Примерный перечень вопросов к экзамену / зачету
Вопросы к зачету — 7 семестр
Специальная методика литературы как наука.
Теоретические основы специальной методики (методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические).
Становление методики преподавания литературы как науки в 19 веке.
Современный этап развития методической науки преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основные методы исследования учебно-воспитательного процесса на уроках литературы (изучение научной литературы, периодики и т.д.).
Основные методы исследования учебно-воспитательного процесса на уроках литературы (обобщение передового педагогического опыта).
Основные методы исследования учебно-воспитательного процесса на уроках литературы (эксперимент как способ проверки эффективности педагогических исследований).
Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
Специфика содержания и структуры литературного образования детей с ОНР.
Этапы литературного образования методические задачи на каждом этапе обучения.
Своеобразие литературного развития детей с речевыми нарушениями.
Основные принципы преподавания литературы в школе (научность, историзм, доступность, последовательность, систематичность).
Специфика использования дидактических принципов преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Методы обучения в практике преподавания литературы в школе для детей с ТНР.
Объяснительно-иллюстративный метод. Значение средств наглядности для развития ассоциативного и образного мышления детей с ОНР.
Репродуктивный метод. Значение упражнений репродуктивного типа для развития речи учащихся с речевым недоразвитием.
Эвристический метод и его особое место в процессе обогащения словарного запаса учащихся.
Исследовательский метод. Аудио-визуальный метод обучения. в процессе изучения художественного произведения.
Урок как форма учебной деятельности по литературе.
Виды уроков по литературе и различные подходы к их классификации.
Вопросы к экзамену — 8 семестр
Взаимосвязь структурных элементов урока литературы. Соотношение индивидуальных и коллективных форм работы на уроках литературного чтения.
Место урока литературы в системе организации речевой деятельности учащихся.
Приемы и способы формирования навыков правильного чтения.
Приемы и способы формирования навыков выразительного чтения.
Приемы и способы формирования навыков беглого чтения.
Этапы работы над художественным произведением. Вступительные занятия, их место в системе изучения художественного произведения.
Этапы работы над художественным произведением. Использование различных видов и приемов комментария в слове учителя на вступительных занятиях.
Этапы работы над художественным произведением. Приемы привлечения биографического материала для углубления и расширения представлений о личности писателя и его героях.
Этапы работы над художественным произведением. Чтение как первый этап знакомства учащихся с художественным произведением.
Этапы работы над художественным произведением. Методические приемы усвоения содержания художественного произведения (беседа, различные виды пересказов).
Этапы работы над художественным произведением. Анализ художественного произведения.
Этапы работы над художественным произведением. Компоненты анализа художественного произведения.
Этапы работы над художественным произведением. Задачи анализа художественного произведения и его особенности в связи со спецификой восприятия учащихся с речевыми нарушениями.
Этапы работы над художественным произведением. Пути анализа, выбор путей анализа в связи с литературной и речевой подготовленностью учащихся с ОНР.
Этапы работы над художественным произведением. Заключительные занятия.
Этапы работы над художественным произведением. Использование эвристического метода на заключительных занятиях как средства развития самостоятельности мышления учеников с ОНР.
Изучение произведений разных жанров. Специфика работы с произведениями УНТ.
Изучение произведений разных жанров. Особенности изучения эпических произведений. Трудности восприятия эпических произведений детьми с речевой патологией.
Изучение произведений разных жанров. Своеобразие изучения лирических произведений. Трудности восприятия лирического произведения детьми с ОНР.
Изучение произведений разных жанров. Методические приемы осуществления перехода от чтения лирического произведения к его анализу.
Изучение произведений разных жанров. Понимание учащимися образа лирического героя. Многозначность слова в лирическом произведении.
Изучение произведений разных жанров. Развитие навыков выразительного чтения.
Изучение произведений разных жанров. Специфика изучения драматического произведения.
Изучение произведений разных жанров. Приемы первоначального знакомства с драмой.
Приемы активизации словесно-логического мышления учащихся с тяжелыми нарушениями речи в процессе анализа художественных произведений.
Работа над литературоведческими понятиями.
Роль уроков внеклассного чтения в нравственно-эстетическом и речевом развитии учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Значение средств наглядности и ТСО для развития ассоциативно-образного мышления учащихся с ОНР.
Межпредметные связи на уроках литературы. Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся с ОНР.
Основные приемы реализации межпредметных связей на уроке литературы (связь с уроками русского языка, истории, окружающего мира, смежных искусств).
Особенности словарно-фразеологической работы как средства развития речи учащихся с ОНР.
Материал изучаемых художественных произведений как основной источник обогащения словарного запаса учащихся с ОНР.
Речевая деятельность учащихся на уроке литературы и особенности устной речи школьников с ОНР.
Развитие письменной речи. Виды письменных работ.
Грошенкова Виктория Алексеевна
Обучение чтению в специальной (коррекционной) школе
Учебно-методическое пособие
В пособии определены теоретические положения методики работы с текстом художественного произведения на уроках чтения и литературы во вспомогательной школе; раскрыты лингвистические, литературоведческие, психолингвистические, психолого-педагогические основы работы; даны методические рекомендации по изучению отдельных тем, предложены вопросы для самостоятельной работы студентов. © Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2009
© В.А. Грошенкова, 2009
Пояснительная записка
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальностям "Логопедия'' и "Олигофренопедагогика'', изучающих курс методики преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях V, VII, VIII видов, оно может быть использовано учителями начальных классов.
Художественная литература является одним их важнейших средств развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности ребенка, не только развивающегося нормально, но и с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей чтение художественной литературы может выполнять и определенные коррекционные функции - от коррекции отдельных сторон познавательной деятельности, речевого развития, эмоциональной сферы до коррекции личности в целом.
Раздел "Методика классного и внеклассного чтения'' является компонентом курса "Методика преподавания русского языка (специальной)''.
В главе I пособия представлены теоретические сведения, которые помогут студентам овладеть такими понятиями, как "текст'', "текст художественного произведения'', "понимание'', "восприятие'' и др.; осознать психологические и психолингвистические особенности восприятия текста художественного произведения. Данный теоретический базис обеспечит подготовку студентов-дефектологов и учителей-практиков к осознанной и методически грамотной работе с текстом художественного произведения. Изложение теоретических сведений сопровождается заданиями для самоконтроля, что позволит глубже воспринять представленный материал.
Глава II посвящена анализу методического опыта по работе с текстом художественного произведения на уроках чтения и литературы во вспомогательной школе: описаны приемы работы над произведениями разных литературных жанров, представлены методические рекомендации к разделам; даны основные методические понятия и др.