Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения

В современном российском обществе происходят процессы, связанные с экономическими преобразованиями и расслоением общества, которые коснулись каждой семьи. Эти изменения в обществе привели к смене мироощущений и ценностных ориентиров детей и подростков. Молодые люди все чаще относятся негативно к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Этот пробел необходимо восполнить через патриотическое воспитание, как в школе, так и в семье.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Отчизне, неразрывность с историей и достижениями культуры. Сегодня говоря о патриотизме, мы должны знать и понимать, что без уважения к другим народам, к их национальным обычаям и традициям, невозможно воспитать истинного гражданина и патриота, любящего свою Родину, знающего и уважающего ее культуру, традиции и историю. В каждом молодом человеке необходимо воспитать и чувство ответственности за могущество своей страны и государством. Ярким примером олицетворения именно такого понимания патриотизма является подвиг наших предков в Отечественной войне 1812 года.

С этого события прошло без малого 200 лет. Война с Наполеоном вызвал всплеск патриотических чувств, и для народов Российской империи стала войной за освобождение своей земли от захватчиков. В стороне не остались и народы Южного Урала: башкиры, тептяре, татары, мишаре, мордва, удмурты и др.

В первую очередь к боевым действиям были привлечены башкиры, тептяре, мишаре, которые по указу Павла I в 1798 году были переведены в военно-служилое сословие. Царскому правительству это было выгодно, т.к. при формировании полков в кантонах оно не несло никаких материальных затрат. Башкиры и мишаре могли быстро собрать и выставить свои полки для походов, и за свой счет. Военная служба становится для них всеобщей и обязательной. Башкирский воин готовился к службе с раннего детства: едва научившись ходить его сажали на коня и он учился всем премудростям верховой езды, учился стрелять из лука прямо на скаку и владеть холодным оружием, осваивал приемы национальной борьбы. Без лука со стрелами и лошади трудно представить воина-башкира, они вместе – единое целое. Таким хорошо подготовленным воинам предстояло противостоять вместе с регулярной армией непобедимой Великой армии Наполеона.

Отечественная война 1812года стала самой яркой страницей в жизни башкирского воинства и оставила в памяти народа неизгладимый след. Весть о нападении армии Наполеона на Россию, июньский манифест императора Александра I, предписание губернатора Волконского Г.С. с призывом о приготовлении к обороне Отечества читались в мечетях и на сходках с переводом на родной язык башкир. Среди башкирского народа наблюдается массовый патриотический подъем. В данный исторический момент патриотизм, охвативший все население страны, представлял собой могучую силу, способную сплотить народ в борьбе с внешним врагом. По указу императора в кантонах формировались полки, но среди башкир были и добровольцы, просящиеся в ряды действующей армии. Братья Абдулхалик и Назир Абдулвахитовы просили губернатора «по ревностному… желанию к службе» включить их « для оказания Отечеству услуги» в состав башкирского полка, сформированного в 9-ом кантоне (Оренбургский уезд) [1 ]. О патриотических настроениях свидетельствует и найденный в Центральном государственном архиве Республике Башкортостан документ, исходящий от башкира, отданного в холопы и стрстно желающего вступить в ряды борцов за независимость Родины [2 ].На войну вместе с мужьями шли даже женщины. Сохранились сведения об участии в Отечественной войне жен башкирских воинов, например, башкирки Янтури, награжденной за проявленный героизм боевой медалью [3 ].

Массовый патриотизм башкирского народа, ответственность за судьбу своей страны проявилось и в добровольном пожертвовании денег на нужды войны. К середине августа 1812 года башкиры, тептяре и мишаре в пользу армии собрали 500тысяч рублей, башкирский народ собрал и подарил армии 4139 лучших строевых коней. Кантоны сформировали 28 полков, каждый состоял из 500 рядовых и 30 человек командного состава. 1812 год в башкирском крае оказался неурожайным, народ голодал, но на войну башкиры шли со своими конями, со своим обмундированием и оружием. Вооружение башкир состояло из луки и колчана со стрелами, сабли, пики или копья. Ружья встречались редко. Видя стреляющих из лук стрелами башкирских всадников, что было в диковинку для Европы, французы назвали их «северными амурами».

О патриотическом порыве народов Южного Урала в 1812 году С.Н.Глинка писал: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие- и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть, но и охотно шли на службу; башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства: не нужны ли их полки» [4 ].Башкирские полки участвовали во всех важнейших сражениях Отечественной войны 1812года, в партизанском движении и разведке в тылу врага. Одними из первых башкирские полки вошли в Париж 31.03.1814г, когда он пал перед войсками антифранцузской коалиции, и вскоре Наполеон отрекся от престола. Башкирские полки вместе с русской армией дошли до Парижа и отпраздновали победу над своим врагом.

Исторической памятью народа об этой войне стали песни, сочиненные башкирскими сэсэнами. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем и героический дух воинов пронизывают башкирские народные песни. Они воспевают славных командиров, таких как М.И.Кутузов и Кахым Мардашев в песнях «Кутузов» и «Кахым-туря», башкиры радуются и ликуют одержанной победе, как в песне «Любизар…», в них подтверждается факт участия жен башкирских воинов в войне против Наполеона, как в песне «Иремель», и воспевают радостную встречу возвратившихся воинов-победителей, как в песне «Баик».

Весь этот материал позволяет широко его использовать как на уроках истории России, так и Истории и культуры Башкортостана, вызвать гордость у учащихся за подвиги своих предков. Ребята на уроках работают с историческими документами, мемуарной и художественной литературой, знакомятся с историей возникновения исторических песен и по возможности слушают их исполнение, делают презентации по разным периодам войны, занимаются исследовательской деятельностью на краеведческом материале, защищают свои работы и готовят внеклассные мероприятия.

Хорошее знание этого исторического периода позволяет нам, живущим сегодня, помнить самим и сохранять память о подвигах своих предков. Мы должны учиться у них любить горячо свою многонациональную Родину, не бояться ответственности в сложные тяжелые периоды жизни страны. Особенно важно это знать и помнить сегодня, когда понятия патриотизма и ответственности носит размытый характер.

Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года. Добровольные пожертвования народов Южного Урала оказали значительную материальную помощь армии и населению освобожденных от французских захватчиков районов России. Эта война стала серьезным испытанием воинской силы башкирских войск, показала дружбу народов России и их ответственность за будущее своей Родины.

Литература.

1. Шаяхметов И. Воспитание воина патриота в башкирской народной

педагогике ж-л Ватандаш, №8,2010

2. Асфандияров А. Народы края в Отечественной войне 1812 года

ж-л Бельские просторы, №9,2007

3. Федько Р. Башкирские воины на службе России

ж-л Бельские просторы , №5,2006

4. Любезные вы мои… Китап, Уфа, 1992

Г.В.Салахова,

учитель МБОУ СОШ №6 с.Миндяк, (Учалинский район РБ)

Наши рекомендации