Педагогика и психология высшей школы
Т.М. Резер
Нетестовые задания
Екатеринбург
2016
Неделя 1
Педагогика и психология высшей школы: основные понятия
1. Раскройте понятия «объект», «предмет» педагогики, задачи и категориальный аппарат педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие, формирование.
Критерии оценки:
ü Все ключевые понятия педагогии выделены, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Ключевые понятия педагогии выделены, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Выделены не все ключевые понятия педагогии, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
2. Определите связи педагогики как науки с другими науками.
Критерии оценки:
ü Все существующие связи педагогики как науки с другими науками выделены, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Существующие связи педагогики как науки с другими науками выделены, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Выделены не все связи педагогики как науки с другими науками, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
3. Сформулируйте проблему единства и целостности мирового образовательного пространства и опишите общемировые тенденции развития современной педагогической науки.
Критерии оценки:
ü Проблема сформулирована верно, описаны общемировые тенденции развития современной педагогической науки, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Проблема сформулирована верно, описаны общемировые тенденции развития современной педагогической науки, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Проблема не сформулирована, не названы общемировые тенденции развития современной педагогической науки, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
4. Охарактеризуйте систему антропологических наук и место в ней педагогики. Изобразите взаимосвязь антропологических наук и педагогики в виде схемы с указанием объектов исследования, установлением взаимосвязей между ними и особенностей.
Критерии оценки:
ü Система антропологических наук и место в ней педагогики охарактеризованы в полном объеме, между ними прослеживается логическая связь, представлена логически выстроенная схема – 3 балла.
ü Система антропологических наук и место в ней педагогики охарактеризованы в полном объеме, но между ними не прослеживается логическая связь, представлена логически выстроенная схема – 2 балла.
ü В системе антропологических наук и место в ней педагогики охарактеризованы в не полном объеме, сложно проследить логическую связь, не представлена схема – 1 балл.
5. Выделите основные диалектические взаимосвязи педагогики и психологии.
Критерии оценки:
ü Все основные диалектические взаимосвязи педагогики и психологии выделены, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Все основные диалектические взаимосвязи педагогики и психологии выделены, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Выделены не все диалектические взаимосвязи педагогики и психологии, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
6. Размышляя о назначении науки, Д.И. Менделеев пришёл к выводу, что у каждой научной теории есть две основные и конечные цели – предназначение и польза. Исходя из этого правила, назовите функции педагогической науки и раскройте их содержание.
Критерии оценки:
ü Все функции педагогической науки названы, раскрыто их содержание, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Все функции педагогической науки названы, раскрыто их содержание, но между ними не везде прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Названы не все функции педагогической науки названы, их содержание их не раскрыто, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
7. Назовите объекты, на которые направлены практические задачи педагогики психологии и раскройте их содержание.
Критерии оценки:
ü Все объекты, на которые направлены практические задачи педагогики психологии указаны, раскрыто их содержание, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Все объекты, на которые направлены практические задачи педагогики психологии указаны, раскрыто их содержание, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Не все объекты, на которые направлены практические задачи педагогики психологии, указаны, не раскрыто их содержание, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
8. Назовите задачи педагогики как науки и охарактеризуйте их.
Критерии оценки:
ü Все ключевые задачи педагогики выделены, между ними прослеживается логическая связь и завершенность характеристик – 3 балла.
ü Ключевые задачи педагогики выделены, но между ними не везде прослеживается логическая связь и завершенность характеристик – 2 балла.
ü Выделены не все ключевые задачи, между ними сложно проследить логическую связь, отсутствует завершенность характеристик – 1 балл.
Неделя 2
Дидактика высшей школы
9. Проследите генезис происхождения термина «дидактика».
Критерии оценки:
ü Все ключевые этапы генезиса происхождения термина «дидактика» выделены, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Все ключевые этапы генезиса происхождения термина «дидактика» выделены, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Выделены не все ключевые этапы генезиса происхождения термина «дидактика» понятия, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
10. В чем заключается научно-теоретическая функция дидактики?
Критерии оценки:
ü Раскрыто содержание научно-теоретической функции дидактики, прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Раскрыто содержание научно-теоретической функции дидактики, но не прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Раскрыто содержание научно-теоретической функция дидактики не в полном объеме, сложно проследить логическую связь – 1 балл.
11. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) опубликовал в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Что понимал великий педагог под искусством обучения?
Критерии оценки:
ü Все ключевые элементы искусства обучения Яна Амоса Коменского выделены, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Все ключевые элементы искусства обучения Яна Амоса Коменского выделены, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Выделены не все ключевые элементы искусства обучения Яна Амоса Коменского, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
12. Раскройте базовые понятия дидактики: обучение, преподавание, знание, умение, навык, педагогический процесс, цель – принципы – содержание – методы – средства – формы организации обучения.
Критерии оценки:
ü Все базовые понятия дидактики раскрыты, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Все базовые понятия дидактики раскрыты, но между ними не про слеживается логическая связь – 2 балла.
ü Раскрыты не все базовые понятия дидактики, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
13. Что следует понимать под внутренними и внешними закономерностями обучения, моделированием в учебном процессе условий будущей профессиональной деятельности специалистов?
Критерии оценки:
ü Все ключевые понятия раскрыты, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Все ключевые понятия раскрыты, но между ними не про слеживается логическая связь – 2 балла.
ü Раскрыты не все ключевые понятия, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
14. Назовите требования, предъявляемые к процессу обучения в высшей школе.
Критерии оценки:
ü Все требования, предъявляемые к процессу обучения в высшей школе, указаны правильно, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Все требования, предъявляемые к процессу обучения в высшей школе, указаны правильно, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Указаны не все требования, предъявляемые к процессу обучения в высшей школе, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
15. Л.И. Гурье дает следующее определение педагогики высшей школы:
«Педагогика высшей школы – область знания, выражающего основные научные идеи, дающие целостное представление о закономерностях и существенных связях в учебно-познавательной, научной, воспитательной, профессиональной подготовке и всестороннем развитии студентов»Назовите задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам современной педагогики высшей школы.
Критерии оценки:
ü Все задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам педагогики современной высшей школы, названы, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Все задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам современно педагогики высшей школы, названы, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Указаны не все задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам современной педагогики высшей школы, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.
16. Дидактика высшей школы – это наука о высшем образовании и обучении в высшей школе – интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания. Сформулируйте следующие профессионально-педагогические категории :
- профессиональное образование –…
- профессиональное обучение – …
- профессиональное воспитание – …
- профессиональное развитие– …
- профессиональное становление – …
Критерии оценки:
ü Сформулированы правильно все профессионально-педагогические категории высшей школы, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.
ü Сформулированы правильно профессионально-педагогические категории высшей школы, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.
ü Сформулированы неправильно профессионально-педагогические категории высшей школы, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.