Лекция 1. Сущность, структура и движущие силы обучения

Лекция 1. Сущность, структура и движущие силы обучения

Введение в дидактику

Овладение личностью той стороной общественного опыта, которая включает в себя знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности происходит в процессе обучения. В этой связи встают вопросы: каким должен быть этот процесс, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования лич­ности? Теоретическая разработка этих вопросов обусловила разви­тие особой научной дисциплины – дидактики.

Термин дидактика происходит от греческих слов didacticos – по­учающий и didasko – изучающий. Считается, что этот термин ввел немецкий педагог В. Ратке (1571-1635). Под дидактикой он понимал научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения. Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Коменский. В 1632 г. он напи­сал на чешском языке «Великую дидактику», которую в 1633– 1638 гг. перевел на латинский язык и которая в 1657 г. была опубли­кована в Амстердаме. Под дидактикой Коменский понимал «всеоб­щее искусство учить всех всему». Эта книга вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохра­няет определенное научное значение до настоящего времени. Боль­шой вклад в разработку дидактики внесли такие известные педаго­ги, как Г. Песталоцци, И. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев. Немало сделано в этом направлении дидактами – П.Н. Груздевым, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, Л.В. Занковым, М.Н. Скаткиным, НА. Менчинской, Ю.К. Бабанским и др.

Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Общая дидак­тика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (ме­тодика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных ди­дактик, базируясь в то же время на результатах их исследований.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; раз­рабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.

Для уяснения предмета и категорий дидактики следует вспомнить понятие «педагогическая система», то же — дидакти­ческая система, в компонентах которой отражены ее основные категории: цели, содержание образования, дидактические про­цессы, методы, средства, формы обучения, закономерности и принципы обучения.

Дидактическая система.

Понятие «дидактическая система» важно как в теоретиче­ском, так и в практическом плане. Оно позволяет анализировать процесс обучения по элементам и в системе их взаимодействия, исследовать системно, полнее и глубже сущность образования и обучения. Кроме того, на его основе можно разрабатывать конк­ретные обучающие системы, проектировать учебный процесс с определенными характеристиками.

Основные дидактические концепции.Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения. Их характеристика сводит­ся к описанию принципов, целей, содержания, средств обуче­ния. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, теорий ученых. Разделение концепций на три группы произведено по тому, как понимается предмет дидактики — процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя (преподавателя). Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци и в особенности И. Гербарт и дидактика немецкой классической гимна­зии.

В педоцентристской концепции главная роль в обучении отво­дится учению — деятельности учащегося. В основе этого подхода лежит система Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, В. Лая — теории периода реформ в педагогике в начале XX века.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики. Современ­ную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обуче­ние (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), когнитивная психо­логия (Дж. Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов в 80-е годы в Рос­сии. Ниже они будут рассмотрены подробней.

Традиционная дидактическая система.Ее связывают, прежде всего, с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения, применяющуюся в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, поня­тий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь поря­док в учебном заведении должны формировать, по его выраже­нию, морально сильную личность.

Согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, применение — рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Нет сомнения, эта теория упорядочи­вала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональ­ную деятельность учителя по ведению обучения от представления материала через его объяснение к усвоению и применению в учеб­ных задачах. Нетрудно увидеть в этом логику большинства уроков и в настоящее время.

Однако к началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторван­ность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность учени­ка. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Педоцентристская дидактическая система.Ее называют также прогрессивистской, обучением через де­лание и связывают с именем американского педагога Д. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умст­венных способностей, разнообразных умений детей.

Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельно­сти. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследова­тельское мышление, научный поиск. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует раз­витию мышления, умения решать проблемы. Однако абсолюти­зация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятель­ности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэконом­но: большие затраты времени.

Наличие проблем в традиционной и педоцентристской кон­цепциях заставляет искать пути их решения.

Современная дидактическая система.Единой дидактической системы как таковой в науке нет, имеется ряд теорий, в которых есть нечто общее. Цели обучения в большинстве подходов предусматривают не только формирова­ние знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание обучения стро­ится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и в старших классах. Процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый: преподаватель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, орга­низует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной и реформистской, исследовательской дидактики и используя их достоинства. Более подробно процесс обучения и другие вопросы дидактики современной российской школы, как и некоторые западные теории, даны ниже.

Лекция 1. Сущность, структура и движущие силы обучения

Введение в дидактику

Овладение личностью той стороной общественного опыта, которая включает в себя знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности происходит в процессе обучения. В этой связи встают вопросы: каким должен быть этот процесс, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования лич­ности? Теоретическая разработка этих вопросов обусловила разви­тие особой научной дисциплины – дидактики.

Термин дидактика происходит от греческих слов didacticos – по­учающий и didasko – изучающий. Считается, что этот термин ввел немецкий педагог В. Ратке (1571-1635). Под дидактикой он понимал научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения. Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Коменский. В 1632 г. он напи­сал на чешском языке «Великую дидактику», которую в 1633– 1638 гг. перевел на латинский язык и которая в 1657 г. была опубли­кована в Амстердаме. Под дидактикой Коменский понимал «всеоб­щее искусство учить всех всему». Эта книга вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохра­няет определенное научное значение до настоящего времени. Боль­шой вклад в разработку дидактики внесли такие известные педаго­ги, как Г. Песталоцци, И. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев. Немало сделано в этом направлении дидактами – П.Н. Груздевым, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, Л.В. Занковым, М.Н. Скаткиным, НА. Менчинской, Ю.К. Бабанским и др.

Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Общая дидак­тика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (ме­тодика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных ди­дактик, базируясь в то же время на результатах их исследований.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; раз­рабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.

Для уяснения предмета и категорий дидактики следует вспомнить понятие «педагогическая система», то же — дидакти­ческая система, в компонентах которой отражены ее основные категории: цели, содержание образования, дидактические про­цессы, методы, средства, формы обучения, закономерности и принципы обучения.

Дидактическая система.

Понятие «дидактическая система» важно как в теоретиче­ском, так и в практическом плане. Оно позволяет анализировать процесс обучения по элементам и в системе их взаимодействия, исследовать системно, полнее и глубже сущность образования и обучения. Кроме того, на его основе можно разрабатывать конк­ретные обучающие системы, проектировать учебный процесс с определенными характеристиками.

Основные дидактические концепции.Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения. Их характеристика сводит­ся к описанию принципов, целей, содержания, средств обуче­ния. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, теорий ученых. Разделение концепций на три группы произведено по тому, как понимается предмет дидактики — процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя (преподавателя). Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци и в особенности И. Гербарт и дидактика немецкой классической гимна­зии.

В педоцентристской концепции главная роль в обучении отво­дится учению — деятельности учащегося. В основе этого подхода лежит система Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, В. Лая — теории периода реформ в педагогике в начале XX века.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики. Современ­ную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обуче­ние (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), когнитивная психо­логия (Дж. Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов в 80-е годы в Рос­сии. Ниже они будут рассмотрены подробней.

Традиционная дидактическая система.Ее связывают, прежде всего, с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения, применяющуюся в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, поня­тий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь поря­док в учебном заведении должны формировать, по его выраже­нию, морально сильную личность.

Согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, применение — рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Нет сомнения, эта теория упорядочи­вала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональ­ную деятельность учителя по ведению обучения от представления материала через его объяснение к усвоению и применению в учеб­ных задачах. Нетрудно увидеть в этом логику большинства уроков и в настоящее время.

Однако к началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторван­ность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность учени­ка. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Педоцентристская дидактическая система.Ее называют также прогрессивистской, обучением через де­лание и связывают с именем американского педагога Д. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умст­венных способностей, разнообразных умений детей.

Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельно­сти. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследова­тельское мышление, научный поиск. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует раз­витию мышления, умения решать проблемы. Однако абсолюти­зация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятель­ности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэконом­но: большие затраты времени.

Наличие проблем в традиционной и педоцентристской кон­цепциях заставляет искать пути их решения.

Современная дидактическая система.Единой дидактической системы как таковой в науке нет, имеется ряд теорий, в которых есть нечто общее. Цели обучения в большинстве подходов предусматривают не только формирова­ние знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание обучения стро­ится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и в старших классах. Процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый: преподаватель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, орга­низует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной и реформистской, исследовательской дидактики и используя их достоинства. Более подробно процесс обучения и другие вопросы дидактики современной российской школы, как и некоторые западные теории, даны ниже.

Наши рекомендации