ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА. Виды форм обучения. Понятие «форма» используется по отношению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения
Виды форм обучения. Понятие «форма» используется по отношению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения.
Формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников. В основу разделения форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьютерство, консультации и т. п.).
Групповые формы обучения ‒ школьники работают в группах, создаваемых на различных основах.
Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами.
Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенности взаимодействия.
Парное обучение ‒ основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимное обучение или взаимный контроль.
Форма организации обучения - это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.
К формам организации относятся следующие виды занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т. д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.
Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, педагоги получают различные системы форм (классно-урочные, лекционно-семинарские, дистанционные и др.).
Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы:
– индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение;
– коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных;
– индивидуально-коллективные системы занятий.
Группы и элементы данной классификации не являются логически и педагогически изолированными.
Некоторые виды индивидуальных занятий
Репетиторство – наиболее распространенная форма индивидуальных занятий. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов. Основой данной системы занятий является интенсивное освоение знаний и умений, необходимых для изучения школьником определенной системы требований. К уровню личностного и творческого развития учащихся в данном случае требований не выдвигается.
Тьюторство и менторство более распространены за рубежом. Эти формы обучения способны обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией. Те одаренные дети, которые работали с менторами, достигали обычно больших успехов, чем их столь же талантливые сверстники. По мнению психологов, сотрудничество с менторами – лучший предсказатель творческих достижений, чем коэффициент интеллектуального развития (IQ) или другие традиционные критерии.
Ментор– наставник, советчик ученика, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность, которую невозможно достичь в обычной школьной системе обучения. Он оказывает ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных проектов, вводит его в реальные профессиональные сферы, помогает преодолеть разрыв между школой и жизнью.
Тьютор – научный руководитель учащегося. Учителя могут выполнять функции тьютора во время выполнения учениками творческих и исследовательских работ, в профильных классах. Возможна смешанная система обучения, когда одни учащиеся занимаются индивидуально с тьюторами, а другие в это же время обучаются по классно-урочной системе[2].