Характеристика формирования добрачных взаимоотношений юношей и девушек в традиционной русской культуре
План.
Структура и характер взаимоотношений в традиционной русской семье.
Характеристика воспитания детей в традиционной русской семье.
Характеристика формирования добрачных взаимоотношений юношей и девушек в традиционной русской культуре.
Этнопедагогика изучая педагогическую культуру народа, особое внимание уделяет вопросам семейного воспитания. Такое пристальное внимание к опыту семейного воспитания объясняется тем, что семье отводиться одна из важнейших ролей в народной педагогике. Семья является первичной средой, в которой закладываются ценностные основы и модели поведения человека.
Семейная культура взаимоотношений, воспитания детей складывается на основе традиционной культуры народа. В основе традиционной культуры воспитания большинства народов России (прежде всего, центральной ее части) находится восточнохристианская культура. В христианской культуре семья занимает особое место – она «малая церковь», в которой живет человек. Такая сакрализация семьи привела к особому почитанию семьи и исключительности ее функций. Принципиально важное положение семьи в христианской культуре предопределило создание целой культуры семейного воспитания, которое, в основных чертах будет рассмотрено в рамках этой темы.
Необходимо отметить то, что отличительной особенностью в данном случае является изучение особенностей проявления общехристианской культуры в практике конкретного народа.
I. Структура семьи в традиционной русской культуре рассматривалась иерархически. Основа иерархического подхода к семейным отношениям закладывалась христианской культурой. Обоснование такого устройства семьи находится, во-первых, в текстах Библии, в книгах как Ветхого, так и Нового Заветов, во-вторых, в специфике христианской антропологии, в-третьих, в практике устройства семей в христианских народах, с которыми тесно взаимодействовали представители русского народа. В этой иерархии каждому члену семьи отводилась определенная роль. Иерархия представляла собой следующую последовательность: муж - жена - дети. Необходимо отметить, что взгляды на устройство семьи в традиционной русской культуре явились теоцентрическими, поэтому непосредственным членом каждой семья являлся еще Бог [4. С. 106-108].
Благополучие в семейной жизни, с точки зрения традиционной русской семейной культуры, во многом зависило от решимости каждого члена семьи занять свое место, роль и выполнять функции, характерные для этого места [там же]. Для мужа - взять ответственность, быть главой семьи, жене - быть помощницей мужу, а не конкуренткой, детям - находиться в послушании у родителей и помогать им. Иерархия семьи была школой и послушания и «обретения внутренней свободы». Причём, обязательными условиями семейных отношений основанных на послушании были: сознательность, добровольность и чувство любви каждого из членов семьи друг к другу, тогда эти неравные отношения не являлись фактором угнетения и озлобления человека. Подчинение и послушание в семейной иерархии выглядело следующим образом: дети подчиняются родителям; жена - мужу; муж (глава семьи) - Богу. Такое подчинение связано не только с ответственностью подчиненных, но ответственностью вышестоящих перед теми, кто им подчиняется и Богом как высшей власти.
На подобный характер семейного устройства в традиционной христианской семье обращал внимание А.И. Ильин. Он отмечал, что в семье нормальной, духовно здоровой, ребенок учился верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он встречался с идеей ранга и учился воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но, не унижаясь, не впадая ни в зависть, ни в озлобление. А.И. Ильин одновременно указывал, что только свободное признание чужого высшего положения помогало переносить свое без унижений. И только любимый и уважаемый авторитет не угнетал, что должно было реализовываться в нормальной семье. Поэтому семью он рассматривал как первую и естественную школу внутренней свободы.
Семья являлась хранительницей духовно-нравственной семейной и культурной традиции. Она воспитывала детей своим примером - укладом жизни. Основной целью семейного воспитания являлась подготовка детей к будущей семейной жизни. Основой будущей семейной жизни являлась сформированная духовная жизнь человека и ценностно положительное отношении к семье.
Воспитание детей в традиционной семье начиналось с правильного отношения к выбору мужа и жены. Данный правильный, культурно обусловленный подход включал, во-первых, оценку мотива вступления в брак и причин выбора своего спутника жизни, во-вторых, осознание цели семейной жизни. Если мотивами были страсть или расчет, то заранее можно спрогнозировать сложности семейной жизни и воспитания детей. Правильное отношение к супруге заключалось в том, чтобы мужчина видел в ней не только женщину, но и человека, друга, мать, которую мужчина должен беречь и хранить. Цель брака, прежде всего, заключалась в рождении и воспитании детей, любви к ближним, что способствовало духовному развитию человека [1. C. 87].
II. Воспитанию детей в этнопедагогике уделяется центральное внимание, т.к. любая культура, любой этнос понимает, что от этого зависит его собственное сохранение и развитие.
Воспитанию мальчика в любой культуре отводилось больше внимания чем девочке, т.к. мальчик это продолжатель семейных традиций и будущее любого государства. Воспитание мальчика являлось важной задачей воспитания как отдельной семьи, так и всего государства, в котором существовал этнос.
В традиционный взгляд на практику воспитания раскрывается в работах кандидата психологических наук, священника Бориса Ничипорова. Он выделяет следующие направления воспитания мальчика:
1- воспитание мальчика как будущего воина;
2 - воспитание мальчика как российского интеллигента;
3 - воспитание мальчика как отца и мужа [4. 155-158].
Воспитание мальчика как будущего воина, предполагает выработку таких черт его характера как мужество и жертвенность. Воспитанием русского мужчины традиционно занимались семья, монастырь и армия. Защита своей семьи, своей Родины - обязанность каждого мужчины. Поэтому воинское воспитание, формирующего мужество, фундамент характера мальчика. В духовной жизни все добродетели без мужества не могут быть признаны сформированными.
Однако характерным свойством русского воина был его оборонительный характер, что закреплено в исторической традиции со времен равноапостольного князя Владимира, который завещал никогда не нападать первыми.
Традиционно русское воинство было христианским, поэтому к мужеству всегда добавлялось еще одно важнейшее личное качество - жертвенность. Презрение к смерти, стояние до конца за свой народ являлись признаками русского воина. Кроме жертвенности важным качествами, формируемыми у мальчиков, являлись дисциплинированность, послушание и забвения себя. Также важным моментом воспитания мальчиков являлось воспитание в братстве. Принципиальной особенностью братства является то, что оно совмещает в себе дисциплинированность и послушание со свободой и сохранением себя как автономной сущности.
Воспитание мальчика как российского интеллигента предполагает освоение как своей, так и европейской, и мировой культуры. Кроме этого, понятие интеллигентности предполагает, с точки зрения о. Бориса Ничипорова, близость с природой, чувство своей природы, любви к ней, как созерцательную, так и деятельную и формирование такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это, прежде всего, осознание русской земли как своей, осознание себя ответственным за эту землю и ее благосостояние. Отсюда вытекает развитие следующего важного качества - ответственность за свой народ, свою семью. Необходимо отметить, что нормальный патриотизм, принимаемый христианской традицией, не базируется на ненависти к другим народам.
Воспитание мальчика, юноши как будущего отца и мужа предполагает развитие ряда таких качеств как чувства ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия.
В воспитании мальчика принципиально важное место играет формирование его внутреннего мира (духовного мира человека). У мальчика необходимо выработать привычку самонаблюдения и самоконтроля в христианской традиции, которая, с одной стороны, склоняет к покаянию, а с другой - не дает унывать, но приносит радость и покой. Формированию культуры самонаблюдения оформляется посредством исповеди и духовного руководства мальчика священником [4. С159].
Воспитание девушек во многих этнических традициях является похожим. Основополагающим нравственным идеалом для русской девушки в традиционном понимании является идеал доброй жены и матери [4. С.160-163]. Поэтому основное внимание в воспитании девочки, а затем девушки должно быть сконцентрировано на подготовке ее к замужеству и рождению детей. В связи с этим, главным нравственным, чувством является целомудрие. Целомудрие девушки - это хранение своего тела и души в чистоте и целости для Бога и мужа. Целомудрие – это цельность всей жизни человек. Оно включает единство мышления и поведения основанного на сформированной системе ценностей.
Кроме главного и фундаментального нравственного качества - целомудрия, нужно указать еще терпеливость, жалость и милосердие, а так же хозяйственность, понимаемая как особая домашность девушки - будущей жены и хозяйки.
Кроме специфических качеств, характерных для воспитания девочек, существуют общие подходы к этой проблеме. Это, прежде всего освоение культурно-исторического, и религиозного, отечественного наследия.
III. При подготовке юношей и девушек к браку серьезной проблемой для родителей становится регулирование отношений их детей с противоположным полом. В традиционной христианской культуре эта проблема рассматривается как целомудренные отношения между мужчиной и женщиной, девушкой и юношей. Лучшим путем к тому, чтобы научиться христианской скромности и чистоте, являются естественные братские отношения между мальчиками и девочками. Примером в этом может служить пример старших. Дети должны видеть, как мужчины и женщины общаются без комплексов и кокетства дома и на работе, в формальной и неформальной обстановке.
На данном этапе воспитания детей рекомендуется выбирать, во-первых, тактику установления различных условий, а не запретов, во-вторых, предупредительный характер воспитательных мероприятий, например, заранее проговорить с детьми и предостеречь их от возможных ошибок, обсудить эту проблему до того, как у ребенка зародится влечение к кому-либо конкретно. Родители, преподнося своим детям идеал христианского единобрачия, должны понимать, что они дают им идеал очень высокий. Учитывая современные условия жизни, когда люди сами выбирают себе супруга (супругу), надо учить детей ответственно подходить к этому решению. [7. С. 46.].
В культуре традиционного семейного воспитания, указывается, что чувства, которые начинают испытывать дети, не греховны сами по себе, они естественны, даны Богом нашей природе, чтобы объединить нас с другим человеком для совместной жизни, но ими надо уметь управлять. В качестве рекомендаций указывается: молитва, беседы с духовником и родителями. Можно посоветовать детям из-за своих чувств не вводить во искушение других.
Предостерегая детей от интимных отношений до брака, родители должны помочь им осознать, что имеющие подобный опыт (особенно более чем с одним человеком) может стать неспособным к настоящей продолжительной любви. «И будут двое одна плоть» - вот идеал христианства. А современное сожительство расщепляет человека, рассосредотачивает его целостность. Отношения, которые приводят к блуду, имеют иную направленность, чем те, которые ведут к счастливой семейной жизни. Человек с установкой на «свидания» может так и остаться с позицией на брак как на длинное свидание [3. С. 44-45].
Такой подход к браку и половым отношениям вытекает из христианской антропологии.
Итак, можно сказать, что семейная педагогика является неотъемлемой составной частью этнопедагогики. Характерными чертами семейного воспитания в русской традиционной культуре являются:
- иерархичность семейных отношений и четкая функциональная определенность семейных обязанностей;
- традиционность в воспитании, активность родителей в рамках традиционных систем воспитания;
-приоритет общесемейных ценностей и интересов над личными;
- патриотизм;
- духовность, религиозность, тесное взаимодействие семьи и Церкви в деле воспитания детей, приоритет духовных ценностей над материальными;
- подготовка к активной христианской, семейной и трудовой деятельности;
- формирование особых качеств личности мальчика, девочки с опорой на христианскую традицию (половая дифференцированность качеств обусловленная этно-культурными особенностями).
Данные особенности семейного воспитания могут быть полностью или частично использованы в практике этнопедагогической деятельности.
Вопросы и задания.
1. Охарактеризуйте структуру семейных отношений в традиционной русской семье.
2. Укажите условия реализации принципа иерархичности в традиционной русской семье.
3. Раскройте комплекс основных качеств, формируемых у мальчиков в традиционной русской семье.
4. Раскройте комплекс основных качеств, формируемых у девочек в традиционной русской семье.
5. Охарактеризуйте особенности формирования добрачных отношений между юношами и девушками в русской традиционной культуре.
5. Проанализируйте комплекс качеств девушек и юношей, формируемых в семье с позиции их культурной обусловленности.
Подготовьте доклад на тему:
1. Структура семейных отношений, характерная для культурных традиций народов России (области вашего проживания).
2. Модель использования семейных традиций в практике этнопедагогической деятельности.
3. Средства воспитания мальчика (девочки) в чеченской семье (семьях других этнических группах, проживающих на территории Орловской области).
Задание.
1. Расскажите о положительных примерах воспитания детей в семьях принадлежащих к различным этническим группам. Сравните общие и особенные черты в данных системах воспитания.
2. Сравните традиции воспитания в Вашей семье с особенностями воспитания в традиционной русской семье.
Литература.
1. Воспитание детей. Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы. [Текст]. - Отечник № 2. М.,1997.
2. Митрополит Антоний Сурожский. Таинсто любви. Беседы о христианском браке. СПб, 1994.
3. Мысли о детях в православной церкви сегодня. [Текст] /Сестра Магдалина. М.,1992.
4. Ничипоров, Б.В. Введение в христианскую психологию. Размышления священника-психолога.[Текст] / Б.В. Ничипоров. - М.: Школа-Пресс. 1994.
5. Православная семья. [Текст]. - СПб., Т.1- 512 с, Т.2. – 610 с. 1996.
6. Церковь, дети и современный мир. [Текст]. - Изд-во «Новый город».СПб, 1987.
7. Шестун, Евгений (священник). Православная педагогика.[Текст] Е. Шестун - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн». 1998 - 576с.