Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся

(по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)

  Метод обучения Деятельность учителя Деятельность учащегося
  1. Информационно-рецептивный Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное)
  2. Репродуктивный Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания)
  3. Проблемного изложения Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения Восприятие знаний. Познание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное)
  4. Эвристический Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций) Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка
5. Исследовательский Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов  
             

Метод обучения сам по себе не может быть ни хорош, ни плох, необходима их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим»*. Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.

* См.: Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. – М., 1957–1958. – Т. 5. – С. 117.

Дидактические средства

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства. Однако нужно иметь в виду, что слова «средства обучения» имеют и более широкое значение. Это все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Мы остановимся на первом значении.

Дидактическими средствами являются предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Немецкие ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управления процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достигать лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. Функции эти чаще всего выступают вместе, образуя структуры, состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно из них выполняет роль доминирующего.

Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют предметы, которыми пользуется учитель для более эффективной реализации целей образования. Вторые – это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана деятельность как учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры.

В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В этой связи дидактические средства подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты, аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты, аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковой фильм, телевидение, а также частично автоматизирующие процесс обучения – программированные учебники, дидактические машины, компьютеры.

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от материальной оснащенности школы учебными пособиями, но и от поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.

Например, использование дидактических средств при ознакомлении учеников с новым материалом будет отличаться от использования их при закреплении уже проработанного материала или в ходе контроля и оценки приобретенных знаний и умений. Использование лекций как основного метода на данном уроке обусловливает применение дидактических средств, отличающихся от тех, которые будут иметь место на уроке, предполагающем использование лабораторного метода. Наконец, возраст учащихся и характерные особенности отдельных учебных предметов также определяют вид используемых дидактических средств и способ и: использования на уроке. Так, на уроке математики в массовой школе будут использованы одни средства, а в лицее – другие, одними учебными пособиями будет пользоваться учитель русского языка и совсем другими – учитель физики или географии.

Таким образом, выбор методов и средств обучения не есть произвольный акт. Он зависит от ряда факторов, среди которых первостепенное значение имеют цели образования и конкретные задачи обучения, его содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастных и индивидуальные особенности учащихся, особенности сильных сторон личности самого педагога, а также сравнительная характеристика возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения.

Наши рекомендации