Отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки спортсменов

Глава 3 0

ОТБОР И ОРИЕНТАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ

В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ............... 524

Связь отбора и ориентации с этапами

многолетней подготовки ........................................... 524

Первичный отбор и ориентация на первом

этапе многолетней подготовки ............................... 527

Предварительный отбор и ориентация

на втором этапе многолетней подготовки ......... 533

Промежуточный отбор и ориентация

на третьем этапе многолетней подготовки.......... 546

Основной отбор и ориентация

на четвертом и пятом этапах многолетней

подготовки .................................................................... 549

Заключительный отбор и ориентация

на шестом и седьмом этапах многолетней

подготовки...................................................................... 552

Глава 3 1

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ

ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ .................................... 554

Цель, объект и виды управления ......................... 554

Этапное управление .................................................. 555

Текущее управление................................................... 557

Оперативное управление ................................................. 557



Глава 32

КОНТРОЛЬ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ ................ 559

Цель, объект и виды контроля................................. 559

Требования к показателям, используемым

в контроле .................................................................... 560

Контроль физической подготовленности............. 562

Контроль технической подготовленности............ 590

Контроль тактической подготовленности............. 590

Контроль психологической подготовленности .... 592
Контроль соревновательной деятельности ........ 593

Контроль тренировочных и соревновательных
нагрузок ........................................................................ 593

ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Глава 3 3

МОДЕЛИРОВАНИЕ В СПОРТЕ........................................ 601

Общие положения....................................................... 601

Модели соревновательной деятельности ......... 605

Модели подготовленности........................................ 607

Морфофункциональные модели............................. 607

Моделирование соревновательной
деятельности и подготовленности
в зависимости от индивидуальных
особенностей спортсменов .................................... 608

Глава 3 4

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СПОРТЕ .................................. 615

Методы прогнозирования ...................................... 615

Краткосрочное и среднесрочное

прогнозирование ........................................................ 616

Долгосрочное и сверхдолгосрочное

прогнозирование ......................................................... 616

ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ

И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОРТСМЕНОВ

Глава 3 5

СРЕДНЕГОРЬЕ, ВЫСОКОГОРЬЕ И ИСКУССТ­
ВЕННАЯ ГИПОКСИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОВ ............................................................. 620

Адаптация человека к высотной гипоксии............ 621

Работоспособность и спортивные результаты

в горных условиях......................................................... 628

Формы гипоксической тренировки........................... 629

Оптимальная высота для подготовки

в горных условиях........................................................ 631

Срочная акклиматизация спортсменов

при подготовке в горах ............................................. 633

Реакклиматизация и деадаптация спортсменов

после возвращения с гор ........................................ 635

Искусственная гипоксическая тренировка

в системе подготовки спортсменов......................... 636

Тренировка в горах и искусственная
гипоксическая тренировка в системе
годичной подготовки спортсменов ....................... 637

Глава 3 6

СОРЕВНОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ
ВЫСОКИХ И НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР.............................. 644

Спортсмен в условиях различных температур
окружающей среды...................................................... 644

Реакции организма спортсмена в условиях

высоких температур.................................................... 646

Адаптация спортсмена к условиям жары............. 651

Реакции организма спортсмена в условиях

низких температур....................................................... 655

Адаптация спортсмена к условиям холода.......... 657

Подготовка и соревнования в условиях

высоких и низких температур ................................ 657

Тренировка и соревнования при различных

погодных условиях .................................................... 664

Глава 3 7

ДЕСИНХРОНИЗАЦИЯ И РЕСИНХРОНИЗАЦИЯ
ЦИРКАДНЫХ РИТМОВ У СПОРТСМЕНОВ .................. 666

Суточные изменения состояния организма
спортсмена........................................................................ 666

Тренировка и соревнования в различное

время суток .................................................................. 667

Десинхронизация циркадных ритмов

организма спортсмена после дальних

перелетов ......................................................................... 668

Ресинхронизация циркадных ритмов организма
спортсмена после дальних перелетов ............... 671

Глава 3 8

ТРАВМАТИЗМ В СПОРТЕ................................................. 674

Организационные и материально-технические
причины травматизма ................................................ 675

Медико-биологические и психологические

причины травматизма ................................................ 678

Спортивно-педагогические причины

травматизма...................................................................... 681

Заболевания и травматизм в различных

видах спорта.................................................................. 684

Основные направления профилактики травм

у спортсменов ............................................................... 687



ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ

ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫЕ

И ВНЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ

И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОРТСМЕНОВ

Глава 39

СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ И СТИМУЛЯЦИИ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ

ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ .................................... 693

Характеристика средств восстановления

и стимуляции работоспособности ......................... 694

Основные направления использования

средств управления работоспособностью

и восстановительными процессами....................... 700

Планирование средств восстановления

и стимуляции работоспособности в процессе

подготовки...................................................................... 703

Глава 40

ПИТАНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ............... 705

Общие основы рационального питания

спортсменов...................................................................... 705

Потребление углеводов, белков, жиров................. 708

Витамины, минералы, стимуляторы

растительного происхождения................................ 716

Питание и масса тела................................................. 719

Глава 41

ДОПИНГ В СПОРТЕ: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ,
ПЕРСПЕКТИВЫ ............................................................. ..721

История распространения допинга в спорте...... 721

Допинговые средства и методы............................... 724

Распространение допинга в спорте....................... 737

Борьба МОК с применением допинга .................... 746

Деятельность Всемирного антидопингового

агентства (WADA) ...................................................... 750

Глава 42

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПОДГОТОВКИ И СОРЕВНОВАНИЙ................................. 763

Спортивный инвентарь и оборудование

мест подготовки и соревнований .......................... 763

Тренажеры в системе спортивной подготовки ... ... 771

Диагностическая и управляющая аппаратура

в системе спортивной подготовки........................... 783

Литература .................................................................. 787

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этот фундаментальный труд, несомненно, относится к числу выдающихся в мировом комплексе публика­ций, освещающих научно-прикладные знания о спор­те. В нем энциклопедически очерчены этапы и ре­зультаты развертывания исследований, значимых для понимания закономерностей спортивной деятельнос­ти, особенно в олимпийском движении нового вре­мени, вдумчиво охарактеризовано современное сос­тояние научных знаний, с опорой на которые строит­ся система спортивной подготовки олимпийцев, сформулированы ключевые положения, ориентиру­ющие на оптимизацию этой системы и условий ее эффективности.

Неординарность и принципиальная значимость этого произведения обусловлены, кроме прочего, его интегративным характером. Как известно, в развитии науки взаимодействуют две противоположные в опре­деленном отношении тенденции: дифференциация и интеграция. Первая выражается в нарастающем вы­делении и обособлении различных отраслей науки, исследовательских дисциплин и их разновидностей, относительно узко специализированных в направле­нии отдельных сторон или элементов действительнос­ти (данную тенденцию в науковедении часто называют «элементаристской»). Она ведет к детализирующему углублению познания, однако не гарантирует его це­лостности (о чем образно напоминает известная пос­ловица: «за деревьями не видно леса!», т. е. сколь подробно ни рассматривай детали — целого не увидишь!). Другая тенденция (интегративная) выража­ется в становлении и развитии комплексных научных дисциплин, сконцентрированных на выявлении именно того, что «ускользает» при избирательном рассмотре­нии частностей, т. е. на познании основ целостности реальных объектов действительности. Понятно, что обе эти тенденции необходимы в прогрессе науки, од­нако в различные исторические периоды ее динамики они соотносятся друг с другом неодинаково. Так, в новой ее истории вначале долгое время явно домини­ровала дифференцировочная тенденция. В результате накопилась настолько большая масса узкого исследо­вательского материала, что стали тревожно говорить об опасности «информационного потопа». Не случай-

но в последующий период, особенно во второй поло­вине XX века, мощно усилилась интегративная тенден­ция, что выразилось, наряду с прочим, в интенсивной разработке общенаучной методологии познания, в том числе системного подхода и других интегратив-ных познавательных подходов. Не удивительно, что эта тенденция повлияла на динамику научно-исследо­вательской работы и в сфере спорта.

В.Н. Платонов явился одним из активнейших по­борников внедрения интегративизма в исследования спортивной реальности и разработки междисцип­линарного комплекса знаний, отображающих целос­тные свойства этой реальности. Ему удалось выпол­нить на редкость широкое обобщение исследователь­ских материалов, накопленных в мировом массиве ин­формации о спорте и связанных с ним явлениях, и вместе с тем осуществить многолетнюю серию соб­ственных оригинальных исследований, внесших весо­мый вклад в становление общей теории и технологии спорта. Не на словах придерживаясь принципа единства спортивной науки и практики, В.Н. Платонов многие годы принимал и принимает участие в подго­товке спортсменов и сборных команд различных стран к Олимпийским играм и другим крупнейшим со­ревнованиям, подготовке и повышении квалификации тренеров и других специалистов спорта. В этой связи следует согласиться с мнением почетного президента Международного олимпийского комитета Х.А. Сама-ранча, который, оценивая вклад В.Н. Платонова в раз­витие науки в области олимпийского спорта, отметил его как «значительно превысивший масштабы своей значимости для отдельной страны — Украины и явля­ющийся выдающимся для всего мирового спортивно­го движения».

Думаю, что эта фундаментальная книга, предлага­емая читателям, окажется интересной и полезной каждому, кто серьезно стремится к глубокому пони­манию сути спорта и путей к незаурядным достижени­ям в нем. Она знаменует новый крупный шаг в позна­нии удивительного спортивного феномена человечес­кого бытия, вот уже не одно тысячелетие с возраста­ющей силой привлекающего к себе эмоции, мысли и энергию человечества.

Л. П. Матвеев,

заслуженный деятель науки России

ОТ АВТОРА

Предлагаемая читателю книга является значительно до­полненной и переработанной версией учебника «Об­щая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте», вышедшего в издательстве «Олимпийская ли­тература» Национального университета физического воспитания и спорта Украины в 1997 г. и переиздан­ного в последующие годы в различных странах мира — Испании, Италии, Бразилии и др.

В учебнике впервые рассмотрены основные ас­пекты методологии формирования знаний в сфере общей теории спортивной подготовки, что позволило не только значительно расширить ее предметную об­ласть за счет включения и адаптации материалов из смежных отраслей, но и увязать самые разнообраз­ные знания в целостную систему.

В книгу включены новые части и новые главы. Впервые всесторонне изложены основные принципы рационального построения подготовки спортсменов и национальных команд к Олимпийским играм, охарак­теризованы тенденции дальнейшего развития системы олимпийской подготовки, перспективы команд разных стран на Играх Олимпиад и зимних Олимпийских иг­рах первого десятилетия XXI в.

С учетом тенденций развития олимпийского спор­та, связанных, прежде всего, с его коммерциализаци­ей и расширением спортивного календаря, а также поиском путей продления спортивной карьеры выда­ющихся спортсменов, существенно переработаны главы, в которых изложены сведения, относящиеся к многолетнему и годичному построению процесса подготовки.

Переработаны и существенно расширены главы, в которых рассматриваются проблемы допинга в олим­пийском спорте, профилактики травматизма, примене­ния эргогенных средств в системе подготовки спор­тсменов, ее материально-технического обеспечения. Расширены и дополнены новыми научными материала­ми все остальные главы книги.

Это существенно увеличило объем книги и в нас­тоящем виде она состоит из 12 частей и 42 глав, в которых представлены все основные, предпосылоч-ные и дополнительные материалы, относящиеся к системе подготовки спортсменов.

При написании учебника использованы современ­ные данные, накопленные в результате новейших на­учных исследований как непосредственно в сфере олимпийского спорта и системы подготовки спорт­сменов, так и в физиологии, медицине, биохимии, морфологии, биомеханике, психологии, педагогике, теории управления, технике и др. Освещен опыт пе-

редовой спортивной практики, обобщение которого позволяет на принципиально новом уровне рассмот­реть многие проблемы, относящиеся к предметной области, составляющей содержание этой книги.

При изложении каждой из глав учебника автор опирался на знания и опыт, отличающиеся наиболее высоким научным уровнем и эффективными конечны­ми результатами, поэтому содержание глав, в которых рассматриваются вопросы адаптации мышечной, кос­тной и соединительной тканей, энергетическое обеспе­чение мышечной деятельности, проблема спортивного травматизма и др., базируется в основном на работах специалистов Скандинавских стран, Германии, Италии, США, Канады. В научных лабораториях именно этих стран проведены наиболее фундаментальные исследо­вания. В то же время изложение общетеоретических вопросов подготовки спортсмена, методики построе­ния различных структурных образований тренировоч­ного процесса, совершенствования различных сторон подготовленности основывается, в первую очередь, на работах специалистов стран Восточной Европы.

В большом объеме представлены результаты собственных исследований автора и его учеников, проведенные в период 1970—2004 гг. Опыт автора и его коллег как в сфере общей стратегии олим­пийской подготовки, так и в области научно-методи­ческого и организационного обеспечения процесса подготовки многих выдающихся спортсменов и ко­манд различных стран, добившихся успеха на Олим­пийских играх 1976—2000 гг., также нашел должное отражение.

Книга предназначена, прежде всего, для тренеров высокой квалификации, а также лиц, обучающихся в магистратуре специальных высших учебных заведений тренерским специальностям. Многие разделы ориен­тированы на администраторов, работающих в сфере спорта и олимпийской подготовки, так как позволяют всесторонне изучить глубинные процессы современ­ного спорта и на этой основе оптимизировать прог­раммно-нормативные, организационные, материаль­но-технические и научно-методические основы подго­товки спортсменов на различных этапах их многолет­него совершенствования. Найдут в ней необходимую информацию для оптимизации своей деятельности спортивные врачи, научные работники, диетологи и другие специалисты, привлеченные к системе олим­пийской подготовки спортсменов. Книга, несомненно, окажется полезной и для спортсменов высшей квали­фикации, готовящихся к крупнейшим международным соревнованиям.

Наши рекомендации