Рубрикатор предметной области
КУРСОВАЯ РАБОТА
Ребенок в мире книжной и электронной культуры: рубрикатор предметной области
Выполнил студент | II курса, ЯББ-307-О группы Васильева Марина Анатольевна |
____________________________________________ (подпись, дата) | |
Направление подготовки | 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» |
Профиль подготовки | 071900_01.62 «Информационно-аналитическая деятельность» |
Форма обучения | очная |
Научный руководитель | доцент Лукьянчикова Елена Анатольевна |
____________________________________________ (подпись, дата) |
Омск
Содержание
Введение ………………………………………………………………………......3
Рубрикатор предметной области …………………………………………….......5
Словарь основных понятий ………………………………………………….......7
Список использованной литературы .……………………………………….....34
Введение
Актуальность исследования. В последнее десятилетие произошла резкая потеря интереса к чтению среди детей и подростков. Традиционные издания стали заменяться в лучшем случае электронными книгами, в худшем – Интернет-статьями, и даже комиксами. Практически неограниченный доступ к информационным ресурсам, размещенным на просторах всемирной паутины, сказался отрицательно на посещаемости детьми культурно-просветительских учреждений, таких как библиотека, музей, театр. Все это приводит к значительному упадку эрудированности и грамотности среди молодежи.
В последние годы был зафиксирован внезапный рост популярности сериалов и компьютерных игр среди детей. Данные виды развлечения постепенно вытесняют книгу из жизни современного ребенка. По статистике, за последний год в России насчитывает 10-26% детей разного возраста, страдающих Интернет-зависимостью или чрезмерной увлеченностью компьютерными играми. И с каждым днем эти ужасающие цифры увеличиваются.
Ранее знакомство с компьютером является огромным минусом, неблагополучно сказывающимся на развитии ребенка в том случае, если взрослые не ограничивают время, проводимое им за машиной. Сам по себе компьютер не «плохой» и не «хороший», именно поэтому родители должны сами подбирать своему ребенку развивающие игры, интересные мультфильмы и детские веб-сайты, которые помогут их чаду расширить кругозор и ответить на многие вопросы.
Еще одной важной темой исследования является проблема воздействия средств массовой информации на неокрепший разум ребенка. В современном обществе дети сталкиваются с «умной машиной» уже в школьном возрасте, а иногда и с трех-пяти лет, и в большинстве случаев имеют открытый доступ в Интернет. Но большая часть данных, размещенных на различных веб-сайтах, не предназначена для столь юных читателей. Это влияет на формирование искаженных представлений о жизни и о том, как правильно вести себя в обществе. Сегодня можно столкнуться с ситуацией, когда ребенок не знает, что можно и что нельзя делать в школе на уроке, как правильно вести себя в присутствии взрослых и т.д. Стирается граница между дозволенным и запрещенным.
Цельюданной работы является анализ взаимодействия ребенка разных возрастов с различными формами современной культуры: как традиционной, так и электронной. Кроме того, рассматривается проблема восприятия ребенком современных библиотек, а также его уровень заинтересованности последними.
В работе отдано предпочтение источникам, вышедшим в свет в период с 2009 по 2014 год. Основной массив изданий – это книги по педагогике и детской психологии, где подробно расписаны проблемы упадка интереса к чтению и формированию детской зависимости к виртуальной реальности. Так же были взяты данные из журналов «Библиотека в школе», «Педагогика», «Инновации в образовании» и др.
Работа состоит из введения, рубрикатора предметной области, словаря основных понятий и списка используемой литературы. Введение раскрывает актуальность темы, поставленные цели и задачи. Рубрикатор раскрывает теоретическую и практическую значимость исследования. В словаре основных понятий представлено более четырехсот терминов и определений. Завершается работа списком использованной литературы.
Рубрикатор предметной области
Детское чтение
1.1. Проблемы детского чтения в России
1.1.1. Замена книги иными источниками информации
1.1.2. Полный отказ от чтения книг
1.2. Роль общества в развитии детского чтения
1.2.1. Привитие любви к чтению в семье
1.2.1.1. Формирование читательского интереса
1.2.2. Стимулирование чтения в дошкольных учебных заведениях
1.2.3. Влияние школы на сохранение заинтересованности к книге
1.2.3.1. Значение учителя в поддержке чтения школьников
1.2.3.2. Подбор и предложение интересующей литературы в школьной библиотеке
Ребенок и библиотека
2.1. Детская библиотека как социокультурное учреждение
2.1.1. Роль библиотеки в просвещении современного ребенка
2.1.2. Методы воздействия на читателей
2.1.2.1. Экскурсии детей в библиотеку
2.1.2.2. Уроки библиотечно-библиографической грамотности
2.2. Проблема незаинтересованности ребенка в посещении культурно-просветительских мероприятий
2.2.1. Отказ от традиционных изданий и замена их электронными