Концептуальные основы разноуровневого обучения (РО)
Сущность РО заключается в предъявлении разных требований к усвоению учащимися содержания учебного материала в условиях неоднородной обучающей среды. Основная его цель - создание наиболее комфортных условий для эффективного обучения личности, обеспечивающих ей достижение уровня освоения учебного материала в соответствии с ее познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального (определенного государственным стандартом), а также развитие данных возможностей и способностей.
В основе идеи РО лежит две концепции:
1. Концепция развивающего обучения (Л.С. Выготский,В.В. Давыдов, Л.В. Занков), согласно которой обучение опережает развитие и ведет его за собой, если:
· оно опирается на зону ближайшего развития учащегося;
· организуется посредством включения его в соответствующую деятельность;
· учащийся становится субъектом своей деятельности, осознает ее и управляет ею на основе знания своих собственных возможностей и планирования результатов учения.
2. Концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.), согласно которой:
· все ученики имеют разные индивидуальные возможности в обучении, определяемые сложным сочетанием и взаимодействием их индивидуально-типологических, психологических характеристик, социального опыта и направленности личности;
· необходимо осуществлять дифференциацию обучения на основе комплексной диагностики всех этих свойств и мониторинга развития личности в обучении.
Основным организационным условием для осуществления данной цели становится создание относительно стабильных, подвижных групп, позволяющих организовать обучение школьников на различных уровнях усвоения одного и того же содержания учебного материала: от минимально допустимого до творческого, продвинутого.
Успешная реализация технологии разноуровневого обучения предполагает следование определенным принципам и правилам. Опираясь на существующие исследования[37], можно выделить следующие принципы и требования, которые определяют его организацию:
1. Принцип развития каждого учащегося (Л.Занков): как сильного, так и слабого. Реализация данного принципа предполагает:
· рассматривать минимальный уровень лишь как стартовый для большинства учащихся, стимулировать их потребность в достижении более высокого уровня усвоения учебного материала;
· с помощью разноуровневых заданий обеспечить индивидуальный темп продвижения к достижению более высокого уровня;
· возможность выбора студентом заданий более высокого уровня и перехода в другую группу,
2. Принцип осознания учащимися процесса учения (Л.Занков), который проявляется:
· в знании и понимании студентом своих возможностей и реального уровня обученности, прогнозировании и планировании на этой основе своей дальнейшей деятельности с помощью преподавателя;
· в овладении учащимися способами деятельности, общеучебными умениями и навыками;
· в рефлексии результатов своей деятельности.
Таким образом студент переводится в режим саморазвития.
3. Принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства, согласно которому:
· признается возможность неравномерности в развитии различных свойств и способностей личности, ее специальной одаренности, вследствие чего педагоги и учащиеся должны определить, в какой сфере учебной деятельности учащийся может достигнуть более высокого уровня усвоения по сравнению с другими,
· преподаватель должен признать право ученика сосредоточить внимание на достижении высокого уровня именно в этой сфере, обеспечив достижение им минимума в остальных. При этом не должно ущемляться чувство собственного достоинства учащегося, осуществляться сравнение его с другими;
· уровень обучаемости учащегося должен определяться не вообще, а относительно конкретных предметов;
· продвижение ученика в обучении нужно определять на основе сравнения достигнутых результатов с его собственными предыдущими результатами.
4. Принцип оперативного психолого-педагогического мониторинга, требующий:
· обязательной комплексной диагностики тех свойств личности, на основе которых осуществляется первоначальное разделение на группы;
· постоянного изучения изменения данных свойств и их соотношения в процессе разноуровневого обучения с целью выявления тенденций развития личности и коррекции педагогического процесса, а также помощи учащимся в их самоопределении при выборе того или иного уровня обучения. Самостоятельный выбор учащимися с завышенной самооценкой и потребностью в достижении без учета реальных возможностей может привести их к снижению мотивации и разочарованию в процессе обучения. У учащихся с заниженной самооценкой (мотивация избегания неудач) не развиваются такие качества, как добросовестность, трудолюбие, потребность в самореализации. Объективная диагностика помогает не только строить учебный процесс, но и создавать у школьников мотивацию к достижению достаточно высокого, но и реального для них уровня освоения учебного материала.
Организация разноуровневого обучения (РО)
Опираясь на системно-деятельностный подход, технология РО предполагает построение процесса обучения в четко определенной последовательности действий, процедур, направленных на достижение прогнозируемого результата. Представим обобщенную модель РО (модификация модели В.В. Фирсова) (таблица 8).
Таблица 8.