Русские народные социально-бытовые сказки, их особенности. 1 страница
Русские народные сказки о животных, их особенности.
Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, волк жаден и глуп. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих.
Есть среди сказок о животных и довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь — носитель справедливого возмездия. Повествование предоставляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации.
Русские народные волшебные сказки, их особенности.
Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его — не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье — к удовлетворению маленьких слушателей.
В сюжете волшебной сказки главный эпизод — это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя.
Русские народные социально-бытовые сказки, их особенности.
Бытовая (сатирическая) сказка наиболее близка к повседневной жизни н даже не обязательно вктючает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п. Даже когда кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.
Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» — богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.
Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам.
В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смещение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.
4. Предыстория русской детской литературы.
Русское государство сложилось к 9в, а в 988г Русь принла крещение. Вместе с крещением на Русь пришла и письменность. Первые памятники письменности носил религиозный характер.
Летопись –безаналогичный жанр русской литературы. Здесь, в отличии от древних хроник, история велась не по царствам, а по годам. Центр летописи – в Киеве, затем перемещается в Москву.
Лихачев назвал летопись «Объединяющим жанром», потому что она объединяла в себе такие разные жанры, как поучение, житие, поветь (чаще воинскую), похвалу, фрагменты юридических документов.
Наиболее известные летописи:
-Начальный свод
-Повесть временных лет
-Житие Бориса и Глеба
-Слово о полку Игореве
И т.д.
Повесть временных лет входит в круг детского чтения. Временных, т.е.е оставшихся в далеком прошлом. Здесь находим истрию России с древности: Игорь, Олег, Ольга, отомстившая за мужа древлянам и т.д. Можно здесь найти и историю о крещении Руси.
Есть здесь место и о чтении книги, что отражает культ книги в древней Руси. Сказано об обучении детей писарскому делу. Матери оплакивали своих детей, которых отдавали в писари, «как мертвецов». Писарское занятие было очень почетным, ведь средневековое общество было сгруппировано вокруг книги. Их уркашалии, изготавливали вручную, особое внимание уделялось заглавной букве. Большим почетом пользовались 7 свободных искусств.
Первые сведения о чтении книг восходят к Житию о Борисе и Глебе. Там говорилось о том, как братья любят читать.
В 50е гг. 20 в. были открыты Новгородские граомты с письеменами мальчика Анфима. В них – его пиьмо, рисунки, а также можно установить круг его чтения. Но специальных детских книг в то время ещё не было.
Поучение –жанр литературы, служивший верному воспитанию. Бал адресован молодому поколению, воспринимался как завет. Поучение отражает господствующую в древности мораль.
Поучение Владимира Мономаха. Это назидательный памятник. Здесь сказано о трудолюбии, воздержании, уважении человека к еловеку, о том, что нужно держать в узде гордыню. Поощряется гостеприимство, радение на военной службе.Запрещает убийство, говорит об уважении к родителям, интересный момент – о целовании креста и необходимости держать клятву.
Особенно много говорится о ленности («не ленитесь!»). Известная фраза: «Да не застанет вас солнце в постели».
Говорится здесь как о нормах поведения, так и о мироустройстве (рассказ о солнце, луне).
Далее Мономах рассказывает о своих походах и охотах с 30 лет. Их у него насчитывалось 83. Обо всем этом он пишет без гордости.
Жития святых –описание жизни и подвигов людей, канонизированных русской православной церковью. Рбенку необходимо было духовное воспитание, и оно предоставлялось положительным героем жития. В житие огн=анично вливались сказочные мотивы, что также способствовало вхождению житий в круг дествокго чтения.
Житие Ал. Невского. Здесь дается опсание князя: рослый, широкий в плечах. Описываются его битвы (напр., на Чудском озере). Самым сильным местом жития считается описание смерти Александра. Оно включает пространное лирическое описание-плач.
5. Первые рукописные и печатные книги для детей. Азбука И. Федорова.
Среди ученых установилось мнение, что детская литература появляется в 15-16вв. Именно тогда Русь освобождается от Татаро-Монгольского ига, что сопровождается взлетом патриатических настроение, культуры, литературы.
Учились по тривиуму и квадриуму, которые объединялись в 7 свободных наук («7 свободных хитростей»: 3х и 4х путье): гармоника (музыка), арифметика, геометрия, астрономия и грамматика, диалектика (логика), риторика.
Для детей переделывались грамматические статьи в вопросно-ответную форму. Например, «Об осьми частях слова» - в более позднем варианте имеет форму диалога.
Знаменитые другие примеры таких передлок – «Написание о языке словенском и его строении» Курицына. Была написана на рубее 15-16 вв и пользовалась большой популярностью.
В противовес ей, возможно, учеником или последователем Курицына, выходит анонимная «Беседа о учении и грамоте». Здесь говорится о том, что нльзя мудрствовать без веры в Бога, что характеризует труд Куриына как крамольный и богоборческий.
Характеристика 1х произведений десткой литературы – тесная связь с учебной литературой.
Первая рукописная книга для детей – это «Donatus»(1497) русского путешественниика и дипломата Дмитрия Герасимова. Он перевел на русский язык учебник латыни, назвав его по имени известного римского грамматиста Донатуса – по аналогии с такими же учебниками в Европе. Ад каждым словом Герасимов надписал перевод, тем самым заложив принципы русского перевода.
Герасимов перевел книгу в вопросно-ответную форму, в предисловии говорит о том, что посвещает книгу детям.
Герасимов добавляет обращение к чителям. Призывает их превратить учение в «легко усвояемое молоко».
Первая печатная книга для детей. До наших дней дошло ок. 10 печатных книг для детей 15-16 в. Это по большей части азбуки (именно азбуки («абуковники»), а не буквари, т.к. букварями называли грамотных, много зающих людей).
Азбука включала в себя:
-Азбуку
-Грамматику
-Хрестоматийную часть
В таком виде азбука сохранилась и сегодня, её стой современен.
1я печатня книга для детей – именно «Азбука» 1574г. Она отпечатана в типографии Ивана Федорова. В России этот экземпляр не сохранился. Известно, что переиздавалась азбука трижды.
Структура «Азбуки» включала молитвы, три стандартные части, причем в хрестоматийной части помещалась акростихийная азбука. Т.о. «азбука» одержала как прозаические, так и поэтические вставки. Их можно расценивать как зачатки детской прозы.
Было и обращение к родителям, где допускались телесные наказания.
2 другие важные книги принадлежат Лаврентию Зизанию. Это «Наука почитанию и уразумени.ю письма словенского» - словарь (лескис), включающий ок. 1000 слов. И – «Грамматика словенская» в вопросно-ответной форме. Диалоги продублированы на живой русский язык. Здесь впервые появляется рисунок – женщина с ключом, иллюстрирующая грамматику.
6.Юности честное зерцало.
Юности честное зерцало — русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I.
Авторы издания неизвестны. Предполагаемый составитель — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.
Издание состоит из двух отдельных частей. По-видимому, оно имело (или предполагало) типографские варианты, о чём свидетельствует отдельная нумерация страниц каждой части.
В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Её можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введёнными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковнославянского обозначения. Только с 1709 по 25г гражданским шрифтом издали ок 40 детских книг.
Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Говорилось об уважении родителей, о том, как вести себя при дворе: необходимость быть ловким; слово давать по-дворянски, а держать – по-крестьянски. Правила для девушек говорили о терпении, добродетели, неустанной молитве. Там и портреты дурных девушек: ярких, разнузданных. Здесь яркий язык: «не облизывай персты, не чисти зубов ножом, возьми зубочистку» и т.д. Известная цитата: «Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, как в часах маятник». Недостатки: отсутствие стилевого единства, неоднородность в подаче матер-ала. Основное достоинство – живой язык.
Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга призвана была формировать стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.
Принято считать, что вторая часть представляет собой компиляцию из западноевропейских (в основном, немецких) изданий аналогичного содержания, возможно, дополненных лично Петром. В числе прочих источников, называют, в частности «О воспитанности нравов детских» Эразма Роттердамского. Переводчиком Эразма Роттердамского в начале XVIII века был И. В. Паузе, и его также обычно причисляют к создателям «Зерцала».
«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века.
7. «Письмовник» Курганова и «детская филология» Болотова.
Николай Гаврилович Курганов – первый русский профессор, который не учился заграницей. Не сумел сделать карьеру вельможи, но прослыл умным и знающим человеком. Сам автор выходил из крестьян. В 1769г издан его «Письмовник». Он представлял из себя сборник шаблонов для написания письма. Письма к должнику, письма к родителям и т.п. Закончил службу в чине подполковника, опытным мореплавателем. Среди учеников - Синяев, Ушаков, Крузенштерн, Ноловин и др. Письмовник вышел для широкого населения, но подходил и детям. Имел сведения по всем сферам жизни человека, т.е. имел энциклопедический характер. Там же видим краткие замысловатые повести. Их было 320 в первом издании письмовника, во втором – уже больше. Нахолим тут и пословицы (закон, как паутина: шмель проскользнет, а муха увязнет; царь далеко, а бон высоко). Письмовник излавался вплоть до 1831г, 1769, выдержав ок 30 изданий. В детстве эту книгу пъчитали Пушкин, Гоголь, Белинский.
Андрей Тимофеевич Болтов – энциклопедист, писатель, автор «детской филологии или разговора между матерью и детьми».В 10ч. Новиков издал только 2 части (1675г.), и поэтому до нас дошла лишь неопубликованная рукопись. В этой книге излагал знания по ботанике, физике, химии и др. отраслям наук. Но в отличии от «письмовника» Болотова делал это более просто, в вопросно-ответной форме знакомя читателей с открытиями Ломоносова.
Болотов происходил из Богородска, где располагалась резиденция Екатерины. Он у себя на родине создал первый детский театр. Написал много пес, из которых дошла только «Несчастные сироты». Оставил воспоминания о постановках. Его пьесы нравились зрителям.
Кроме того, Болотов – автор первого в России труда по помологии (науке о плоовых), одним из первых стал выращивать и популризировать картофель.
8. Н.И. Новиков и его детский журнал. Литературное творчество Екатерины II
Новиков Николай Иванович – известный русский просветитель и его первый русский журнал. В 1779 г Новиков арендовал типографию МГУ, где развернул огромную педагогическую деятельность: напечатал ок 60 учебников, столько же книг для детей. Выпускал сатирические журналы, что не нравилось Екатерине.
«Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789) – журнал для детей Новикова. Выходил по субботам как бесплатное приложение к «мск ведомостям". Посвещался детям от 6 до 12 лет. Имел 49 стр. Сам Новиков долго не прораъотал: его сослала в крепость Екаткрина. Но журнаоы его любили, хранили дома. Здесь были прозаические произведения, «разговоры с детьми» (что такое снег?), который лег в основу «4х желаний» Ушинского. Сохранились воспоминания о чтении журнала у Белинского, Аксакова, Пирогова. В «Детских годах багрова внука» Сереже Багрову сосед дарит подборку именно этого журнала.
Против издержек дворянской идеологии выступали передовые русские писатели, и прежде всего известный журналист, писатель и издатель Николай Иванович Новиков (1744—1818). Серьезное внимание уделял он проблемам воспитания и образования детей. Новиков считал одной из важнейших задач определить цель воспитания: «Дети наши должны образованны быть счастливыми людьми и полезными гражданами». Его советы касаются и бытовой и социальной сторон жизни. Новиков говорит о многих препятствиях, мешаюших по-настоящему воспитывать детей. Среди них — недооценка роли детской книги, научно-познавательной и художественной. Делая печальный, но неизбежный вывод о том, что одним из главных «неудобств в воспитании» является отсутствие в России книг для детей, он принимается за издание учебников, книг для чтения и открывает первый русский журнал для детей. Журнал «Детское чтение для сердца и разума» выходил с 1785 по 1789 г. как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости». Это было внешне скромно оформленное издание, без иллюстраций, объемом в 16 страниц небольшого формата.
Главная задача журнала определялась стремлением воспитать патриотов и добрых граждан своего отечества. Перед молодым поколением развертывалась и программа чтения, способная дать пищу для сердца и разума детей с различными характерами и интересами. Один из наиболее важных разделов журнала посвящен научно-познавательным проблемам. В журнале печатались статьи из многих областей науки: «О системе мира», «О солнце», «О воде», «О пользе гор», «Разговор об огне», «Об орле». Научный материал излагался живо и занимательно: в форме записок путешественника, бесед наставника с детьми, переписки отца с сыном.
В художественных произведениях, печатавшихся в журнале, ставились вопросы о недостатках и пороках дворянства, разоблачались надменность, честолюбие, паразитизм господствующего сословия и воспитывались любовь к труду, уважение к крестьянам. Одним из лучших произведений на эту тему В.Г. Белинский считал «Переписку отца с сыном о деревенской жизни». Белинский дал и высокую общую оценку всего журнала, противопоставляя его достоинства недостаткам поздних детских журналов.
Н.И. Новиков привлек к работе в журнале молодых писателей, студентов Московского университета и преподавателей московского Благородного пансиона при университете. Многое сделано было Николаем Михайловичем Карамзиным (1766—1826), который помогал редактировать журнал и активно печатал в нем свои и переводные произведения.
Журнал Н.И. Новикова, издававшийся в течение пяти лет, с честью оправдал свое название — воспитал не одно поколение детей. Журнал «Детское чтение» просуществовал до конца издательской деятельности Н.И. Новикова. Он переиздавался и после заточения Новикова в Шлиссельбургскую крепость (второе издание вышло в 1799—1804 годах; третье — в 1819 г.).
Перу Екатерины IIпрнадлежат детские сказки: «Сказка о царевне Февее» и «Сказка о царевиче Хлоре». Другие ее произведения для детей – «азбука с греческим учением», «выбранные русские пословицы», «китайские мысли о совести», «разговоры и рассказы».
«выбранные русские пословицы» интересны обращением к народной русской культуре, что будет характерно уже для 19 в. Туда входило народных 126 сказок. По подсчетом Пекарского ве, анписанное Екатериной, занимает 6 тыс. томов.
«Сказка о царевиче Хлоре» аллегорическая сказка о том, как маленький царевич-Флор искал розу без шипов-добродетель. В детском возрасте его похитил Хан у русского царя, и затем заставил искать этот цветок. Мальчику помогает верный суптник Разум. А также Фелица – прообраз самой императрицы, как её называли в Одах. К цветку-добродетели мальчик идет прямой доргой.
«Сказка о Февее»: о том, как мать-императрица должна воспитывать своих детей.
9. Творчество Карамзина для детей.
Николай Михайлович Карамзин – русский сентименталист, псатель, автор «Бедной Лизы». Это произведение не входило в круг детского чтения, однако есть свидетелсьвта, что дети все-таки были знакомы с ней.
Карамзин, автор множества стихотворений, вошедших в круг детского чтения. Сред них знаменитые анакреонтические стихи. Анакреон – древнегреческий бог пиршества, дружбы, вина. «Волга» (1793) - своеобразный гимн русской реке. «Песнь мира» (1791)- сихотворение о мире и просвещении. Оно заканчивается строчками:
Мы клянемся все сердечно
В мире с братьями жить вечно!
Отче! слышишь клятву чад?
Мы твердим ее стократ.
Пиал Карамзин и повести. Повесть «Евгений и Юлия» (1789г.) – о том, как Евгений влюилс в Юлию, решил жениться на ней, и мать Юлии дала ему согласие. Когда то произошло, Евгений умер от восторга.
Карамзину принадлежат сказки для детей. Например, «Прекрасная царевна и счастивый Карло»(1792): учит тому, что любви все возрасты покорны и талант способен вызвать любовь в любом возрасте. Юная принцесса влюбяется в музыканта Карло несмотря на то, что он стар, по причине его огромного таланта.
Сказка «Иван Воин»написана былинным стихом. Главный герой показан пасторально, в духе сентиментализма. Сказка «Лес глухой»о том, как родители отправили юношу в лес, где по легенде обитало чудовище. Юноша был «кроток, как голубь», и согласился. В чаще он находит прекрасную девушку, родители которой соглашаются на её брак с ним.
10. «Черная крица и подземные жители» Погорельского.
Антоний Погорельский (Алексей Алексеевич Перовский- настоящее имя., 1787-1836) - автор первой в русской литературе фантастической повести, одного из первых «семейных» романов, первой повести-сказки для детей «Черная курица, или Подземные жители». Вышла в свет в 1822 году и принесла автору долгую славу выдающегося детского писателя, хотя и была его единственным творением для маленьких читателей.
Между тем литературная деятельность писателя продолжалась всего 5 лет: в 1825 вышла повесть «Лафертовая маковница», а в 1830- роман «Монастырка».
Перовский был побочным сыном графа Пазумовского - влиятельного вельможи екатерининской эпохи. Он получил великолепное домашнее образование и воспитание, затем окончил курс Московского университета доктором философии и словесных наук. После войны 1812 года, в которой он участвовал добровольцем, несколько лет жил в Германии.
Последние годы жизни Перовский провел в своем маленьком малороссийском имении Погорельцы (отсюда тип псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши - в будущем известный писатель А.К. Толстой. Ему и была рассказана история Черной курицы, легшая в основу повести-сказки.
Очевидно, именно потому, что сначала это был живой рассказ маленькому слушателю, столь легка словесная ткань повести, так мягки в ней интонации, ясны мысли и подробны описания. Видно, автор стремится передать мальчику впечатления собственного детства, свои воспоминания о Петербуржском пансионе, откуда он бежал, повредив при этом ногу, отчего всю жизнь прихрамывал. В «черной курице…» просматриваются и следы немецкой романтической литературы, в частности преданий о гномах. Но главным в повести остается внимание к формированию ребенка, к психологическим особенностям детского возраста, постепенное приобщение ребенка к восприятию фактов и рассуждений на отвлеченные темы.
Здесь Погорельский проявил себя как писатель реалистического направления. Герой повести мальчик Алеша - психологически убедительный, живой образ ребенка. Переживания маленького человека, живущего в пансионе, тоскующего по родителям, его фантазии о романтических приключениях средневековых рыцарей (он уже немало прочитал о них), взаимоотношения с учителями, любовь к животным - все это отражено в повести, воссоздано с талантом истинно детского писателя, чье мастерство - в органическом слиянии фантастического и реального.
Описание жизни Алеши в пансионе ничуть не грешит против законов реального мира. Дни учения проходили для него «скоро и приятно». Но вот когда наступала суббота и все его товарищи спешили домой, к родным, тогда мальчик, оставаясь в опустевших комнатах, начинал горько чувствовать свое одиночество. И единственным его утешением были книги, которые учитель- немец позволял ему брать из своей библиотеки. А в то время в немецкой литературе царила мода на рыцарские романы и волшебные, полные мистики повести. Подобных произведений Алёша проглотил немало, поэтому и таинственный мир, в который он попал, построен по образцам таких повествований.
Ведь любой увлекающийся чтением и наделенный богатым воображением ребенок, оставаясь надолго в своем одиночестве, начинает мечтать, представлять себя персонажем различных почерпнутых из книг историй, фантазировать.
И у Алеши «юное воображение бродило по рыцарским замкам или по темным дремучим лесам». Даже гуляя днем во дворе, он ожидал встречи с волшебницей, которая сквозь дырочку в ограде передаст ему игрушку или письмецо от родных. И директор училища, которого он ни разу не видел, представлялся ему «знаменитым рыцарем» в сияющих латах и шлеме с пышным султаном из перьев. Каково же было удивление мальчика, когда он при встрече с директором увидел не «шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело напудренную». Единственным его украшением был маленький пучок на затылке, а вместо блестящих лат - простой серый фрак…
Немудрено, что реальная черная курочка, к которой Алеша так привязан, что за её спасение отдал бабушкин подарок - золотую монету, во сне мальчик превращается в волшебное существо- министра подземного царства. Такое слияние волшебного и реального планов вполне соответствует эмоциональному состоянию ребенка, когда он погружен в мечты и не очень отличает вымысел от действительности. Повесть предназначена читателю. Для которого мечтать, фантазировать- то же, что дышать.
П. один из первых подчинил педагогическую задачу художественному вымыслу. На примере Алеши он убедительно показывал, что хорошо, а что плохо. Плохо лениться, заноситься перед товарищами, быть легкомысленным и болтливым (из-за этого в подземном царстве произошло несчастье). Хорошее - самоценность детского возраста, богатство души, самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей.
Со времени опубликования « Черной К.» одной из ведущих идей стала главная мысль Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки.
После повести закрепилось 2 плана повествования: детское и взрослое. У Погорельского это проявляется в манере рассказа, очень близкого к живому разговору воспитателя с ребенком. Речь повествователя рассудительна, сочувственна…Мир взрослого раскрывается в его рассуждениях с философским и психологическим подтекстом, с исторических отступлениях ( рассказ каким был Петербург), в стремлении донести до слушателя- читателя аромат ушедшей эпохи (описывает детскую одежду 18 в.).
Еще одна важная заслуга П.: своей этой курицей он фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы. Язык- без трудных для детей книжных и устаревших слов. Сознательно обращается к детской интонации
11. Сочинение Одоевского в круге детского чтения.
В,Ф, Одоевский (1803- 1869) – философ, писатель- сказочник, автор мистических повестей и рассказов, талантливый музыкант.
Творчество Одоевского как писателя принадлежит к русской романтической прозе 30-х годов 19 века. В этом смысле характерны его повести «Последний квартет Бетховена», «Себастиан Бах», « Импровизатор», «Елладий», «Княжна Зизи», «Княжна Мими» и др. Художественная манера его отмечена сложным взаимодействием отвлеченной философской мысли с глубоким проникновением в жизненные характеры и явления. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель великолепных «Сказок дедушки Иринея», заслуживших широкую популярность у юных читателей.
Вклад Одоевского в дет.лит. значителен. 2 сборника: « Детские сказки дедушки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Иринея»( 1847).- Белинский их очень хвалил.
В.Ф. Одоевский принадлежал к княжескому роду Рюриковечей. Окончил Московский университет Благородный пансион. Возглавил « Общество любомудрия»- философский кружок озабоченных судьбами Отечества. Был директором Публичной библиотеки и заведовал Румянцевским музеем. Сотрудничал в журнале «Отечественные записки».
Очень серьезно занимался Вопросами воспитания детей. Он стремился создать здесь свою теорию, основанную на «педагогической идее» с гуманистической тенденцией ( Труд «Наука до наук»). Призывал в результате воспитания получать нравственного человека, а то, чему детей обучают, должно было иметь связь с реальной жизнью.