Характеристика формирования добрачных взаимоотношений юношей и девушек в традиционной русской культуре

План.

Структура и характер взаимоотношений в традиционной русской семье.

Характеристика воспитания детей в традиционной русской семье.

Характеристика формирования добрачных взаимоотношений юношей и девушек в традиционной русской культуре.

Этнопедагогика изучая педагогическую культуру народа, особое внимание уделяет вопросам семейного воспитания. Такое пристальное внимание к опыту семейного воспитания объясняется тем, что семье отводиться одна из важнейших ролей в народной педагогике. Семья является первичной средой, в которой закладываются ценностные основы и модели поведения человека.

Семейная культура взаимоотношений, воспитания детей складывается на основе традиционной культуры народа. В основе традиционной культуры воспитания большинства народов России (прежде всего, центральной ее части) находится восточнохристианская культура. В христианской культуре семья занимает особое место – она «малая церковь», в которой живет человек. Такая сакрализация семьи привела к особому почитанию семьи и исключительности ее функций. Принципиально важное положение семьи в христианской культуре предопределило создание целой культуры семейного воспитания, которое, в основных чертах будет рассмотрено в рамках этой темы.

Необходимо отметить то, что отличительной особенностью в данном случае является изучение особенностей проявления общехристианской культуры в практике конкретного народа.

I. Структура семьи в традиционной русской культуре рассматривалась иерархически. Основа иерархического подхода к семейным отношениям закладывалась христианской культурой. Обоснование такого устройства семьи находится, во-первых, в текстах Библии, в книгах как Ветхого, так и Нового Заветов, во-вторых, в специфике хри­стианской антропологии, в-третьих, в практике устройства семей в христианских народах, с которыми тесно взаимодействовали представители русского народа. В этой иерархии каждому члену семьи отводилась определенная роль. Иерархия представляла собой следующую последовательность: муж - жена - дети. Необходимо отметить, что взгляды на устройство семьи в традиционной русской культуре явились теоцентрическими, поэтому непосредственным членом каждой семья являлся еще Бог [4. С. 106-108].

Благополучие в семейной жизни, с точки зрения традиционной русской семейной культуры, во многом зависило от решимости каждого члена семьи занять свое место, роль и выполнять функции, характерные для этого места [там же]. Для мужа - взять ответственность, быть главой семьи, жене - быть помощницей мужу, а не конку­ренткой, детям - находиться в послушании у родителей и помогать им. Иерархия семьи была школой и послушания и «обретения внут­ренней свободы». Причём, обязательными условиями семейных отношений основанных на послушании были: сознательность, добровольность и чувство любви каждого из членов семьи друг к другу, тогда эти неравные отношения не являлись фактором угнетения и озлобления чело­века. Подчинение и послушание в семейной иерархии выглядело следующим образом: дети подчиняются родителям; жена - мужу; муж (глава семьи) - Богу. Такое подчинение связано не только с ответственностью подчиненных, но ответственностью вышестоящих перед теми, кто им подчиняется и Богом как высшей власти.

На подобный характер семейного устройства в традиционной христианской семье обращал внимание А.И. Ильин. Он отмечал, что в семье нормальной, духовно здоровой, ребенок учился верному восприятию авторитета. В лице естественного авто­ритета отца и матери он встречался с идеей ранга и учился воспри­нимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но, не унижаясь, не впадая ни в зависть, ни в озлобление. А.И. Ильин одновременно указывал, что только свободное признание чужого высшего положе­ния помогало переносить свое без унижений. И только любимый и уважаемый авторитет не угнетал, что должно было реализовываться в нормальной семье. Поэтому семью он рассматривал как первую и естественную школу внутренней свободы.

Семья являлась хранительницей духовно-нравст­венной семейной и культурной традиции. Она воспитывала детей своим примером - укладом жиз­ни. Основной целью семейного воспитания являлась подготовка детей к будущей семейной жизни. Основой будущей семейной жизни являлась сформированная ду­ховная жизнь человека и ценностно положительное отношении к семье.

Воспитание детей в традиционной семье начиналось с правильного отношения к выбору мужа и жены. Данный правильный, культурно обусловленный подход включал, во-первых, оценку мотива вступления в брак и причин выбора своего спутника жизни, во-вторых, осознание цели семейной жизни. Если мотивами были страсть или расчет, то заранее можно спрогнозировать сложности семейной жизни и воспитания детей. Правильное отношение к супруге заключалось в том, чтобы муж­чина видел в ней не только женщину, но и человека, друга, мать, которую мужчина должен беречь и хранить. Цель брака, прежде всего, заключалась в рождении и воспитании детей, любви к ближним, что способствовало духовному развитию человека [1. C. 87].

II. Воспитанию детей в этнопедагогике уделяется центральное внимание, т.к. любая культура, любой этнос понимает, что от этого зависит его собственное сохранение и развитие.

Воспитанию мальчика в любой культуре отводилось больше внимания чем девочке, т.к. мальчик это продолжатель семейных традиций и будущее любого государства. Воспитание мальчика являлось важной задачей воспи­тания как отдельной семьи, так и всего государства, в котором существовал этнос.

В традиционный взгляд на практику воспитания раскрывается в работах кандидата психологических наук, священника Бориса Ничипорова. Он выделяет следующие направ­ления воспитания мальчика:

1- воспитание мальчика как будущего воина;

2 - воспитание мальчика как российского ин­теллигента;

3 - воспитание мальчика как отца и мужа [4. 155-158].

Воспитание мальчика как будущего воина, предполагает выработку таких черт его характера как мужество и жертвенность. Воспитанием русского мужчины традиционно занимались семья, монастырь и армия. Защита своей семьи, своей Родины - обязанность каждого мужчины. Поэтому воинское воспитание, форми­рующего мужество, фундамент характера мальчика. В ду­ховной жизни все добродетели без мужества не могут быть признаны сформированными.

Однако характерным свойством русского воина был его оборонительный характер, что закреплено в исторической традиции со времен равноапостольно­го князя Владимира, который завещал никогда не нападать первыми.

Традиционно русское воинство было христианским, поэтому к му­жеству всегда добавлялось еще одно важнейшее личное качество - жертвенность. Презрение к смерти, стояние до конца за свой народ являлись признаками русского воина. Кроме жертвенности важным качествами, формируемыми у мальчиков, являлись дисциплиниро­ванность, послушание и забвения себя. Также важным моментом воспитания мальчиков являлось воспитание в брат­стве. Принципиальной особенностью братства является то, что оно совмещает в себе дисциплинированность и послушание со свободой и сохранением себя как автономной сущности.

Воспитание мальчика как российского интеллигента предпола­гает освоение как своей, так и ев­ропейской, и мировой культуры. Кроме этого, понятие интеллигентности предполагает, с точки зрения о. Бориса Ничипорова, близость с природой, чувство своей природы, любви к ней, как созерцательную, так и деятельную и формирование такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это, прежде всего, осознание русской земли как своей, осознание себя ответственным за эту землю и ее благосостояние. Отсюда вытекает раз­витие следующего важного качества - ответственность за свой народ, свою семью. Необходимо отметить, что нормальный патрио­тизм, принимаемый христианской традицией, не базируется на ненависти к другим народам.

Воспитание мальчика, юноши как будущего отца и мужа предпо­лагает развитие ряда таких качеств как чувства ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия.

В воспитании мальчика принципиально важное место играет фор­мирование его внутреннего мира (духовного мира человека). У мальчика необходимо выработать привычку самонаблюдения и самоконтроля в христианской традиции, которая, с одной стороны, склоня­ет к покаянию, а с другой - не дает унывать, но приносит радость и покой. Формированию культуры самонаблюдения оформляется посредством исповеди и духовного руководства мальчика священником [4. С159].

Воспитание девушек во многих этнических традициях является похожим. Основополагающим нравственным идеалом для русской девушки в традиционном понимании является идеал доброй жены и матери [4. С.160-163]. Поэтому основное внимание в воспитании девочки, а затем девушки должно быть сконцентрировано на подготовке ее к замужеству и рождению детей. В связи с этим, главным нравственным, чувством является целомудрие. Целомудрие девушки - это хранение своего тела и души в чистоте и целости для Бога и мужа. Целомудрие – это цельность всей жизни человек. Оно включает единство мышления и поведения основанного на сформированной системе ценностей.

Кроме главного и фундаментального нравственного качества - целомудрия, нужно указать еще терпеливость, жалость и милосердие, а так же хозяйствен­ность, понимаемая как особая домашность девушки - будущей жены и хозяйки.

Кроме специфических качеств, характерных для воспитания де­вочек, существуют общие подходы к этой проблеме. Это, прежде всего освоение культурно-исторического, и религиозного, отечественного наследия.

III. При подготовке юношей и девушек к браку серьезной проблемой для родителей становится регулирование отношений их детей с про­тивоположным полом. В традиционной христианской культуре эта про­блема рассматривается как целомудренные отношения между мужчиной и женщиной, девушкой и юношей. Лучшим путем к тому, чтобы научи­ться христианской скромности и чистоте, являются естественные братские отношения между мальчиками и девочками. Примером в этом может служить пример старших. Дети должны видеть, как мужчины и женщины общаются без комплексов и кокетства дома и на работе, в формальной и неформальной обстановке.

На данном этапе воспитания детей рекомендуется выбирать, во-первых, тактику установления различных условий, а не запретов, во-вторых, предупредительный характер воспитательных мероприятий, например, заранее проговорить с детьми и предостеречь их от возможных ошибок, обсудить эту проблему до того, как у ребенка зародится влечение к кому-либо конкретно. Родители, преподнося своим детям идеал христианского едино­брачия, должны понимать, что они дают им идеал очень высокий. Учитывая современные условия жизни, когда люди сами выбирают себе супруга (супругу), надо учить детей ответственно подходить к этому решению. [7. С. 46.].

В культуре традиционного семейного воспитания, указывается, что чувства, которые начинают испытывать дети, не греховны сами по себе, они естественны, даны Богом нашей природе, чтобы объединить нас с другим человеком для совместной жизни, но ими надо уметь управлять. В качестве рекомендаций указывается: молитва, беседы с духовником и родителями. Можно посоветовать детям из-за своих чувств не вводить во искушение других.

Предостерегая детей от интимных отношений до брака, родители должны помочь им осознать, что имеющие подобный опыт (особенно более чем с одним человеком) может стать неспособным к настоящей продолжительной любви. «И будут двое одна плоть» - вот идеал хри­стианства. А современное сожительство расщепляет человека, рассосредотачивает его целостность. Отношения, которые приводят к блуду, имеют иную направленность, чем те, которые ведут к счастливой се­мейной жизни. Человек с установкой на «свидания» может так и ос­таться с позицией на брак как на длинное свидание [3. С. 44-45].

Такой подход к браку и половым отношениям вытекает из христианской антропологии.

Итак, можно сказать, что семейная педагогика является неотъемлемой составной частью этнопедагогики. Характерными чертами семейного воспитания в русской традиционной культуре являются:

- иерархичность семейных отношений и четкая функциональная определенность семейных обязанностей;

- традиционность в воспитании, активность родителей в рамках традиционных систем воспитания;

-приоритет общесемейных ценностей и интересов над личными;

- патриотизм;

- духовность, религиозность, тесное взаимодействие семьи и Церкви в деле воспитания детей, приоритет духовных ценностей над материальными;

- подготовка к активной христианской, семейной и трудовой деятельности;

- формирование особых качеств личности мальчика, девочки с опорой на христианскую традицию (половая дифференцированность качеств обусловленная этно-культурными особенностями).

Данные особенности семейного воспитания могут быть полностью или частично использованы в практике этнопедагогической деятельности.

Вопросы и задания.

1. Охарактеризуйте структуру семейных отношений в традиционной русской семье.

2. Укажите условия реализации принципа иерархичности в традиционной русской семье.

3. Раскройте комплекс основных качеств, формируемых у мальчиков в традиционной русской семье.

4. Раскройте комплекс основных качеств, формируемых у девочек в традиционной русской семье.

5. Охарактеризуйте особенности формирования добрачных отношений между юношами и девушками в русской традиционной культуре.

5. Проанализируйте комплекс качеств девушек и юношей, формируемых в семье с позиции их культурной обусловленности.

Подготовьте доклад на тему:

1. Структура семейных отношений, характерная для культурных традиций народов России (области вашего проживания).

2. Модель использования семейных традиций в практике этнопедагогической деятельности.

3. Средства воспитания мальчика (девочки) в чеченской семье (семьях других этнических группах, проживающих на территории Орловской области).

Задание.

1. Расскажите о положительных примерах воспитания детей в семьях принадлежащих к различным этническим группам. Сравните общие и особенные черты в данных системах воспитания.

2. Сравните традиции воспитания в Вашей семье с особенностями воспитания в традиционной русской семье.

Литература.

1. Воспитание детей. Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы. [Текст]. - Отечник № 2. М.,1997.

2. Митрополит Антоний Сурожский. Таинсто любви. Беседы о христианском браке. СПб, 1994.

3. Мысли о детях в православной церкви сегодня. [Текст] /Сестра Магдалина. М.,1992.

4. Ничипоров, Б.В. Введение в христианскую психологию. Размышления священника-психолога.[Текст] / Б.В. Ничипоров. - М.: Школа-Пресс. 1994.

5. Православная семья. [Текст]. - СПб., Т.1- 512 с, Т.2. – 610 с. 1996.

6. Церковь, дети и современный мир. [Текст]. - Изд-во «Новый город».СПб, 1987.

7. Шестун, Евгений (священник). Православная педагогика.[Текст] Е. Шестун - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн». 1998 - 576с.

Наши рекомендации