Педагогическая поддержка — оснрва воспитательной позиции школьного педагога

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Методы воспитания

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Воспитательные средства

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Современные технологии воспитания

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Глава VI. Организация воспитательного процесса

В школе

Школа как воспитательная система

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Основы методики изучения воспитательного процесса

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Методика и техника планирования воспитательной работы

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Создание и развитие ученического самоуправления

Вопросы для самопроверки и размышления

Ремендуемая литература

Развитие индивидуальности и самоактуализаиия личности в воспитательном процессе

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Организационные формы воспитания

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Воспитательная работа с родителями учащихся

Вопросы для самопроверки и размышления

Рекомендуемая литература

Вместо заключения

Методические материалы для самостоятельной работы

Введение

Только наука может изменить мир. Наука в широком смысле: и как расщепить атом, и как вос­питывать людей.

 

Н.М. Амосов

Воспитание — дело совести, обучение — дело науки. Позд­нее, уже в сложившемся чело­веке, оба эти вида познания до­полняют друг дуга.

Виктор Гюго

Итак, учебное пособие называется «Теория и методика воспитания». Почему предмет его — «воспитание»? А не образование»? Не «воспитательная работа»? Не «внеуроч­ная деятельность»? Не «дополнительное образование»?

Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читай мне морали!», «Та семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Школа не должна воспитывать, ее удел давать знания, а уж воспитаю я своего ребенка как-ни­будь сам», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода»...

Но есть еще и другое видение сути данного явления. ЯЛ. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть ги­бель людей, семей, государств и всего мира». В.Г. Белин­ский: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека». Д.И. Менделеев: «Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего».

Перед нами две полярные точки зрения в понимании и оценке воспитания. Как их рассудить? Каждому, мало-маль­ски знакомому с историей педагогики, хорошо известно, что, воспитание появилось одновременно с возникновением человеческого общества, все перипетии развития человеческого общества так или иначе коснулись воспитания, внесли свои коррективы в эту функцию общества.

Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации.

Это основополагающие идеи, на которых зиждется любая концепция воспитания. Предмет нашего рассмотрения — воспитание в современной школе: и на уроке и во внеурочной деятельности учителя по предмету, и в системе школьного и внешкольного дополнительного образования, и, главное, — в целенаправленной деятельности основных субъектов воспитательного процесса классных руководителей, кураторов, воспитателей, организаторов и лидеров детских объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе.

Предназначено пособие в первую очередь студентам педагогических вузов, которым предстоит осваивать многотрудную теорию и практику воспитания. Кроме того начинающим педагогам-воспитателям, ибо процесс становления педагога-мастера не заканчивается с моментом окончания студентом института. Он происходит диалектически: по мере вхождения в практическую педагогическую деятельность. Начинающий воспитатель нуждается в теоретико-методической опоре — добротном педагогическом знании. На основе этого постепенно и оформляются собственная педагогическая позиция и собственный практический опыт. Без этого начинающий воспитатель, как показывает практика, утилитарен, прагматичен, укрепляется в позиции житейско-обыденной «педагогики».

А.С. Макаренко писал: «...неопределенность воспитательного процесса в школе, распыленность педагогических сил, боязнь смелого почина снижает эффективность труда даже талантливых учителей».

Эта проблема характерна и для нашего времени. Одной из основных причин являются неопределенность, сумбурность, нечеткость и неточность в понимании воспитания как основной педагогической категории. А истоки этого парадоксального явления подметил еще К.Д. Ушинский: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а же делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически...»

Современные нелегкие и противоречивые условия нашей жизни и практики школы с особой актуальностью поставили две проблемы подготовки педагогов- воспитателей: 1) повышение уровня научной, подготовки их; 2)методическое оснащение современного воспитательного процесса (проблема методов и средств нового воспитания, освоение современных технологий его эффективной организации, овладение педагогической техникой).

Вот почему целью настоящего учебного пособия является раскрытие теории и методики воспитания. В пособии есть главы и параграфы теоретические, есть главы и параграфы чисто методические, есть содержание и теория, и методика рассматриваемого педагогического явления.

В чем же специфика настоящего пособия? Как лучше им работать?

В основе книги — авторская концепция теории и методики воспитания, а также методики ее освоения педагогами (как начинающими, так и опытными), сложившей на основании двух источников. Во-первых, как плод эмпирических наблюдений и размышлений над проводимой в течение не одного десятка лет научно-исследовательской и научно-методической работой. И, во-вторых, как итог практической педагогической деятельности на протяжении 35 лет в различных ипостасях: воспитателя школы-интерната, командира студенческого Макаренковского педагогического отряда, вожатого «Артека», инспектора по делам несовершеннолетних в детской комнате милиции, руководителя научно-методической работы Красноборской специальной школы для педагогически запущенных девочек-подростков, преподавателя кафедры педагогики МПГУ, учителя и классного руководителя общеобразовательной школы № 45 г. Москвы. Здесь также обобщен и представлен опыт многочисленных коллег-единомышленников из разных регионов России и стран СНГ.

Настоящая книга о воспитании необычна еще и материалами, которые в ней использованы: мысли, проблемы, парадоксы, суждения. Разве не сам ребенок (подросток, юноша, девушка) лучше самых мудрых родителей и маститых педагогов знает свои проблемы, переживает coбственные удачи и промахи, ощущает добро или зло окружающего мира, воспринимает (принимает или отвергает) наши воспитательные воздействия? Или начинающий учитель не сам лучше других может поведать о собственных педагогических открытиях (пусть уже открытых другими и даже описанных в мудрых книгах), о первых пробах и болезненности первых ошибок, о самостоятельно принятых решениях и сознательном выборе педагогической позиции? А опытный учитель-мастер — это ли не кладезь педагогической мудрости? Вот почему книга изобилует детскими письмами, дневниками, сочинениям стихами, записанными с натуры сценками детской жизни, материалами эмпирических методов исследования (тестов, анкет, опросников, интервью), собственными высказываниями детей... В ней также широко использована мысли и соображения, творческие находки, анализ достижений и ошибок самих педагогов, начинающих и маститых, молодых и опытных, «хороших» и «не очень»,студентов педагогических вузов.

Потребность осветить проблемы теории и методик: воспитания разносторонне и широко вынудила нас обратиться к другим наукам, помимо педагогики и психологии, а именно: к философии, анатомии и физиологи медицине, гигиене, психиатрии, психотерапии, сексокологии, социологии и др. Вот почему на страницах книг: присутствуют «интервью» с писателями, мыслителями философами, известными учеными: мы использовал даже целые страницы книг для ответа на вопросы, в которых считаем их более компетентными.

В структуре методического пособия имеются такие со ставные части.

Ø Теоретическое и методическое раскрытие проблемвоспитания в логике вузовского курса педагогики.

Ø После каждого параграфа вопросыдля самопроверки размышления. Цель их — развитие педагогического мышления студентов и начинающих педагогов. Они могут быть использованы преподавателем, ведущим курс, в качестве вопросов и творческих заданий к семинарам и практикумам, в качестве заданий для индивидуальной самостоятельной работы (особенно для студентов, сочетающих учебу с практической педаго­гической деятельностью).

Ø Книга снабжена расширенными списками рекомендуемой литературы: после каждой темы и проблемы, а также в конце книги — общий список литературы по теориии методике воспитания. Причем читатель легко заметил, что в этих списках представлена литература разного уровня сложности. Это сделано специально, чтобы он мог выбрать необходимую литературу: для семинарских занятий, курсовых, дипломных и научных студенческих работ на конкурс, нахождения ответа и решения проблемы, возникшей в практике воспитатательной работы. Кроме того, следует заметить, что мы старались дать в основном литературу новую; из старой литературы мы включили педагогическую классикуи последние работы авторов, раскрывающие ту или проблему.

Ø В конце пособия даны подробный перечень вопросов для экзамена (зачета), примерный перечень возмож­ных курсовых и дипломных работ, работ на конкурс (с указанием на полях глав и параграфов, содержащих основополагающие идеи для поиска ответов на вопросы и решения поставленных проблем).

И еще об одной идее необходимо сказать во введении. Процесс воспитания — многофакторный, творческий; решения проблем могут быть вариативны. Поэтому мы менее о склонны кому-либо что-то авторитарно предписывать. Книгу не следует воспринимать как инструктивно-методическое пособие или рецептурный справочник. Пусть каждый найдет в ней свое, помимо теоретических положений, необходимых для творческого усвоения. Автор будет считать) задачу выполненной, если книга даст импульс собственной мысли каждого, взявшего ее в руки, пробудит желание психолого-педагогического самосовершенствования, сможет побудить педагога, начинающего и опытного, к освоению более высокого уровня его педагогического мастерства. И... сделает хотя бы чуточку счастливее. По мудрому выражению Гете, «человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять».

Наши рекомендации