Отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки спортсменов
Глава 3 0
ОТБОР И ОРИЕНТАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ
В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ............... 524
Связь отбора и ориентации с этапами
многолетней подготовки ........................................... 524
Первичный отбор и ориентация на первом
этапе многолетней подготовки ............................... 527
Предварительный отбор и ориентация
на втором этапе многолетней подготовки ......... 533
Промежуточный отбор и ориентация
на третьем этапе многолетней подготовки.......... 546
Основной отбор и ориентация
на четвертом и пятом этапах многолетней
подготовки .................................................................... 549
Заключительный отбор и ориентация
на шестом и седьмом этапах многолетней
подготовки...................................................................... 552
Глава 3 1
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ .................................... 554
Цель, объект и виды управления ......................... 554
Этапное управление .................................................. 555
Текущее управление................................................... 557
Оперативное управление ................................................. 557
Глава 32
КОНТРОЛЬ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ ................ 559
Цель, объект и виды контроля................................. 559
Требования к показателям, используемым
в контроле .................................................................... 560
Контроль физической подготовленности............. 562
Контроль технической подготовленности............ 590
Контроль тактической подготовленности............. 590
Контроль психологической подготовленности .... 592
Контроль соревновательной деятельности ........ 593
Контроль тренировочных и соревновательных
нагрузок ........................................................................ 593
ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Глава 3 3
МОДЕЛИРОВАНИЕ В СПОРТЕ........................................ 601
Общие положения....................................................... 601
Модели соревновательной деятельности ......... 605
Модели подготовленности........................................ 607
Морфофункциональные модели............................. 607
Моделирование соревновательной
деятельности и подготовленности
в зависимости от индивидуальных
особенностей спортсменов .................................... 608
Глава 3 4
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СПОРТЕ .................................. 615
Методы прогнозирования ...................................... 615
Краткосрочное и среднесрочное
прогнозирование ........................................................ 616
Долгосрочное и сверхдолгосрочное
прогнозирование ......................................................... 616
ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТСМЕНОВ
Глава 3 5
СРЕДНЕГОРЬЕ, ВЫСОКОГОРЬЕ И ИСКУССТ
ВЕННАЯ ГИПОКСИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОВ ............................................................. 620
Адаптация человека к высотной гипоксии............ 621
Работоспособность и спортивные результаты
в горных условиях......................................................... 628
Формы гипоксической тренировки........................... 629
Оптимальная высота для подготовки
в горных условиях........................................................ 631
Срочная акклиматизация спортсменов
при подготовке в горах ............................................. 633
Реакклиматизация и деадаптация спортсменов
после возвращения с гор ........................................ 635
Искусственная гипоксическая тренировка
в системе подготовки спортсменов......................... 636
Тренировка в горах и искусственная
гипоксическая тренировка в системе
годичной подготовки спортсменов ....................... 637
Глава 3 6
СОРЕВНОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ
ВЫСОКИХ И НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР.............................. 644
Спортсмен в условиях различных температур
окружающей среды...................................................... 644
Реакции организма спортсмена в условиях
высоких температур.................................................... 646
Адаптация спортсмена к условиям жары............. 651
Реакции организма спортсмена в условиях
низких температур....................................................... 655
Адаптация спортсмена к условиям холода.......... 657
Подготовка и соревнования в условиях
высоких и низких температур ................................ 657
Тренировка и соревнования при различных
погодных условиях .................................................... 664
Глава 3 7
ДЕСИНХРОНИЗАЦИЯ И РЕСИНХРОНИЗАЦИЯ
ЦИРКАДНЫХ РИТМОВ У СПОРТСМЕНОВ .................. 666
Суточные изменения состояния организма
спортсмена........................................................................ 666
Тренировка и соревнования в различное
время суток .................................................................. 667
Десинхронизация циркадных ритмов
организма спортсмена после дальних
перелетов ......................................................................... 668
Ресинхронизация циркадных ритмов организма
спортсмена после дальних перелетов ............... 671
Глава 3 8
ТРАВМАТИЗМ В СПОРТЕ................................................. 674
Организационные и материально-технические
причины травматизма ................................................ 675
Медико-биологические и психологические
причины травматизма ................................................ 678
Спортивно-педагогические причины
травматизма...................................................................... 681
Заболевания и травматизм в различных
видах спорта.................................................................. 684
Основные направления профилактики травм
у спортсменов ............................................................... 687
ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ
ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫЕ
И ВНЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТСМЕНОВ
Глава 39
СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ И СТИМУЛЯЦИИ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ
ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ .................................... 693
Характеристика средств восстановления
и стимуляции работоспособности ......................... 694
Основные направления использования
средств управления работоспособностью
и восстановительными процессами....................... 700
Планирование средств восстановления
и стимуляции работоспособности в процессе
подготовки...................................................................... 703
Глава 40
ПИТАНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ
В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ............... 705
Общие основы рационального питания
спортсменов...................................................................... 705
Потребление углеводов, белков, жиров................. 708
Витамины, минералы, стимуляторы
растительного происхождения................................ 716
Питание и масса тела................................................. 719
Глава 41
ДОПИНГ В СПОРТЕ: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ,
ПЕРСПЕКТИВЫ ............................................................. ..721
История распространения допинга в спорте...... 721
Допинговые средства и методы............................... 724
Распространение допинга в спорте....................... 737
Борьба МОК с применением допинга .................... 746
Деятельность Всемирного антидопингового
агентства (WADA) ...................................................... 750
Глава 42
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПОДГОТОВКИ И СОРЕВНОВАНИЙ................................. 763
Спортивный инвентарь и оборудование
мест подготовки и соревнований .......................... 763
Тренажеры в системе спортивной подготовки ... ... 771
Диагностическая и управляющая аппаратура
в системе спортивной подготовки........................... 783
Литература .................................................................. 787
ПРЕДИСЛОВИЕ
Этот фундаментальный труд, несомненно, относится к числу выдающихся в мировом комплексе публикаций, освещающих научно-прикладные знания о спорте. В нем энциклопедически очерчены этапы и результаты развертывания исследований, значимых для понимания закономерностей спортивной деятельности, особенно в олимпийском движении нового времени, вдумчиво охарактеризовано современное состояние научных знаний, с опорой на которые строится система спортивной подготовки олимпийцев, сформулированы ключевые положения, ориентирующие на оптимизацию этой системы и условий ее эффективности.
Неординарность и принципиальная значимость этого произведения обусловлены, кроме прочего, его интегративным характером. Как известно, в развитии науки взаимодействуют две противоположные в определенном отношении тенденции: дифференциация и интеграция. Первая выражается в нарастающем выделении и обособлении различных отраслей науки, исследовательских дисциплин и их разновидностей, относительно узко специализированных в направлении отдельных сторон или элементов действительности (данную тенденцию в науковедении часто называют «элементаристской»). Она ведет к детализирующему углублению познания, однако не гарантирует его целостности (о чем образно напоминает известная пословица: «за деревьями не видно леса!», т. е. сколь подробно ни рассматривай детали — целого не увидишь!). Другая тенденция (интегративная) выражается в становлении и развитии комплексных научных дисциплин, сконцентрированных на выявлении именно того, что «ускользает» при избирательном рассмотрении частностей, т. е. на познании основ целостности реальных объектов действительности. Понятно, что обе эти тенденции необходимы в прогрессе науки, однако в различные исторические периоды ее динамики они соотносятся друг с другом неодинаково. Так, в новой ее истории вначале долгое время явно доминировала дифференцировочная тенденция. В результате накопилась настолько большая масса узкого исследовательского материала, что стали тревожно говорить об опасности «информационного потопа». Не случай-
но в последующий период, особенно во второй половине XX века, мощно усилилась интегративная тенденция, что выразилось, наряду с прочим, в интенсивной разработке общенаучной методологии познания, в том числе системного подхода и других интегратив-ных познавательных подходов. Не удивительно, что эта тенденция повлияла на динамику научно-исследовательской работы и в сфере спорта.
В.Н. Платонов явился одним из активнейших поборников внедрения интегративизма в исследования спортивной реальности и разработки междисциплинарного комплекса знаний, отображающих целостные свойства этой реальности. Ему удалось выполнить на редкость широкое обобщение исследовательских материалов, накопленных в мировом массиве информации о спорте и связанных с ним явлениях, и вместе с тем осуществить многолетнюю серию собственных оригинальных исследований, внесших весомый вклад в становление общей теории и технологии спорта. Не на словах придерживаясь принципа единства спортивной науки и практики, В.Н. Платонов многие годы принимал и принимает участие в подготовке спортсменов и сборных команд различных стран к Олимпийским играм и другим крупнейшим соревнованиям, подготовке и повышении квалификации тренеров и других специалистов спорта. В этой связи следует согласиться с мнением почетного президента Международного олимпийского комитета Х.А. Сама-ранча, который, оценивая вклад В.Н. Платонова в развитие науки в области олимпийского спорта, отметил его как «значительно превысивший масштабы своей значимости для отдельной страны — Украины и являющийся выдающимся для всего мирового спортивного движения».
Думаю, что эта фундаментальная книга, предлагаемая читателям, окажется интересной и полезной каждому, кто серьезно стремится к глубокому пониманию сути спорта и путей к незаурядным достижениям в нем. Она знаменует новый крупный шаг в познании удивительного спортивного феномена человеческого бытия, вот уже не одно тысячелетие с возрастающей силой привлекающего к себе эмоции, мысли и энергию человечества.
Л. П. Матвеев,
заслуженный деятель науки России
ОТ АВТОРА
Предлагаемая читателю книга является значительно дополненной и переработанной версией учебника «Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте», вышедшего в издательстве «Олимпийская литература» Национального университета физического воспитания и спорта Украины в 1997 г. и переизданного в последующие годы в различных странах мира — Испании, Италии, Бразилии и др.
В учебнике впервые рассмотрены основные аспекты методологии формирования знаний в сфере общей теории спортивной подготовки, что позволило не только значительно расширить ее предметную область за счет включения и адаптации материалов из смежных отраслей, но и увязать самые разнообразные знания в целостную систему.
В книгу включены новые части и новые главы. Впервые всесторонне изложены основные принципы рационального построения подготовки спортсменов и национальных команд к Олимпийским играм, охарактеризованы тенденции дальнейшего развития системы олимпийской подготовки, перспективы команд разных стран на Играх Олимпиад и зимних Олимпийских играх первого десятилетия XXI в.
С учетом тенденций развития олимпийского спорта, связанных, прежде всего, с его коммерциализацией и расширением спортивного календаря, а также поиском путей продления спортивной карьеры выдающихся спортсменов, существенно переработаны главы, в которых изложены сведения, относящиеся к многолетнему и годичному построению процесса подготовки.
Переработаны и существенно расширены главы, в которых рассматриваются проблемы допинга в олимпийском спорте, профилактики травматизма, применения эргогенных средств в системе подготовки спортсменов, ее материально-технического обеспечения. Расширены и дополнены новыми научными материалами все остальные главы книги.
Это существенно увеличило объем книги и в настоящем виде она состоит из 12 частей и 42 глав, в которых представлены все основные, предпосылоч-ные и дополнительные материалы, относящиеся к системе подготовки спортсменов.
При написании учебника использованы современные данные, накопленные в результате новейших научных исследований как непосредственно в сфере олимпийского спорта и системы подготовки спортсменов, так и в физиологии, медицине, биохимии, морфологии, биомеханике, психологии, педагогике, теории управления, технике и др. Освещен опыт пе-
редовой спортивной практики, обобщение которого позволяет на принципиально новом уровне рассмотреть многие проблемы, относящиеся к предметной области, составляющей содержание этой книги.
При изложении каждой из глав учебника автор опирался на знания и опыт, отличающиеся наиболее высоким научным уровнем и эффективными конечными результатами, поэтому содержание глав, в которых рассматриваются вопросы адаптации мышечной, костной и соединительной тканей, энергетическое обеспечение мышечной деятельности, проблема спортивного травматизма и др., базируется в основном на работах специалистов Скандинавских стран, Германии, Италии, США, Канады. В научных лабораториях именно этих стран проведены наиболее фундаментальные исследования. В то же время изложение общетеоретических вопросов подготовки спортсмена, методики построения различных структурных образований тренировочного процесса, совершенствования различных сторон подготовленности основывается, в первую очередь, на работах специалистов стран Восточной Европы.
В большом объеме представлены результаты собственных исследований автора и его учеников, проведенные в период 1970—2004 гг. Опыт автора и его коллег как в сфере общей стратегии олимпийской подготовки, так и в области научно-методического и организационного обеспечения процесса подготовки многих выдающихся спортсменов и команд различных стран, добившихся успеха на Олимпийских играх 1976—2000 гг., также нашел должное отражение.
Книга предназначена, прежде всего, для тренеров высокой квалификации, а также лиц, обучающихся в магистратуре специальных высших учебных заведений тренерским специальностям. Многие разделы ориентированы на администраторов, работающих в сфере спорта и олимпийской подготовки, так как позволяют всесторонне изучить глубинные процессы современного спорта и на этой основе оптимизировать программно-нормативные, организационные, материально-технические и научно-методические основы подготовки спортсменов на различных этапах их многолетнего совершенствования. Найдут в ней необходимую информацию для оптимизации своей деятельности спортивные врачи, научные работники, диетологи и другие специалисты, привлеченные к системе олимпийской подготовки спортсменов. Книга, несомненно, окажется полезной и для спортсменов высшей квалификации, готовящихся к крупнейшим международным соревнованиям.