Тема 2 Личностное взаимодействие преподавателя и студентов в педагогическом процессе высшей школы
Особенности развития личности студентов.
Типология студентов по различным основаниям.
Определение собственного типа личности.
Учебные возможности студентов. Характеристика сильных, средне-сильных, средних и слабых студентов.
Педагогические стратегии организации педагогического процесса с ориентацией на учебные возможности студентов.
Характеристика преподавателей высшей школы. Профессиональное и личностное развитие преподавателя высшей школы.
Тема 3 Методологические аспекты организации педагогического процесса в высшей школе.
Сравнительный анализ научного и учебного познания. Модели научного познания и их отражение в учебном познании студентов.
Особенности педагогического знания применительно к высшей школе.
Уровневый характер методологии педагогики высшей школы.
Философский уровень методологии педагогики высшей школы. Идеи экзистенционизма, прагматизма, неопозитивизма, неотомизма, диалектического материализма, касающиеся организации образования.
Общенаучный уровень методологии.
Системный и кибернетический подходы. Синергетические идеи и возможности их реализации в педагогическом процессе. Проектирование педагогического процесса в вузе на основе системного подхода.
Тема 4 Теоретические аспекты обучения и воспитания студентов.
Физиологические и психологические основания организации педагогического процесса в высшей школе.
Ассоциативно-рефлекторная концепция организации педагогического процесса в высшей школе
Теория поэтапного формирования умственных действий и ее применение в подготовке специалиста.
Управление познавательной деятельностью студентов.
Требования к разработке и защите традиционной модели обучения в высшей школе.
Тема 5 Инновационные методы, формы и средства обучения в высшей школе.
Состав и структура инновационно-педагогической деятельности. Инновационная культура педагога. Педагогические открытия, изобретения и рационализации.
Активизация познавательной деятельности студентов. УИРС и НИРС как факторы развития творческих способностей студентов. Особенности сотворчества преподавателя с одаренными студентами.
Инновационные методы, формы организации процесса обучения в высшей школе.
Исследовательские и релаксопедические модели организации педагогического процесса.
Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе вуза. Виртуальное образование. Интернет-технологии. Дистанционное обучение.
Требования к разработке и защите инновационной модели обучения в высшей школе.
Тема 6. Психологические особенности
Обучения в высшей школе
Психология высшей школы в системе психологических наук. Педагогическая психология, психология образования, «образование через всю жизнь» (непрерывное образование) и психология высшей школы. Предмет, задачи и основные категории психология высшей школы. Методология и методы психологических исследований. Психологические парадигмы.
Мотивация учения студенческой молодежи. Психологические основы и особенности учения (учебной деятельности), обучения (педагогической деятельности) и научения в системе высшего образования. Психологические особенности организации и управления учебной деятельностью студентов. Самостоятельная (контролируемая, управляемая и самообразование) учебная деятельность студентов. Формирование интеллектуальных потребностей, социальных интересов, профессионального мышления, знаний и компетенций. Обучение студентов способам планирования и самоконтроля, умения понимать, осознавать схемы действий и свой когнитивный стиль. Проблемы адаптации студентов к учебной деятельности (при традиционной и инновационной системе обучения).