Предмет исследованиянациональное и международное законодательство в области образовательной деятельности
Реферат
«Национальное и международное правовое регулирование системы образования»
Выполнила: магистрант 1 курса
Юридический Факультет
КазНУ имени Аль-Фараби
Имангали Е.Б.
Проверил: д.ю.н., профессор
Жетписбаев Б.А.
Алматы 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………………..4
Заключение…………………………………………………………....15
Список использованных источников……………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны. В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом. Казахстанская система образования развивается в условиях устаревшей методологической базы образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного её вхождения в мировое образовательное пространство. Современное состояние системы образования свидетельствует о неполном правовом охвате организованными программами всех уровней образования.
Степень разработанности. Проблемы правового обеспечения системы образования в разное время изучались и разрабатывались такими учеными-юристами и педагогами, как М.С. Нарикбаева и С. Ф. Ударцева, Г.С. Сапаргалиев, Д.А. Ягофаров, В.А. Никифоров, Н.С. Новикова, И.Л. Бачило, Г.А. Дорохова, Л.А. Дольникова, В.И. Шабайлов, В.И. Шкатулла и др.
Цель исследованияявляется определение правовых-законодательных основ, регулирующих вопросы организации и функционирования системы образования.
Задачи исследования:
- изучение национального законодательства в области образования;
- рассмотрение основных норм международного права, регулирующих систему образования.
Объект исследованияправовые отношения, связанные с нормативно-правовым обеспечением системы образования.
Предмет исследованиянациональное и международное законодательство в области образовательной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в разработке предложения, направленного на совершенствование законодательства в области регулирования системы образования, а именно автором было сделано предложение о принятии всех действующих НПА в форме единого кодифицированного законодательного акта.
Успех социально-экономических реформ во многом определяется уровнем образования граждан, степенью их готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений. Практика развитых западных стран показывает, что социальную базу рыночных преобразований составляют «сильные» социальные слои, высокообразованные граждане, которым легче адаптироваться к новым условиям. Образование и воспитание – это основа социума. Они обусловливают эффективность всех остальных, в том числе экономических, элементов и факторов общественного прогресса.
Образование как целенаправленный процесс обогащения личности и групп людей фундаментальными и прикладными знаниями, соответствующими современному уровню развития, охватывает целую систему отношений, складывающихся между государством и личностью; между государством и образовательными учреждениями; между педагогами и обучающимися и др. Все эти отношения нуждаются в адекватном регулировании, которое осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессиональной педагогической этики. Правовое и нравственное регулирование образовательных отношений взаимодействуют между собой. Но приоритет следует отдать именно правовому регулированию, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями в данной сфере. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается в том числе посредством применения мер государственного принуждения (включая меры юридической ответственности).
При этом нельзя недооценивать того важного факта, что система образования способна к самоуправлению и саморазвитию. Главное, чтобы процессы самоорганизации системы образования не нарушали прав и интересов ее субъектов, осуществлялись в рамках определенных законом общих принципов и требований по организации образования. [1, с. 7]
Нормы права в области управления высшим и средним образованием составляют юридическую базу, на которой вузы строят свою деятельность для достижения поставленных целей. Эти нормы вносят «ясность и стабильность» в правовые отношения между органами управления высшим образованием, учебными заведениями и гражданами, создают определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании. Законодательство определяет основные задачи и принципы высшего образования, его систему, систему специальных органов управления высшим образованием. Для органа государственного управления обязательно законодательство, определяющее права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а также граждан.
Специфика отношений в области образования отражается на регулирующих эти отношения законодательных актах и составляющих их нормах права.
Классификацию актов, действующих в сфере высшего образования и составляющих правовую основу организации управления этой сферой, можно провести по различным критериям - традиционно, по юридической силе, или более разнообразно: в зависимости от принципа федерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления; в зависимости от государств, их издавших. В целях более полного их охвата мы постараемся учесть все критерии. [2, с. 43]
Согласно ст. 2 ЗРК «Об Образовании», законодательство Республики Казахстан в области образования основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Законодательство Республики Казахстан в области образования определяет принципы государственной политики, обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на образование, разграничивает компетенции в области образования между центральными и местными исполнительными органами управления различных уровней, регулирует отношения между субъектами образовательного процесса, устанавливает их права, обязанности, полномочия и ответственность.
В соответствии со ст. 3 этого же закона, основными принципами государственной политики в области образования являются:
1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование;
2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;
3) светский характер образования;
4) стимулирование образованности личности и развитие одаренности;
5) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней; единство обучения и воспитания;
6) разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования;
7) демократический характер управления образованием, расширение академических свобод и полномочий организаций образования;
8) гуманистический и развивающий характер образования;
9) интеграция образования, науки и производства;
10) профессиональная ориентация обучающихся;
11) информатизация системы образования.
Запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования. [3]
В современном информационном обществе в условиях глобализации образование становиться его фундаментальной основой. В лекции перед студентами и преподавателями в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что образование «становиться ключевым фактором нашего развития» и «образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов».[4, с. 9]
Правовое регулирование образования в РК имеет, прежде всего, конституционную основу. Статья 30 Конституции РК закрепляет общие вопросы права на образование: «1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. 2. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. 3. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. 4. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам». [5]
Помимо Конституции законодательство Республики Казахстан в области образования основывается на Закон «об образовании» и иные нормативно-правовые акты.
Закон «Об образовании» относиться к базовому типу законов. Данный закон был принят 27 июля 2007 года и «регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование».
Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, можно разделить по принципу убывания юридической силы на следующие:
- Указы Президента РК, принятые для регулирования отношений в сфере образования («О создании Совета по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан» от 1 июля 2008 года N 625; «О вопросах государственных высших учебных заведений, первые руководители которых назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Казахстан» от 21 апреля 2008 года N 573);
- Постановления Правительства РК, посвященные регулированию образования («Об утверждении государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием, а также с техническим и профессиональным образованием в организациях образования, финансируемых из республиканского бюджета (за исключением подготовки специалистов в организациях образования Комитета национальной безопасности Республики Казахстан) на 2008/2009 учебный год» от 18 июня 2008 года N 591);
- Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования:
1) нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РК («Об утверждении Правил присуждения ученых степеней» от 10 января 2003 года № 16;
2) нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти, («Положение об интернатуре», приказ Министра здравоохранения от 8 ноября 2006 года).
Говоря об образовании нельзя не отметить о роли международного права в области образования, особенно в условиях интенсивного расширения мирового образовательного пространства. Сегодня знания и правильное применение норм международного образовательного права необходима как при осуществлении международного сотрудничества в сфере образования, так и при защите образовательных прав и законных интересов обучающихся, педагогических работников, самих образовательных учреждений и иных участников образовательных отношений.[6, с. 62]
Концепция права на образование в Республики Казахстан включает в себя два аспекта – внутригосударственный и международный, внешний и внутренний. Несомненно, что международный уровень сегодня является высшим уровнем, на котором происходит формирование образовательного законодательства, и международные стандарты права на образование в своей основе есть не что иное, как совокупность разделяемых всеми цивилизованными нациями и народами образовательных норм, которые обладают общечеловеческим значением. Считается, что в современном международном праве определенный стандарт права на образование сформировался [7, c. 25].
Так, в соответствии со ст. 65 Закона «Об образовании» организации образования имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключать двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, участвовать в международных программах обмена студентами, магистрантами, докторантами, педагогическими и научными работниками, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования.[3]
В настоящее время существует несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащие по этим вопросам отдельные нормы.
Ведущее место среди них занимает, безусловно, Всеобщая декларация прав человека. Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:
· способствовать полному развитию человеческой личности;
· воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;
· содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;
· содействовать деятельности Организации объединенных Нации по подержанию мира.[8]
Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины ХХ столетия в области образования, не потерпели они своей значимости и сегодня.
Право на образование в различной степени регулируется и такими международными актами, как Устав ЮНЕСКО, Международный пакт о гражданских и политических правах (в частности, ст. 23 и 24), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция ЮНЕСКО О борьбе с дискриминацией в области образования.
Одним из важных источников в образовательном пространстве является Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Казахстаном в 1994 году. Как результат данной конвенции в 2002 году был принят Закон Республики Казахстан "О правах ребенка".
Наша страна одна из первых на постсоветстком пространстве еще в 1997 году подписала и ратифицировала Лиссабонскую Конвенцию по признанию квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, а также Европейской системы перевода кредитов (European Credit Transfer System – ECTS). [7, с. 26]
Последние пять лет развитие систем высшего образования государств европейского региона проходит под влиянием так называемого Болонского процесса, суть которого состоит в создании общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах функционирования.
Представляется важным подчеркнуть что, хотя Болонская декларация разрабатывалась с ориентацией в основном на Европейский Союз (ЕС), она является документом, который открыт для присоединения не только государств – членов ЕС и кандидатов на вступление в него, но также государств всего европейского региона.[9, c.60]
В настоящее время Республика Казахстан проводит целенаправленную работу по вступлению в Болонский процесс.
Сегодня уже 18 казахстанских высших учебных заведений подписали Великую Хартию Университетов, которая является основой Болонской Декларации.
Как известно, одним из важных постулатов Болонской декларации является принятие системы легко понимаемых и сопоставимых академических степеней, основанных на двух основных циклах – достепенном и послестепенном. В этой связи в Казахстане с 2004 года введена многоступенчатая структура высшего и послевузовского образования: бакалавриат-магистратура-докторантура (PhD). Данная структура нашла свое правовое закрепление в новом Законе Республики Казахстан «Об образовании» в 2007 г.
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы определила стратегические направления модернизации высшего и послевузовского образования в контексте международных тенденций, в первую очередь европейских стран [6].
Таким образом, Казахстан сегодня активно прогрессирует в сфере образования, однако, система образования пока не совершена. Так, по мнению ученых М.С. Нарикбаева и С. Ф. Ударцева назрела необходимость кодификации законодательства об образовании.
Целесообразно принятие кодифицированного акта – Кодекса «Об образовании и науки». Он мог бы включить разделы и главы о:
Ø политике и принципах регулирования отношений в сфере образования;
Ø дошкольном образовании;
Ø предшкольной подготовке;
Ø среднем образовании;
Ø начальном профессиональном обучении (о лицеях);
Ø среднем профессиональном образовании (о колледжах);
Ø высшем образовании;
Ø особенностях различных видов гражданских, ведомственных и военных вузов;
Ø различных формах и уровнях послевузовского образования;
Ø элитном образовании;
Ø а также специальные главы об организации, науке, статусе и деятельности научных учреждений, академий наук, статусе педагогических и научных работников и т.д.
К сожалению, система образования регулируется, как правило, не специально принятыми более стабильными законодательными актами, а множеством довольно часто меняющихся подзаконных нормативных правовых актов. Поэтому привести все нормативные правовые акты в стройную систему, стабилизировать ее и принять их в форме единого кодифицированного законодательного акта – насущная задача сегодняшнего дня для обеспечения устойчивого посткризисного развития этой фундаментальной сферы общественной жизни [4, c.16]
Государственная политика в области образования (образовательная политика). Из курса «Правоведение», часть которого была посвящена общей характеристике государствоведческим понятиям, известно, что одна из центральных категорий теории государства – «сущность государства», находит свое воплощение в проводимой государством политике (государственной политике) – совокупности целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, которые им используется для этого. В зависимости от сфер жизнедеятельности общества, содержания и характера соответствующих целей, задач и используемых средств, различается множество видов государственной политики – экономическая политика, культурная политика, научно-техническая политика, международная политика и т.д. В этом перечне свое и важное место занимает образовательная государственная политика.
Образовательная политика государства в общем плане есть деятельность государства по обеспечению функционирования и развитию национальной системы образования. В образовательной политике, как во всякой другой, выделяются несколько аспектов, характеризующих ее различные элементы, взаимосвязи между ними, формы и характер ее осуществления, среди которых особое место занимают: собственно политические, идеологические, социальные, социально-психологические, правовые, моральные, конфессиональные (религиозные), организационно-управленческие, материально-технические, финансово-экономические. Эти аспекты будут рассматриваться с различной степенью конкретизации в других главах настоящего пособия. В данном случае ограничимся акцентированием внимания на три положения, относящиеся непосредственно к сущностной характеристике образовательной политики. [10, с. 3]
Общая характеристика международного образовательного права. Знание и умелое применение норм международного права в современных условиях становится решающим фактором плодотворной деятельности во всех сферах социального бытия, в том числе и в области образования. Особенно велика роль этих норм в двух случаях: при осуществлении международного сотрудничества и при защите прав и законных интересов граждан и иных лиц от посягательств со стороны государства, его органов и должностных лиц.
В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями - Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями - Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Казахстана с другими государствами. [11, с. 39]
Кратко охарактеризуем наиболее значимые международные документы об образовании.
Согласно ст. 26 Всеобщей декларации прав человека образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:
1) способствовать полному развитию человеческой личности;
2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;
3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;
4) содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый 16 декабря 1966 г., придает основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает это право и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими. «Идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, - говорится в преамбуле Пакта, - может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами».
Пакт называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Декларацией. Среди них особенно актуальными для нашей страны являются такие обязанности государств, как обеспечение бесплатности высшего образования, установление удовлетворительной системы стипендий и постоянное улучшение материальных условий преподавательского персонала.
Надежные критерии для оценки действующего законодательства Казахстана и практики его реализации содержатся также в Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу 1 сентября 1990 r. Конкретизируя и развивая принцип Всеобщей декларации прав человека, согласно которому дети имеют право на особую помощь и заботу, Конвенция возлагает на государство обязанность путем принятия соответствующих законодательных и административных мер обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Согласно Конвенции основными правами ребенка являются: неотъемлемое право на жизнь, право на имя и приобретение гражданства, на проживание с родителями, на свободное выражение своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, а также на особую защиту и помощь в случае лишения его семейного окружения. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья.
Две статьи Конвенции посвящены вопросам реализации права ребенка на образование, призванное прежде всего обеспечить в полном объеме развитие его талантов, умственных и физических способностей.
В основные документы ЮНЕСКО входят такие, как Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о развитии образования взрослых, Всемирная конвенция об авторском праве, шесть региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов и других квалификационных документов в системе высшего образования, Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века и другие.
Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г., дает развернутое определение понятия «дискриминация» в области образования и предписывает ряд конкретных мер, которые должны реализовать государства - сторонники этой Конвенции для ликвидации любых проявлений дискриминации в образовании и для осуществления действительного равноправия участников образовательных отношений. [12, с. 169]
Европейское образовательно-правовое пространство. Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Республика Казахстан.
В 1994г. на Венском заседании Генеральной Ассамблее ООН была принята официальная прокламация Декады ООН по правам человека в образовании на 1995-2004гг. и разработан План действий на Десятилетие. В рамках указанного Плана был сделан акцент на гражданское воспитание в общеевропейском духе. Цель Десятилетия – возведение к его окончанию в ранг закона требования уважения прав человека на образование и фиксация соответствующей структуры направлений действий в национальном законодательстве. Данный документ предполагает и нацеливает страны Европы на выработку образовательной политики по введению всеобщеобязательного школьного образования во всем мире, на отстаивание основных прав человека и оправдывает необходимость систематического и мотивированного образования. В целях реализации Плана правительства государств должны играть активную роль во внедрении его программ, тем самым, развивая национальные планы действий по защите прав человека на образование. [10, с. 11]
1. Лиссабонская Декларация. Предложение относительно разработки единой, совместной конвенции, которая бы пришла на смену европейским конвенциям о высшем образовании, а также Конвенции ЮНЕСКО о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы, было представлено на 16-й сессии Постоянной конференции по университетским проблемам. Предложение относительно осуществления совместного изучения возможности разработки новой конвенции было также одобрено двадцать седьмой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Принятая в 1997г. в Лиссабоне Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, является постановочным документом правовой базы международного образовательного сотрудничества более чем 50-ти стран мира. Присоединение к данной Конвенции дает возможность войти в единое правовое поле в этой области с потенциальными участниками Конвенции, которыми являются все государства Европы, СНГ, а также Австралия, Израиль, Канада, США, где проблема признания казахстанских документов об образовании стоит особенно остро. Конвенция объединяет самые разные документы об образовании, которые названы в ней "квалификациями", - школьные аттестаты и дипломы о начальном профессиональном образовании, все дипломы о среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании, включая дипломы доктора наук; академические справки о прохождении периодов обучения. Конвенция говорит, что признаются те зарубежные квалификации, которые не имеют существенной разницы с соответствующими квалификациями в принимающей стране.
2. Сорбоннская декларация. Первым шагом на пути построения единой Европы стала Совместная Декларации о гармонизации структуры системы европейского высшего образования (Сорбоннская декларация), подписанная министрами образования четырех стран (Франции, Германии, Италии и Великобритании) в мае 1998г.
Декларация отражала стремление создать в Европе единый массив знаний, опирающийся на надежную интеллектуальную, культурную, социальную и техническую основу. Учреждениям высшего образования отводилась роль лидеров в этом процессе. Основной идеей декларации было создание в Европе открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, сохранять и беречь культурное разнообразие отдельных стран, а с другой — способствовать созданию единого пространства преподавания и обучения, в котором студенты и преподаватели располагали бы возможностью неограниченного передвижения и сложились бы все условия для более тесного сотрудничества.
«Болонский процесс». Становление и развитие европейского образовательно-правового пространства не ограничилось рассмотренными событиями и процессами. В современный период образовательное пространство Европы, прежде всего, высшее образование, переживает период, который получил название «Болонский процесс», начало которого связывается с принятием Болонской декларацией. [11, с. 40]
3. Болонская Декларация. В 1999г. в г. Болонье (Италия) органы, ответственные за высшее образование в 29 европейских странах, подписали Декларацию об архитектуре высшего европейского образования, получившую название «Болонская декларация». Декларация определяла основные цели стран-участниц: международную конкурентоспособность, подвижность и востребованность на рынке труда. Участвовавшие в болонской встрече министры образования подтвердили свое согласие с общими положениями Сорбоннской декларации и договорились о совместной выработке краткосрочных политик в сфек5ре высшего образования.
Подтвердив поддержку общих принципов Сорбонской декларации, участники Болонской встречи приняли на себя обязательства обеспечить достижение целей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене и обратили внимание на следующий комплекс мероприятий в области высшего образования:
-принять систему легко «читаемых» и узнаваемых степеней;
-принять систему с двумя основными циклами (незаконченное высшее/законченное высшее);
-внедрить систему образовательных кредитов (европейской системы перезачета единиц трудоемкости (ECTS);
-повысить мобильность студентов и преподавателей;
- повысить европейское сотрудничество в области качества образования;
-повысить престиж высшего европейского образования в мире.
В тексте Болонской Декларации не содержится указания о конкретной форме Приложения к диплому: предполагается, что каждая страна решает этот вопрос самостоятельно. Однако интеграционная логика Болонского процесса и принимаемых в ходе его решений, скорее всего, будет способствовать принятию европейскими странами в обозримом будущем описанного выше единого Приложения к диплому.
Из всех стран Евросоюза перешедших на систему кредитов ECTS только Австрия, Фландрия (Бельгия), Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Румыния, Словакия, Швеция в законодательном порядке ввели накопительную систему кредитов образования. [12, с. 172]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование как целенаправленный процесс обогащения личности и групп людей фундаментальными и прикладными знаниями, соответствующими современному уровню развития, охватывает целую систему отношений, складывающихся между государством и личностью; между государством и образовательными учреждениями; между педагогами и обучающимися и др. Все эти отношения нуждаются в адекватном регулировании, которое осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессиональной педагогической этики. Правовое и нравственное регулирование образовательных отношений взаимодействуют между собой. Но приоритет следует отдать именно правовому регулированию, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями в данной сфере.
Нормы права в области управления высшим и средним образованием составляют юридическую базу, на которой вузы строят свою деятельность для достижения поставленных целей. Эти нормы вносят «ясность и стабильность» в правовые отношения между органами управления высшим образованием, учебными заведениями и гражданами, создают определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании. Законодательство определяет основные задачи и принципы высшего образования, его систему, систему специальных органов управления высшим образованием. Для органа государственного управления обязательно законодательство, определяющее права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а также граждан.
Таким образом, Казахстан сегодня активно прогрессирует в сфере образования, однако, система образования пока не совершена. Так, по мнению ученых М.С. Нарикбаева и С. Ф. Ударцева назрела необходимость кодификации законодательства об образовании. Целесообразно принятие кодифицированного акта – Кодекса «Об образовании и науки».
К сожалению, система образования регулируется, как правило, не специально принятыми более стабильными законодательными актами, а множеством довольно часто меняющихся подзаконных нормативных правовых актов. Поэтому привести все нормативные правовые акты в стройную систему, стабилизировать ее и принять их в форме единого кодифицированного законодательного акта – насущная задача сегодняшнего дня для обеспечения устойчивого посткризисного развития этой фундаментальной сферы общественной жизни.