - <н>, <н’>,<м>, <м’>,<л>, <л’>,<р>, <р’> - окажутся ему не совсем чужими.

Но что же он услышал в ответ!

- Подумать только, что этот фрикативный йот вообразил себя сонорным! Неужели он не знает, что все мы образуемся при свободном проходе воздуха, мы - носовые, боковые и дрожащие! А он образует обыкновенную щель, как <з>, <с>, <ж>, <ш>, <х>! Ведь они преспокойно называются шумными!

- Но у меня нет глухой пары – умоляюще проговорил ј-ик <…>.

Задумавшись, ј-ик не заметил, как стало тихо. Согласные фонемы забыли о его существовании, принявшись опять за ассимиляцию, диссимиляцию, оглушение, озвончение и тому подобные будничные повседневные дела. А он, ј-ик, никогда больше не пытался найти родственную душу. Он так и остался одиноким и несчастным в богатой системе русского языка». (Йот. Н.)

Примечание: Н. Йот – шуточный псевдоним известного языковеда Н.А. Еськовой, работавшей в аспирантуре под руководством А.А. Реформатского и написавшей эту лингвистическую сказку вслед за серьёзным научным исследованием на тему «Фонема <ј> в современном русском литературном языке». См.: Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения А.А. Реформатского. – М., 2004. С. 105-108, 589-590.

6. Расскажите, что такое позиционная мена согласных звуков. Назовите типы позиционной мены согласных. Приведите примеры позиционной мены согласных из данного выше текста «Печальной повести о ј-ике».

7. Укажите, какие признаки согласных подвержены позиционным изменениям. Приведите примеры позиционных изменений согласных из того же текста.

8. Объясните, в чём различия между позиционными изменениями, позиционной меной согласных звуков и историческими чередованиями согласных. Опираясь на тот же текст, приведите примеры исторических чередований согласных.

II. Задания:

1. Затранскрибируйте текст.

2. Выпишите примеры позиционной мены согласных, группируя слова и используя индексы: 1 - по участию голоса и шума, 2 - по месту образования, 3 - по способу образования. Сопоставляя слабую позицию с сильной, докажите позиционный характер мены.

3. Найдите примеры позиционных изменений согласных. Выпишите их, проверив правильность примеров по кн.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972 (или М., 1984).

4. Объясните, можно ли все чередования звуков считать позиционными?

Вариант 1

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

(А. Пушкин)

Вариант 2

На границе владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят – одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал.

(А. Пушкин)

III. Домашнее задание

А. Проанализируйте отдельные параграфы и упражнения школьного учебника по русскому языку для 5-го класса (§ 21, 24; 9).

1. Установите особенности классификации согласных в школьном учебнике.

2. Выясните, какие из рассмотренных изменений согласных нашли отражение в школьном учебнике.

3. Определите, в каких правилах русской орфографии учитываются трудности, связанные с позиционной меной согласных по признаку глухости/звонкости. Запишите правила, проиллюстрируйте их примерами из упражнений учебника.

Б. Повторите вопросы:

1. Классификация гласных звуков русского литературного языка.

2. Позиционная мена гласных.

3. Позиционные изменения гласных.

4. Позиционная мена и исторические чередования звуков (отличия позиционной мены от исторического чередования звуков).

См.: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. 1. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 114-117, 124-128.

Затранскрибируйте текст. Найдите примеры позиционной мены гласных.

Умывался ночью на дворе, -

Твердь сияла грубыми звездами.

Звёздный луч – как соль на топоре,

Стынет бочка с полными краями.

На замок закрыты ворота́,

И земля по совести сурова, -

Чище правды свежего холста

Вряд ли где отыщется основа.

/О. Мандельштам/

Занятие №2

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

И ПОЗИЦИОННАЯ МЕНА ГЛАСНЫХ

Литература

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 275-329 (таблицы).

2. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1991.

3. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 124-128.

4. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 49-55, 57-60.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Затранскрибируйте слова и определите, какие из данных слов целесообразно использовать для иллюстрации позиционных изменений гласных; при объяснении позиционной мены гласных звуков: полёт, лётчик; водица, водянистый, мало, маленький; малютка, маловато, полесье, подлесок, лесище, лесоводческий, съесть, поешь, заедали, едоки; выигрывать, разыгрывание, игрок; любить, влюбчивость, безлунный, прилуниться.

2. Опираясь на примеры из текста домашнего задания, определите характер изменений и типы позиций, обусловливающих позиционные изменения гласных звуков.

3. Укажите различия между позиционной меной и позиционными изменениями гласных звуков. В чём сходство между этими явлениями? Какие признаки входят в понятие «позиция гласного»? Какие из слов (или групп слов домашнего задания) могут служить ярким доказательством позиционной мены гласных звуков?

4. Объясните, каковы различия между позиционными изменениями и историческими чередованиями гласных.

II. Задания:

1. Затранскрибируйте текст.

2. Расскажите о звуках и позициях их употребления. Приведите примеры из текста, дополните их своими (в необходимых случаях).

3. Объясните, почему учащимися делаются ошибки при написании слов, указанных ниже; как можно избежать этих ошибок.

Вариант 1.

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

О тебе мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

/А. Сурков/

1. /ие/, /ь/.

2. /чьстÙта́/, /бÙч’˙о́к/.

Вариант 2.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови,

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

(А. Сурков)

1. /Ù/, /ъ/.

2. /нÙго́˙й/, /в’êс’ьлъ/.

III. Домашнее задание

А. Проанализируйте отдельные параграфы школьного учебника по русскому языку для 5-го класса. (§ 2, 32, 71, 73, 75).

1. Выясните, как представлены позиционные изменения и позиционная мена гласных в школьном учебнике.

2. Установите, какое отражение нашли позиционная мена и изменения гласных в русской орфографии. Запишите правила, приведите примеры из школьных упражнений.

Б. Подготовьтесь отвечать на вопросы:

1. Фонетическое слово как единица членения речевого потока.

2. Характер русского словесного ударения и его организующая роль в звуковом оформлении слова. Роль ударения как различителя слов и их форм.

3. Слова с подвижным и неподвижным ударением. Энклитики и проклитики.

4. Понятие фонетического слога. Правила русского слогоделения. Слогораздел и типы фонетических слогов в русском литературном языке.

См. учебник: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 128-133.

В. Выполните упражнение. Затранскрибируйте текст, разделите на фонетические слоги подчёркнутые слова:

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркалостальное…

Час от часу жар сильней,

Тень ушлакнемымдубровам,

И сбелеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века –

Также будет, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

(Ф. Тютчев)

Занятие №3

ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО. СЛОГОРАЗДЕЛ И ТИПЫ ФОНЕТИЧЕСКИХ СЛОГОВ

Литература

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 275-329 (таблицы).

2. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 128-133.

3. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 55-57.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Дайте определение фонетическому слову.

2. Расскажите о роли ударения в звуковом оформлении слова.

3. Укажите различия между понятиями фонетического слова и лексемы.

4. Установите по артикуляционным признакам звуков, о каком фонетическом слове идёт речь:

а) согласный; шумный, звонкий; парный; губной, губно-зубной; щелевой; непалатализованный; парный;

б) согласный; шумный, звонкий; парный; переднеязычный, нёбно-зубной; щелевой; непалатализованный; непарный;

в) гласный; верхнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный; ударный; продвинутый вперёд в рекурсии;

г) согласный; шумный, звонкий; парный; переднеязычный, зубной; щелевой; палатализованный; парный, подвержен позиционным изменениям по признаку «наличие/отсутствие палатализации»;

д) согласный; сонорный; переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой; палатализованный; парный.

е) гласный; верхнего подъёма, переднего ряда, нелабиализованный; безударный, редуцированный количественно.

5. Запишите это слово в транскрипции, затем – графически, используя правила орфографии. Какие несоответствия между звуками и буквами можно отметить при анализе фонетического слова и его графического оформления? Соответствует ли фонетическое слово лексическому?

6. Используя примеры из домашнего упражнения, расскажите о правилах деления на фонетические слоги.

7. Объясните, какие типы фонетических слогов выделяются в русском языке. Установите фонетические слоги и их типы в словах из стихотворного текста: «В небе тают облака…».

8. Затранскрибируйте текст, разбейте фонетические слова на слоги, определите типы фонетических слогов в рифмующихся словах:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Н. Заболоцкий)

II. Задания:

1. Затранскрибируйте текст.

2. Сделайте полный фонетический анализ подчёркнутых слов (в соответствии со схемой).

Вариант 1

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

Ильётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

(Ф. Тютчев)

Вариант 2

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной жёлтого обрыва

В степи грустят стога.

(А. Блок)

III. Домашнее задание

А. Подготовьтесь отвечать на вопросы:

1. Орфоэпия. Значение литературного произношения. Культурно-исторические и социальные основы орфоэпии.

2. Нормы произношения и фонетическая система русского литературного языка.

3. Источники отклонений от норм произношения.

4. Вариантность орфоэпических норм как результат их развития. Понятие старомосковского произношения. Стилистические разновидности русского литературного произношения.

5. Нормы современного русского литературного произношения. Типы орфоэпических правил

6. Основные правила, определяющие произношение согласных (глухих, звонких; твёрдых, мягких и др.).

7. Произношение сочетаний согласных.

Законспектируйте по теме «Орфоэпия» материал из учебника: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 133-137, 139-142. См. также: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 10-39.

Б. Выполните упражнение. Затранскрибируйте текст. Установите, какими правилами орфоэпии определяется произношение согласных в данном тексте:

Туманы тают. Сырость лёгкая,

И, ёжась, вздрагивает сад.

Росинки падают неловкие.

Заборы влажные блестят.

Ещё лежит на травах изморось,

Не шелохнётся речки гладь.

И вся природа словно выспалась

И только ленится вставать.

(К. Ваншенкин)

В. Анализ материалов школьного учебника по русскому языку для 5-го класса, связанных с позиционной меной и изменениями гласных звуков (с. 57-60).

Занятие № 4

ОРФОЭПИЯ. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ,

СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ.

Литература

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 10-39, 275-329 (таблицы).

2. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И.Аванесова М., 1983. С. 667-679.

3. Культура речи на сцене и на экране/ Отв. ред. Л.И. Скворцов, Л.Н. Кузнецова. М., 1986. С. 5-34.

4. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 133-137, 139-142.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Дайте определение орфоэпии как научной дисциплины.

2. Расскажите, каковы критерии установления орфоэпических норм.

3. Объясните, какие группы правил выделяются в орфоэпии при описании звучащей речи.

4. Укажите, какие правила произношения согласных звуков получили отражение в домашнем упражнении.

5. Прочитайте текст в соответствии с литературными нормами.

Прокомментируйте произношение согласных и их сочетаний в случаях, которые могут вызвать затруднения у школьников и часто приводят к орфоэпическим ошибкам:

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронёсся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пёстром пламени знамён,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землёй-планетой был усыновлён.

(А. Твардовский)

6. Укажите, какие правила орфоэпии иллюстрируются произношением слов и форм слова: голод – холод, гол – холл, гость – холст, восторг – слог, аншлаг – дуршлаг, творог – порог, визг – брызг, лязг – брызг, ногти – когти, дёгтя; мягкое, лёгкое; мягче, легче.

II. Задания:

Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" в исполнении Д. Журавлёва, В. Яхонтова.

1. Определите характер произношения: стилистически неокрашенный, нейтральный или стилистически окрашенный высокий; стилистически окрашенный разговорный. Аргументируйте свои выводы, опираясь на определение стилей произношения в кн.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 33-35.

2. Затранскрибируйте две строфы стихотворения в соответствии с нормами литературного языка.

3. Сделайте фонетический анализ подчеркнутого слова.

Вариант 1.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

(А. Пушкин)

Вариант 2.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

(А. Пушкин)

III. Домашнее задание

А. Подготовьтесь отвечать на вопросы:

1. Произношение безударных гласных.

2. Произношение звуков в грамматических формах.

Законспектируйте материал из учебника: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. § 66, 69 (с. 133-139); повторите с. 124-128 (вопросы, связанные с позиционной меной гласных).

Б. Выполните упражнение. Затранскрибируйте текст, сделайте орфоэпический анализ текста, учитывая правила произношения гласных, правила произношения согласных, правила произношения звуков в грамматических формах:

Но перед майскими ночами

Весь город погружался в сон,

И расширялся небосклон;

Огромный месяц за плечами

Таинственно румянил лик

Перед зарёй необозримой…

О, город мой неуловимый,

Зачем над бездной ты возник?…

Ты помнишь: выйдя ночью белой

Туда, где в море сфинкс глядит,

И на обтёсанный гранит

Склонясь главой отяжелелой,

Ты слышать мог: вдали, вдали,

Как будто с моря, звук тревожный…

(А. Блок)

Занятие №5

ОРФОЭПИЯ. ПРОИЗНОШЕНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ В ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМАХ

Литература:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 106-111.

2. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2002. С. 149-280.

3. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. С. 660-667.

4. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX в.в. М., 1990.

5. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 124-128, 133-139.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Дайте определение орфоэпии как научной дисциплины.

2. Какие вопросы изучаются в орфоэпии?

3. Каковы критерии установления орфоэпических норм?

4. Какие типы правил определяют произношение гласных? Проиллюстрируйте эти правила примерами из текста домашнего задания.

5. Расскажите о произношении звуков в грамматических формах слов. Как проявляется стилистическая дифференциация норм в произношении возвратных форм глагола и падежных форм имён прилагательных? Приведите примеры из текста домашнего задания.

II. Задания:

1. Выясните, какие орфоэпические правила необходимо учитывать, анализируя рифмы стиха. Определите, какие нормы орфоэпии следует иметь в виду при произношении подчёркнутых слов.

2. Затранскрибируйте слова, обращая особое внимание на правила произношения сочетаний гласных (для справок см. кн.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972. С. 76-78 или другое издание этой книги: М., 1984. С. 106-110).

Вариант 1.

1. Читатель!

Друг из самых лучших,

Из всех попутчиков попутчик,

Из всех своих особо свой,

Всё кряду слушать мастер дивный,

Неприхотливый, безунывный,

(Не то, что слушатель иной,

Что нам встречается в натуре:

То у него сонливый вид,

То он свистит, глаза прищуря,

То сам прорваться норовит).

(А. Твардовский)

2. Соотносительная, неизменные, необыкновенное, по отделению, по уговору, необоснованная.

Вариант 2.

1. Весна, я с улицы, где тополь удивлён,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельём

Увыписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,

Оставленный звездой без продолженья

К недоуменью тысяч шумных глаз,

Бездонных и лишённых выраженья.

(Б. Пастернак)

2. На операциях, неизбежные, неодинаковая, несообразные, поубирали, необозримые.

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Произношение слов иноязычного происхождения.

2. Согласные перед гласным на месте «е» в словах иноязычного происхождения.

3. Безударные гласные на месте «е» и «э» в словах иноязычного происхождения (по кн.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972. С. 166-176 или другое издание этой книги: М., 1984. С. 209-223). Сделайте краткий конспект.

4. Проанализируйте произношение слов: см. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998. С. 278-279.(интендант – интернировать); 342 – 343 (компенсировать - компьютер).

Б. Характеристика «Орфоэпического словаря русского языка»/ Под ред. Р.И. Аванесова, М., 1983: задачи, объём словаря, аспекты определения норм произношения слов; структура словаря: порядок подачи слов в словаре, система произносительных помет (см. с. 4-12). Выясните, на какие вопросы обращается внимание в приложении. Составьте письменно аннотацию на словарь.

Занятие №6

ОРФОЭПИЯ. ПРОИЗНОШЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ.

ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОРФОЭПИЧЕСКИХ ПРАВИЛ.

Литература:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1984. С. 209-223.

2. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.

3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.

4. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. С. 4-12.

5. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX в.в. М., 1990. С. 51-53, 146-149.

6. Современный русский язык. Анализ языковых единиц.: Учеб. пособие для студентов филол. ф-тов пед. ун-тов и ин-тов. В 3 ч. Ч.I./ Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995. С. 36-40.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Расскажите о произношении слов иноязычного происхождения. Почему надо отдельно рассматривать произношение слов иноязычного происхождения? Какие тенденции действуют при произношении согласных в словах иноязычного происхождения (см. произношение мягких-твёрдых согласных перед гласными на месте «е»)? Каковы орфоэпические результаты ассимиляции иноязычных слов в русском языке, наблюдаемые при произношении твёрдых-мягких согласных? Каковы тенденции в произношении гласных в словах иноязычного происхождения (см. произношение гласных на месте «е», «о» в безударных слогах)? Каковы возможные орфоэпические изменения в произношении безударных гласных при освоении русским языком слов иноязычного происхождения?

2. Проанализируйте произношение иноязычных слов, предложенных в домашнем задании. Сгруппируйте эти слова, принимая во внимание особенности их произношения.

3. Дайте характеристику «Орфоэпическому словарю русского языка»/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983., сопоставьте с другими словарями и справочниками, определяющими нормы произношения.

II. Задания:

1. Подготовьте орфоэпический комментарий к стихотворным текстам. Сделайте пословный анализ текста, обращая внимание на вопросы: а) произношение безударных гласных; произношение согласных и сочетаний согласных; сочетаний гласных звуков; грамматических форм; б) допустимые варианты произношения и их стилистическая окраска; в) необходимость предупреждения диалектных ошибок в произношении учащихся.

2. Прочитайте текст в строгом соответствии с правилами орфоэпии.

Вариант 1.

Нехожеными кажутся леса,

Бездонными – озёрные затоны,

Неслыханными – птичьи голоса,

Невиданными – каменные склоны.

Здесь, словно в сказке, каждая тропа

Вас к роднику выводит непременно.

Здесь каждая деревня так люба,

Как будто в ней красоты всей вселенной.

(А. Яшин)

Вариант 2.

Книга жизни…

Только ль слова?

Сколько лет я сижу над ней!

Пожелтели страницы в ней,

Как трава в сентябре;

Как листва,

Поседела моя голова.

Но вдвойне даётся трудней

Заключительная глава.

(А. Яшин)

III. Домашнее задание.

Подготовьте ответы на вопросы:

1. Ударение и его роль в русском языке;

2. Характер русского ударения (в связи с понятиями свободное/несвободное, подвижное/неподвижное, главное/второстепенное ударение).

3. Интонация (определение понятия; аспекты изучения интонации).

4. Типы интонационных конструкций в русском языке.

См.: Современный русский литературный язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 93-99; Русская грамматика: В 2 т. М., 1980. Т. I. С. 90-95, 96-99. Современный русский язык. Анализ языковых единиц.: Учеб. пособие для студентов филол. ф-тов пед. ун-тов и ин-тов: В 3 ч. Ч.I./ Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995. С. 22-29.

Занятие №7

УДАРЕНИЕ. ИНТОНАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ ИНТОНАЦИИ. ТИПЫ ИНТОНАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Литература

1. Русская грамматика: В 2 т./ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М., 1980. Т. I. С. 97-103.

2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. М., 1977. С. 194-217.

3. Кодзасов С.В. Интонация// Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 157-158.

4. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударение, интонация. Учеб. пособие. М., 1975. С. 74-187.

5. Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Учимся говорить по-русски: Лингафонное пособие. М., 1975. Урок 2.

6. Торсуева И.Г. Интонация// Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 197-198.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Определите функции словесного ударения. Выясните, какие особенности русского ударения обусловливают эти функции: о́рган – орга́н, а́тлас – атла́с, па́рить – пари́ть, пи́ща – пища́, бе́лок – бело́к, наре́зать – нареза́ть, пла́чу – плачу́, ме́ли – мели́, зна́ком – знако́м (см.: Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. С. 679-680).

2. Дайте определение терминам «интонация» и «интонационная конструкция». Укажите, какие компоненты включаются в описание интонационных конструкций (ИК).

II. Задания:

1. Сравните односинтагменные и двусинтагменные варианты интонационного оформления предложения. Установите, какие оттенки смысла обнаруживаются при сопоставлении интонационных вариантов предложения. См.: Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Учимся говорить по-русски: Лингафонное пособие. М., 1975. Урок 2 (упр. 10, с. 61).

1 3 1

Моя дочь учится в институте. Моя дочь/ учится в институте.

1 3

Летом мы поедем на Дальний Восток. Летом/ мы поедем на Дальний

Восток.

2. Определите, какова цель упражнения. Объясните, почему необходимо сопоставление конструкций ИК- 1 и ИК-3. См. в том же лингафонном пособии упр. 2 (с. 61).

3 3 1

Его брат инженер? Его брат/ – инженер.

3 3 1

Сегодня мы идём на концерт? Сегодня/ мы идём на концерт.

3. Измените смысл высказывания, перемещая интонационный центр с первого слова до последнего. Какую ИК целесообразно использовать при оформлении нейтрального вопроса? Ответьте на вопрос: «Это ваша тетрадь?» Установите, сколько ответов может быть дано.

4. Прослушайте диалоги (см.: Русский язык за рубежом. 1977. №4). Объясните правила употребления ИК. Систематизируйте свои наблюдения:

- Что ты делаешь сегодня вечером?

- Иду на плаванье.

- А завтра?

- А завтра у меня концерт.

- Вы смотрели пьесу Островского «Волки и овцы»?

1 2

- Да, конечно.

- А «Лес»?

1 4

- «Лес» ещё не смотрела. А вы?

2 1

Как раз завтра иду. И вас хочу пригласить. У меня есть лишний

1 3

билет. Вы пойдёте?

- С удовольствием.

III. Домашнее задание

А. Определите тип ИК:

Какой у неё голос. (повествовательное предложение – ИК…)

Какой у неё голос? (нейтральный вопрос – ИК…)

Какой у неё голос? (повторение вопроса при ответе – ИК…)

Какой у неё голос? (вопрос-припоминание – ИК…)

Какой у неё голос! (восклицательное предложение – ИК…)

Б. Подготовьтесь отвечать на вопросы:

1. Функциональный аспект изучения звуковых единиц.

2. Понятие фонемы.

См.: Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 144-147. Современный русский литературный язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1982. (более подробные библиографические сведения см. в списке литературы к занятию №8).

Занятие №8

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ И ЕЁ ПРИЗНАКОВ В МОСКОВСКОЙ И ПЕТЕРБУРГСКОЙ (ЛЕНИНГРАДСКОЙ) ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ.

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 7-9, 19-21.

2. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка// Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. С. 149-156.

3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. СПб., 2004. С. 7-18.

4. Виноградов В.А. Фонема// Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 552-554.

5. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 42-44, 46, 56.

6. Касаткин Л.Л. Фонема // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 596-597.

7. Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика. М., 1976. С. 41, а также 32-40, 42-43.

8. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. С. 220-232.

9. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979. С. 90-94.

10.Щерба Л.В. Слог и фонема// Грамматика русского языка. М., 1960. Т. I. С. 49-50.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Определите типы ИК в предложении «Какой у неё голос…». Объясните, почему целесообразно сопоставление предложений с одинаковым лексическим составом, но различающихся интонационной оформленностью.

2. Расскажите о функциональном аспекте изучения фонетических единиц. Дайте определение основным терминам, связанным с функциональным аспектом изучения фонетических единиц.

3. Укажите, каковы общие и различительные признаки понятий «звук» и «фонема».

4. Расскажите, какие типы признаков учитываются при характеристике фонемы как функциональной единицы.

5. Объясните, в соответствии с какими правилами устанавливаются постоянные признаки фонемы, как определяются дифференциальные и дополнительные признаки фонемы.

II. Задания:

Проанализируйте определения фонемы и её признаков в работах разных исследователей: представителей Московской фонологической школы (Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова, А.А. Реформатского, П.С. Кузнецова), учёных Петербургской (Ленинградской) фонологической школы (Л. В. Щербы, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич и др.).

Заполните таблицу:

Автор Опре- деле- ние фоне- мы Критерии установле- ния фонемы Типология признаков фонем Реально произно- симые звуки и фонемы Добавочные замечания
           

Сделайте вывод (и запишите в тетради), какие признаки фонемы являются общепризнанными; какие свойства фонемы вызывают дискуссии.

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации.

2. Сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по данному признаку.

3. Фонемы, непарные по признаку наличие/отсутствие палатализации.

Основные пособия: Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 116-122. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М., 1987. С. 150-153, 155-157.

4. Затранскрибируйте текст. Найдите в нём согласные фонемы, парные по признаку наличие/отсутствие палатализации; согласные фонемы, непарные по этому признаку. Дайте по 3 примера сильных, слабых позиций согласных фонем по данному признаку из предложенного текста. Сделайте необходимые пояснения:

После грозы.

Пронёсшейся грозою полон воздух.

Всё ожило, всё дышит, как в раю.

Всем роспуском кистей лиловогроздых

Сирень вбирает свежести струю.

Всё живо переменою погоды.

Дождь заливает кровель желоба.

Но всё светлее неба переходы,

И высь за чёрной тучей голуба.

Рука художника ещё всесильней

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображённей из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль.

(Б. Пастернак)

Занятие №9

СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ.

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ.

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 170-182.

2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 17-24.

3. Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-153.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Затранскрибируйте слова. Подчеркните фонемы, непарные по признаку наличие/отсутствие палатализации. Дополните перечень непарных фонем: машина, гараж, камыши, сушь, в шалаше, ужи, ежей, слышишь, пишешь, цитаты, дикция, центральные, язык, языковой, языковедческий. Укажите, с какими трудностями мы встречаемся при транскрибировании этих слов. Чем вызваны эти трудности?

2. Расскажите о соотносительном ряде согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Назовите пары согласных и докажите их пропорциональный характер.

3. Сделайте транскрипцию слов. Выясните, какие типы сильных позиций для согласных, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации, можно выделить в примерах: бас- бязь, вал – вял, дата – дятел, зарево – зяблик, ласка – лязг, мать – мят, нас – няня, пал – пяльцы, рад – ряд, сад – сядь, резко – авоська, мой – восьмой. Дополните перечень сильных позиций.

4. Приведите примеры сильных и слабых позиций согласных, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации, из домашнего задания.

II. Задания:

1. Затранскрибируйте текст.

2. Выпишите из текста примеры оппозиций согласных фонем по признаку наличие/отсутствие палатализации, доказывающие их соотносительный и пропорциональный характер.

3. Найдите в тексте примеры сильных позиций согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Аргументируйте выводы.

4. Из того же текста выпишите примеры слабых позиций согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Докажите, что позиция по данному признаку является слабой.

Вариант 1.

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

(А. Пушкин)

Вариант 2

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил, безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

(А. Пушкин)

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку участие голоса и шума.

2. Сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по данному признаку.

3. Согласные фонемы, непарные по признаку участие голоса и шума.

4. Абсолютно сильные и абсолютно слабые согласные фонемы.

Основные пособия: 1) Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 162-167, 192-203. 2) Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 116-122. 3) Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-157.

Б. Затранскрибируйте текст. Найдите в нём согласные фонемы, парные по глухости-звонкости; согласные фонемы, непарные по данному признаку.

Приведите по 3 примера позиций согласных фонем, сильных по глухости-звонкости, 3 примера согласных фонем, слабых по глухости-звонкости. Сделайте пояснения:

Само упало яблоко с небес

или в траву его подбросил бес?

А может, ангел сбил крылом с ветвей

или столкнул руладой соловей?

Ударился о землю бок,

и брызнул из него шипящий сок.

Прося меня: «Скорее подбери…» -

чуть зазвенели зёрнышки внутри.

Светясь, лежало яблоко в росе,

и не хотело быть оно, как все,

и отдыхало телом и душой,

как малая планета на большой.

(Е. Евтушенко)

Занятие №10

СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ УЧАСТИЕ ГОЛОСА И ШУМА. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ. СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ.

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С.162-167, 192-203.

2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 17-24.

3. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-157.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Расскажите о соотносительном ряде согласных фонем, парных по признаку участие голоса и шума. Назовите согласные фонемы, непарные по данному признаку.

2. Приведите из текста стихотворения Е. Евтушенко примеры согласных фонем, находящихся в сильной позиции по признаку участие голоса и шума. Объясните критерии, в соответствии с которыми сильные позиции согласных отграничиваются от слабых.

3. Укажите в этом же тексте случаи позиционной мены согласных по признаку участие голоса и шума. Определите фонологическую сущность мены согласных (влияние мены на различительную способность звуков).

4. Выясните характер позиций согласных фонем (сильная или слабая) по признаку участие голоса и шума в слове столкнул.

5. Установите характер позиций согласных фонем по признаку наличие/отсутствие палатализации в том же слове. Какие из согласных фонем этого слова можно назвать абсолютно сильными; абсолютно слабыми?

6. Определите, сколько согласных фонем в словах: тест, список (отвечая на вопрос, установите интегральные и дифференциальные признаки фонем).

II. Задания:

1. Затранскрибируйте текст.

2. Определите характер позиций согласных фонем, парных по глухости/звонкости:

а) сильная по признаку участие голоса и шума, сильная по признаку наличие/отсутствие палатализации (т.е. абсолютно сильная);

б) сильная по признаку участие голоса и шума, но слабая по признаку наличие/отсутствие палатализации (обозначьте индексом 2);

в) слабая по признаку участие голоса и шума, но сильная по признаку наличие/отсутствие палатализации (обозначьте индексом 1);

г) слабая по признаку участие голоса и шума, слабая по признаку наличие/отсутствие палатализации, т.е. абсолютно слабая (обозначьте индексом 3);

3. Выпишите слова с непарными по глухости/звонкости согласными фонемами. Подчеркните эти фонемы.

Вариант 1

Гляди,

Решивший землю исходить,

Вначале на людей, а после на строенья

И научись в сужденьях исходить

Из справедливости, а не из настроения.

(Я. Козловский)

Вариант 2

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за дело:

Слышится, как зазвенела

пила.

(Я. Козловский)

III. Домашнее задание.

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Фонологическая система русского литературного языка.

2. Состав и система согласных фонем русского литературного языка.

3. Системные отношения согласных фонем по месту образования; по способу образования.

4. Позиционная мена и позиционные изменения согласных: по участию голоса и шума; по месту образования, по способу образования; по наличию/отсутствию палатализации.

См.: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 144-157.

Б. Найдите примеры позиционной мены и изменений согласных в пословицах:

Сперва аз да буки, а там и науки. Ничего не смыслить – век киснуть. Ученье лучше богатства. Всё скоро сказывается, да не всё скоро делается. Где сшито на живую нитку, там жди прорехи. Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учён. Старость не радость, не красные дни.

Сделайте полный фонетический анализ слова радость. Определите в этом слове характер позиций согласных фонем, парных по твёрдости/мягкости; глухости/звонкости.

Занятие №11

СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ.

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С.162-167, 170-182, 192-203.

2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 84, 85, 90, 91.

3. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 144-157.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Расскажите о позиционной мене и позиционных изменениях согласных. Укажите, в чём различия между позиционной меной и изменениями; на какие признаки согласных они влияют; каковы конечные результаты этих процессов. Приведите примеры позиционных изменений и мены из проанализированных дома пословиц.

2. Охарактеризуйте позиции согласных фонем в слове «радость».

3. Укажите оппозиции согласных фонем по месту образования. Объясните, почему знание этих соответствий необходимо учителю.

4. Расскажите об оппозициях согласных фонем по способу образования и о возможности использовать эти знания в школьной практике.

5. Дайте общую характеристику системы согласных фонем.

II. Задания:

1. Объясните, почему в речи студентов-иностранцев наблюдается неразличие и смешение звуков; какова должна быть методика коррекции (исправления) звуков.

2. Проанализируйте, удачно ли подобран в учебных пособиях материал, закрепляющий дифференциацию звуков.

3. Затранскрибируйте слово. Проанализируйте согласные фонемы в указанном слове (установите конститутивные признаки всех фонем; наличие пар; характер позиций у парных фонем).

Вариант 1

1. /т/ - /п/, /з/ - /ж/, /ц/ - /ч/, /т/ -/с/, /ц/ - /с/.

2. /с/ - /ш/

Са – ша, со – шо, су – шу, сы – шы, ас – аш, ос – ош, ус – уш, ыс – ыш. Нас – наш, вас – ваш, усы – уши, сто – что, нос – нож. Саша спрашивает, ваш сын, наш стол. Меня зовут Саша. Нож на столе.

3. Спросить.

Вариант 2

1. /т’/ - /ч’/, /т’/ - /с’/, /с’/ - /з’/, /з/ - /з’/, /п/ - /ф/, /ф/ - /х/.

2. /т’/ - /ч’/.

Тя – ча, тё – чё, тю – чу, ти – чи, те – че, ать – ач, оть – оч, уть – уч, ить – ич, есть – еч. Тем – чем, тесно – честно, ветер – вечер, лети – лечи, петь – печь. Мать читала газету.

3. Постучусь.

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Состав и система гласных фонем русского литературного языка.

2. Сильные гласные фонемы и их аллофоны.

3. Слабые гласные фонемы и их аллофоны.

4. Понятие фонемного ряда.

См.: 1) Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 88-92, 103-105. 2) Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 157-160.

Б. Выясните, какие фонемы обозначаются буквами я, е, ё, ю в словах: ель, ёлка, еловый, ярковат, юмор, мелкий, мельчайший, мелочей, боек, моей, большая, семью, веселье, объездчик, съезжались, игривые, шумную.

Занятие №12

СИСТЕМА ГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ. УДАРЕНИЕ. ТИПЫ ПАРАДИГМАТИЧЕСКИХ СООТНОШЕНИЙ ГЛАСНЫХ; СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ.

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 88-92, 103-105.

2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 178-183.

3. Русская грамматика: В 2 т./ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М., 1980. Т. I. С. 76-79.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Проанализируйте слова домашнего задания. Расскажите о звуковом значении букв я, е, ё, ю, опираясь на примеры из домашнего задания. Выясните, какие сильные гласные фонемы встретились в тексте этого упражнения. Укажите, как понятие сильной гласной фонемы связано с ударением. Объясните, какие слабые гласные фонемы можно выделить в тексте упражнения. Укажите, в каком звуке они реализованы. Выясните, заместителем каких сильных фонем являются слабые гласные фонемы. Подумайте, почему надо выделять сильную и слабую фонемы [и] - [и], [ у] - [у]. Охарактеризуйте слабую фонему [α]. Укажите, в каких звуках она может быть реализована.

2. Составьте письменно план ответа на вопрос «Система гласных фонем русского языка». Расскажите о гласных фонемах русского языка и системных отношениях между ними.

3. Выполните фонологический анализ слова трудолюбие.

II. Задания:

1. Сделайте фонологический анализ слова.

2. Объясните различия между фонологическим и фонетическим анализом.

Вариант 1

Блестит

Вариант 2

Простой

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Графика. Русский алфавит. Соотношения между буквами русского алфавита и фонемами русского языка.

2. Обозначение на письме согласных фонем. Обозначение мягкости согласных фонем. Обозначение фонемы <j>.

3. Обозначение на письме гласных фонем.

4. Звуковые значения букв я, е, ё, ю.

5. Слоговой принцип русской графики. Ограничения в действии слогового принципа русской графики. Отступления от слогового принципа графики.

См.: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 179-182. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 125-131.

Б.Сделайте фонетический и фонологический анализ слова прекрасное.

Занятие №13

ГРАФИКА РУССКОГО ЯЗЫКА.

Литература

1. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 125-130.

2. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 179-182.

3. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974. С. 68-84.

4. Князевская О.А. Алфавит // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 25-26.

5. Филиппова И.С. Графика // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 102.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Сопоставьте графику и произношение слов (используя транскрипцию), выясните, соответствует ли количество букв количеству звуков в каждом из данных слов: готовить, беречь, сеять, появление, ясно, семья, съезд, рожь, польём. Аргументируйте свои выводы.

2. Определите, в каких случаях средствами алфавита обозначена мягкость согласных фонем. Укажите, какими способами передаётся мягкость согласных фонем: люди, сушь, тишь, раньше, мягкий, тянешь, новосёл, лучше, дышит. Установите, какими способами передаётся твёрдость (непалатализованность) согласных фонем. Выясните, в каких словах задания слоговой принцип русской графики, действующий при обозначении палатализованности/непалатализованности согласных фонем, не соблюдается. Почему становятся возможными эти нарушения? Каковы причины нарушения слогового принципа русской графики?

3. Объясните, как обозначена фонема <j> в словах: йотированный, звенья, съёмка, якорь, играешь. Уточните, в каких словах обозначение <j> на письме связано со слоговым принципом русской графики; когда наблюдается ограничение в действии данного принципа.

4. Охарактеризуйте алфавит русского языка. Назовите буквы, используемые для передачи фонем; дифференциальных признаков фонем. Есть ли в русском алфавите лишние буквы?

5. Уточните, следует ли считать обязательным для алфавита требование, тчобы каждая буква обозначала только одну фонему.

6. Выполните графический анализ слова прекрасное.

II. Задания:

1. Сделайте графический анализ слова.

2. Определите звуковое значение букв я, е, ё, ю в словах пословц.

Вариант 1

1. Зажёгся.

2. Доброе братство милее богатства

Семья воюет, а один горюет.

Вариант 2

1. Пожелать.

2. На всякого Егорку есть поговорка.

Старинная пословица не мимо молвится.

III. Домашнее задание

А. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Орфография. Основной (морфологический, или морфематический, или морфофонематический) принцип русской орфографии.

2. Фонетические написания в русской орфографии.

3. Традиционные и дифференцирующие написания в русской орфографии.

4. Слитные и полуслитные написания в русской орфографии.

5. Употребление прописных и строчных букв в русской орфографии.

6. Правила переноса слов в русской орфографии.

7. Понятие орфограммы.

См.: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 182-190. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 141-149, 168-178.

Б. Сделайте фонетический и графический анализ слов достичь примирения.

Занятие №14

ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Литература

1. Иванова В.Ф. Орфография // Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 303-305.

2. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.

3. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 141-149, 168-178.

4. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 182-190.

5. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С. 122-148.

6. Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. Ростов н/Д, 2005. С. 10-75.

7. Текучёв А.В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе. М., 1982. С. 11-26.

8. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974. С. 89-101.

9. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Сделайте фонетический и графический анализ слов достичь примирения.

2. Расскажите об орфографии как о научной дисциплине. Объясните различия между предметом графики и орфографии.

3. Дайте определение основному принципу русской орфографии; расскажите о его преимуществах и недостатках.

4. Укажите типы отступлений от основного морфологического (морфофонематического) принципа орфографии.

5. Приведите из школьного учебника примеры слов, написание которых подчиняется морфологическому принципу орфографии; является отступлением от него.

Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 290-291.

6. Выполните орфографический анализ слов достичь примирения.

II. Задания:

1. Сделайте графический и орфографический анализ слова.

2. Определите соответствие/несоответствие орфограмм морфологическому принципу; укажите тип отступлений от него.

Вариант 1

1. Разбивать (лагерь).

2. Русский язык: Учебник для 5-го класса. М., 2002. С. 20-23, 24-25, 29-30.

Вариант 2

1. Разжечь (костёр)

2. Русский язык: Учебник для 5-го класса. М., 2002. С. 20-23, 24-25, 29-30.

Наши рекомендации