Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся
(по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)
Метод обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||||
1. Информационно-рецептивный | Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения | Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное) | ||||
2. Репродуктивный | Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением | Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания) | ||||
3. Проблемного изложения | Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения | Восприятие знаний. Познание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное) | ||||
4. Эвристический | Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций) | Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка | ||||
5. Исследовательский | Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения | Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов | ||||
Метод обучения сам по себе не может быть ни хорош, ни плох, необходима их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим»*. Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.
* См.: Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. – М., 1957–1958. – Т. 5. – С. 117.
Дидактические средства
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства. Однако нужно иметь в виду, что слова «средства обучения» имеют и более широкое значение. Это все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Мы остановимся на первом значении.
Дидактическими средствами являются предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Немецкие ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управления процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достигать лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. Функции эти чаще всего выступают вместе, образуя структуры, состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно из них выполняет роль доминирующего.
Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют предметы, которыми пользуется учитель для более эффективной реализации целей образования. Вторые – это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана деятельность как учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры.
В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В этой связи дидактические средства подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты, аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты, аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковой фильм, телевидение, а также частично автоматизирующие процесс обучения – программированные учебники, дидактические машины, компьютеры.
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от материальной оснащенности школы учебными пособиями, но и от поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.
Например, использование дидактических средств при ознакомлении учеников с новым материалом будет отличаться от использования их при закреплении уже проработанного материала или в ходе контроля и оценки приобретенных знаний и умений. Использование лекций как основного метода на данном уроке обусловливает применение дидактических средств, отличающихся от тех, которые будут иметь место на уроке, предполагающем использование лабораторного метода. Наконец, возраст учащихся и характерные особенности отдельных учебных предметов также определяют вид используемых дидактических средств и способ и: использования на уроке. Так, на уроке математики в массовой школе будут использованы одни средства, а в лицее – другие, одними учебными пособиями будет пользоваться учитель русского языка и совсем другими – учитель физики или географии.
Таким образом, выбор методов и средств обучения не есть произвольный акт. Он зависит от ряда факторов, среди которых первостепенное значение имеют цели образования и конкретные задачи обучения, его содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастных и индивидуальные особенности учащихся, особенности сильных сторон личности самого педагога, а также сравнительная характеристика возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения.