Система мер в традиционной русской культуре

Мера (измерение) – одно из важнейших изобретений человечества. Само это слово произошло от названия старинной русской единицы сыпучих тел, в первую очередь зерна. Существуют разные меры – в р е м е н и (сроком более одних суток рассмотрены в предыдущем разделе), о б ъ е м а, д л и н ы, в е с а, п л о щ а д и.

«Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Эта мысль, высказанная древнегреческим философом, имеет и прямой смысл. Народные меры имели не абстрактный характер, а отвечали реалиям повседневной практики человека, прежде всего хозяйственной деятельности, и в них значителен элемент антропометрии, т. е. использование при процедуре измерения человеческого тела – шаг, локоть, глоток. Это, естественно, характерно не только для русской традиционной культуры: всем известный английский «фут» в переводе не что иное, как «ступня».

Будучи связанными с непосредственной деятельностью человека, единицы народных мер зачастую имеют необычный для современного мышления характер, когда расстояние определяется временем, а площадь – объемом работ.

Понятно, что единства и точности единиц расстояния, площади, объема, веса, времени, выработанных в течение длительного времени и у разных групп русского населения, первоначально быть не могло. Лишь по мере интенсификации контактов различных территорий, развития торговли, социальных отношений, становления Русского государства и т.д. потребовалась унификация, по крайней мере, некоторых традиционных единиц измерения - таких, как аршин, верста, ведро, пуд и др.

Впоследствии по мере интенсификации международных отношений формируются стандартизированные, унифицированные, в значительной степени а б с т р а к т н ы е, но очень удобные в современных условиях единицы мер межэтнического характера (килограмм, метр, час и др.). Эта современная метрическая система вместо существовавшей традиционной была введена Советской властью 14 сентября 1918 г., но еще на протяжении длительного времени в народной среде пользовались прежними метрическими единицами.

Единицы расстояния, площади, объема и веса. В русской традиционной культуре измерение расстояний, а при необходимости и площади (пашенной земли, сенокосов, лесных участков), осуществлялось разными способами, небольших, - как правило, антропометрическим. Такими мерами длины были пядь (от слова пятерня), или вершок, которая определялась разведенными большим и указательным пальцами руки, локоть – расстояние от пальцев до локтевого сгиба руки, оно часто использовалось для измерения тканей в Древней Руси. Аналогичным локтю был аршин, который пришел на Русь из тюркских языков, в переводе он и означает «локоть». Аршин равнялся 16 вершкам и при стандартизации этой единицы составил 71,12 см. Сажень определялась размахом руки, существовала сажень прямая, которая при очерчивании квадрата была его стороной, и косая, представлявшая собой его диагональ. Выражение «Косая сажень в плечах» в переносном смысле означало большую силу человека. Сажень равнялась трем аршинам, ее размер составляет 2,13 м. Стопа равнялась длине ступни, на европейском Севере была аналогичная мера длины под названием лапоть. Шаг определялся одним движением человека при ходьбе.

Для этих измерений характерны простота и удобство, хотя отчасти в ущерб точности, однако ее большая степень зачастую не требовалась. Но когда точность была необходима, использовались специальные измерительные приспособления, например, у бондарей, они назывались размер, шахомер, чиркуль.

Для отмера более или менее значительных и при этом равных расстояний использовалась веревка, слово вервь в Древней Руси означало и само измерительное приспособление, и общинную организацию, потому что веревкой меряли землю при наделении ею семей, входивших в состав общины. Использование веревки для измерения расстояний определило такую характерную для русской традиционной метрической системы особенность, как принцип последовательного деления на два, поскольку половину ее можно было легко определить складыванием пополам. Отсюда и произошли такие метрические единицы, как половина (полтина), четверть, осьмушка и т.д., которые могли быть частью не только расстояния, но и объема и веса. Мерной единицей при определении расстояний и площади кроме веревки могли служить межевой кол или шест.

Но расстояние могло определяться физическими возможностями человека или рабочего скота. Единица гон была расстоянием, которое лошадь во время пахоты или косец на пожне проходили без передышки. Упряжка в севернорусских губерниях определялась протяженностью пути, преодолеваемого запряженной в транспортное средство лошадью без отдыха (около 20 верст), но упряжкой называлось и время, необходимое для выполнения той или иной работы.

Название верста («Ты от дела на шаг – а оно от тебя на версту») произошло от слова «поворот» (во время работы, например, пашущего орудия в конце борозды, или в пути, когда нужно возвращаться обратно), в дальнейшем оно приобрело значение «равная часть» (отсюда и слово «разверстывать»). Довольно рано верста стала официальной путевой мерой длины, и было определено ее точное значение - 1,07 км.

Физическими возможностями человека или животного во время выполнения земледельческих работ зачастую определялись меры площади. Обжа (так назывались сошные оглобли) представляла собой земельный участок, который человек мог вспахать за один день. Пашня могла измеряться количеством семян, необходимых для ее засева, такова четверть, засеваемая четвертью (кади) зерна.

Существовали меры, которые сочетали объем и вес: повесмо – горсть обработанного для прядения волокна, свясло – определенное количество (разное в разных местах) повесмов, вьюк, воз, сани - груз, который мог нести человек или везти определенное транспортное средство. С такого рода мер на Руси взыскивали пошлины – полозовые, подужные, гужевые. Существовали меры необмолоченного хлеба – сноп, бабка, кладь, зарод, овин, рига, меры сена – копна, стог, скирда. Обмолоченное, но невеяное зерно измеряли такой единицей, как ворох. Количество овощей и фруктов определяли кучами и грудами.

Твердые, жидкие и сыпучие тела измерялись через объем. Примечательно, что небольшие - антропоморфно: глоток, кус, щепоть, горсть/пригоршня, а значительные какой-либо емкостью – мера, кадь (половина кади – половник), лукно (вмещало примерно 16 кг зерна), в более позднее время оно называлаось лукошко, или севалка. Бочка была фиксированной единицей объема примерно в 490 л, ведро равнялось 1/40 части бочки и составляло чуть более 12 л. Бочка и ведро как абсолютные мерные единицы, а также их определенное соотношение не представляли собой абстрации, они были выражением конкретных реалий: перемещение наполненной бочки было под силу только тягловому животному, в то время как нести ведро с грузом было посильно человеку. Практический принцип измерения объема/веса нашел выражение в такой единице, как уборок – это количество зерна, достаточное, чтобы сварить на один раз кашу.

В единицах измерения и их названиях наблюдалось значительное региональное разнообразие. Так, в Новгородской губернии использовался короб, который был рассчитан на 7-12 пудов зерна, он составлял половину бочки, в Сибири в качестве мерки для сыпучих продуктов служили деревянные пудовки, на Вологодчине использовали мирник, представлявший собой большую деревянную кадку для измерения зерна и муки, деревянные мерки меньших размеров назывались кадулька, маленка. Мерами для сыпучих продуктов были также тканые мешок, куль, деревянные ведро, бочка.

Фиксированными единицами веса были пуд, фунт, золотник. Пуд равнялся 16,38 кг, эта мера, известная еще в Древней Руси, была заимствована из германских языков в процессе торговых отношений, она восходит к латинскому «по весу». Выражение «Съесть (с кем-то) пуд соли» означало хорошо узнать кого-то, долго и тесно с ним общаясь. Фунт составлял сороковую часть пуда, т. е. 409,5 г, эта весовая единица пришла из западных стран вместе с пудом. Золотник равнялся 1/96 части фунта, т. е. 4,26 г. Золотниками измеряли особо ценимые продукты, таковым в крестьянской среде был, например, чай. «Мал золотник, да дорог» - говорилось, как о чем-то незначительном с виду, но очень ценном. Сама единица восходит к практике измерения веса золота как ценнейшего из материалов.

Для точного определения веса использовалось специальное приспособление под названием безмен. Он представлял собой металлический стержень с точками-метками, на одном конце его был противовес, на другом – крюк для подвешивания измеряемого груза. При помощи веревочной петли, перемещаемой по стержню, находили точку равновесия, и по количеству меток в этом месте определяли вес груза.

Общеупотребительные сейчас единицы измерения расстояния и веса километр и килограмм, с соответствующим делением на более мелкие единицы (граммы, метры и т.п.) и вхождением в состав более крупных (центнер, тонна), стали использовать в России только с начала XIX в.

Единицы времени. Существовали и традиционные единицы времени. Выше было рассмотрено календарное времяисчисление, превышающее сутки. Время длительностью менее суток делилось на день и ночь, в идеале день должен быть временем бодрствования, а ночь – сна. Однако в народном времяисчитлении отнюдь не было совпадения дневного времени со светлым периодом суток, а ночи – с темным. Это вполне логично: в высоких широтах, где располагается основная территория русского этноса, светлое время суток в середине зимы составляет всего 5-6 часов, поскольку солнце встает в 8-9 часов утра. Между тем пробуждение в крестьянской семье приходилось на 3-4 часа утра, а в разгар полевых работ и раньше. Поэтому «день» в народной лексике и светлое время суток совпадали только в летнее время (исключая, конечно, самые высокие широты, где солнце летом вообще не заходит за горизонт), а в зимнее время утро начиналось задолго до того, как вставало солнце.

Переломными моментами дня, т. е. деления его на временны*е промежутки, были приемы пищи, их насчитывалось, обычно, четыре, и в идеале они связывались с движением солнца: завтрак на утренней заре, обед на полном восходе, полудник (паобед) в полдень и ужин и паужин с наступлением сумерек при отходе ко сну. Промежутки времени между приемами пищи в будние дни предназначались для работы, они назывались уповод, или упряжка, в весенне-летнее время их было от 3 до 5, в осенне-зимний период – 2-3. Соответственно день делился на периоды: от подъема до завтрака в 4-5 часов, затем до обеда в 8-9 часов, до полдника в полдень (после этого приема пищи полтора-два часа отводилось на отдых и сон) и, наконец, до ужина вечером.

Этому делению соотвествовала определенная народная терминология. Начало дня определялось как заутреня, ранняя заря, рано и др., следующее время обозначалось словами утро, полутра, середь утра, потом наступало время обеда, обедни, оно продолжалось до полудня, после чего наступал период полуденья, далее шли «вечерние» названия, приуроченные к закату - павечерье, поздень и наступлению сумерек - паморочно, и затем темноты – лягомо, долгоночи, куроглашение.

Существовали и меньшие промежутки времени. Час известен с древнерусских времен в значении «время», «пора», но только около XVII в. под влиянием времяисчисления западных стран устанавливается его точная протяженность в 1/24 часть суток, с последующим делением на 6 часовцев, а каждого часовца на 10 часцев, т. е. минут. Миг, восходящий к «мигать», т. е. быстро смыкать веки, определялся какмаксимально короткий промежуток времени («в один миг домчусь»).

Что касается минуты и секунды, то они довольно поздно появляются в русской системе мер и еще позднее проникают в народную среду. Минута, восходящая к лат. «маленький», и секунда – к лат. «следующий» (уровень деления после минуты) стали известны в России только с XVIII в., когда приходят из Западной Европы.

Глава 2.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Наши рекомендации