Психологические механизмы понимания людей. Стили общения
Психологические механизмы восприятия и понимания людьми друг друга
· Идентификация – уподобление себя другому, когда представление о партнере по общениюстроится на основе поставить себя на его место.
· Эмпатия – особый способ понимания другого человека на основе не рационального осмысления особенностей, а эмоционально окрашенного сопереживания его состояний, сочувствия, соучастия, понимания партнера по общению.
· Рефлексия – осознание человеком того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.
· Каузальная атрибуция – приписывание другому своего видения психологических причин поведения, интерпретация этих причин его поведения и через это психологических источников поведения партнеров по общению. Обычно видение психологических причин поведения другого основано на собственном опыте и потому нередко ведет к искажению выводов о психологических особенностях партнера по общению.
· Установка – определенная настроенность на партнера по общению.
Перцепция. Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и представляет собой то, что называют перцепцией. Перцептивная сторона общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В перцепции важная роль отводится установке в общении. Часто формирование первого впечатления о незнакомом человеке зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от установки, одни найдут положительные черты, другие – отрицательные. В перцепции возможны ошибки восприятия,причинами которых могут быть:
• «эффект первичности» информации, первого впечатления о человеке, которое оказывает сильное и устойчивое влияние на формирования образа человека.
• «эффект ореола» – если о человеке сложилось хорошее положительное впечатление, то это впечатление (ореол) пропускает в сознание только ту информацию, которая согласуется со сложившимся впечатлением. То же, если отрицательное;
• «эффект новизны» информации: последнее впечатление о человеке оказывает более сильное влияние на его восприятие, чем предыдущее;
«эффект первичности и новизны» согласуется с законом долговременной памяти: лучше всего запоминается то, что было в начале и конце разговора.
• «эффект стереотипизации» людей при их восприятии и понимании. Стереотипизация бывает возрастной, профессиональной, этнической, региональной, религиозной и т. д.
В профессиональной деятельности специалиста большое значение имеет понимание им факторов, влияющих на восприятие и понимание человеком человека. Эти факторы условно разделяют на поведенческие и психологические.
1) Поведенческие факторы
– поведение и деятельность, действие партнера по общению;
– результаты поведения и действий другого;
– формы обращения партнера;
– что и как говорит партнер и др.
2) Психологические факторы:
– внешность и ее атрибуты;
– выражение лица, глаз человека, его мимика, пантомимика и т. п.;
– психотипические особенности партнера по общению (темперамент, стиль общения и др.);
– своеобразие установки коммуникатора на восприятие других людей.
Психологические барьеры.Подпсихологическими барьерами межличностного общения подразумеваются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия (общепсихологического и социально-психологического характера), которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт.
Функции психологических барьеров:
а) психологическая защита (интересов, ценностей и автономии личности или общности);
б) стимулирующая (может выступать фактором развертывания внутреннего потенциала личности и общности за счет мобилизации их собственных ресурсов);
в) консервативная («замораживание», торможение духовного потенциала личности); при повышенной рефлексивности и чрезмерном самоанализе развивается замкнутость.
Необходимо различать барьеры в общении, порожденные самим этим процессом – процессом идентификации, стереотипизации, игры, и барьеры общения – барьеры личности или ее предметной деятельности, барьеры общности или барьеры психического состояния любого субъекта.
Барьеры личности и общности
1. Психическое состояние личности, неадекватное требованиям складывающейся ситуации (напряженность, эйфория). Причинами могут быть особенности характера индивида.
2. Личность принадлежит к общности, закрытой для других общностей; в этом случае такая особенность будет присуща многим личностям этой общности.
по видам деятельностидифференцируютсяследующиебарьеры деятельности:
– коммуникативный и познавательный;
– трудовой и управленческий;
– реактивный и творческий;
– экономический и политический;
– правовой и духовно-нравственный.
Барьеры взаимопонимания возникают на разных этапах взаимоотношений. Иногда появлению нравственных или эмоциональных барьеров, препятствующих нормальным человеческим контактам, предшествуют годы знакомства или близких отношений. Но есть один барьер, который вырастает, как правило, при первом контакте – это эстетический барьер.
Первое впечатление о человеке складывается прежде всего по его внешнему виду, манере поведения, стилю одежды. Конечно, «провожают по уму», но встречают все-таки «по одежке». Внешность всегда многое определяла в отношении к человеку, особенно в кругу малознакомых людей. Уже в детском возрасте (начиная с 4-х лет), красивая внешность обеспечивает мальчикам и девочкам более высокую популярность среди сверстников. Эта тенденция сохраняется и в зрелом возрасте. Когда участникам психологического эксперимента предлагали по фотографиям оценить личные качества и предсказать судьбу тех, кто изображен на снимках, оказалось, что более красивым испытуемым чаще приписывали положительные качества и счастливую судьбу.
В исследованиях Л. Я. Гозмана был обнаружен эффект иррадиации красоты: физическая привлекательность мужчины существенно зависела от внешности женщины, в обществе которой он постоянно появлялся. Выходит, есть и определенная выгода от общения с внешне привлекательными людьми – рядом с ними и тебя самого могут оценить выше. Но именно в этой прагматической направленности и скрывается для людей, наделенных незаурядными внешними данными, опасность ложного понимания заинтересованности окружающих в общении с ними.
Если бы отношения между людьми ограничивались только поверхностными контактами, то можно было бы утверждать, что красота – лучшее средство достижения успеха в общении. Но исследования показывают, что физическая привлекательность супругов не влияет на взаимоотношения в семейной жизни и на стабильность брака. Любопытно, что люди более снисходительны к проступкам тех, кого эксперты оценивают внешне более привлекательными. Зато строже, чем обычно, их осуждают, если свои внешние данные они используют с аморальной целью.
Разумеется, оценка внешности одного человека другим субъективна, большую роль играет одежда и косметика. При словесном воссоздании облика человека наиболее значимыми являются рост, цвет глаз и волос, а также особенности мимики. Это объясняется тем, что с формой, цветом и выражением глаз мы связываем не только внешние, но и внутренние личностные характеристики (физиогномика). Философ А. Шопенгауэр говорил, что «уста высказывают мысль человека, а лицо – мысль природы».
Ученые США проводили исследования, где установили связь между цветом глаз руководителя и особенностями стиля руководства. Начальники с черными глазами упрямы, выносливы, при трудностях вспыльчивы, но принимают правильные решения; с серыми глазами – решительны, но беспомощны при решении неинтеллектуальных задач; со светло-карими – замкнуты, достигают успеха при самостоятельной работе; голубоглазые – выдержанные, но сентиментальные, однообразие их угнетает, они люди настроения, часто сердятся; зеленоглазые – лучшие начальники. Они стабильны, обладают достаточным воображением, решительны, реалистичны, сосредоточенны и терпеливы, строги, но справедливы, находят выход из любого положения, хорошие слушатели и собеседники.
Это, конечно, интересные данные, но часто мы поспешно судим о характере человека исходя только из его внешности, а первое впечатление нередко обманывает.
Интеллектуальный барьер. Американский психолог Н. Таллент выделил три типа интеллекта:
– вербальный – способность оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доводами;
– механический – способность воспринимать и понимать связи физических сил и элементов механизмов в практических ситуациях, быстро схватывать принципы машинных операций;
– социальный – способность понимать состояния других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций. Социальный интеллект, по мнению Таллента, проявляется в чувстве такта, умении снискать расположение других людей и создать благоприятную атмосферу во взаимоотношениях с ними. Низкий уровень развития данного типа интеллекта вызывает постоянные проявления бестактности, трудности приспособления к социальному окружению, проблемы общения и одиночества.
Высокий уровень социального интеллекта необходим руководителям: это краеугольный камень человеческого взаимопонимания. Его недостаток нередко порождает парадоксальную ситуацию, когда большинство аудитории может счесть занудой и путаником весьма эрудированного и обстоятельно мыслящего оратора с ярко выраженным вербальным интеллектом. Это происходит потому, что человек с высокоразвитым умом теоретика не способен учесть неравномерность развития данного типа интеллекта у других людей.
Половина взрослых людей не улавливает смысл произносимых фраз, если они содержат более 13 слов, а дети до семи лет – не более 8 слов. Нотации родителей малоэффективны, поскольку дети не в состоянии оценить их обстоятельность и глубину.
Интеллектуальные барьеры могут возникать и в результате различной скорости протекания интеллектуальных процессов у людей, вступающих в общение. Тугодумы часто воспринимаются как люди, недостаточно интеллектуально развитые. Мало у кого хватает терпения дождаться плодов их длительных размышлений, а ведь им просто не хватает времени, отмеренного природой, чтобы потрясти мир новыми идеями. Поэтому не стоит торопиться выносить однозначный приговор.
Люди не только мыслят, но и говорят с разной скоростью. И если человек произносит более 2,5 слова в секунду, то собеседники перестают его понимать. Медленная, взвешенная речь «в час по чайной ложке» тоже вызывает раздражение.
Бывает и так, что в интеллектуальных возможностях собеседника сомнений нет, но барьер возникает – это так называемый мотивационный барьер. Он появляется потому, что собеседнику не интересны высказанные соображения, которые не затрагивают его собственных потребностей, не вызывают мотива, побуждающего к пониманию.
Но не только отсутствие мотивации – ее избыток также может препятствовать пониманию других людей. По закону Йеркса–Додсона «повышение силы мотивации на первых порах приводит к росту эффективности деятельности, достижению точки максимального успеха, а дальнейшее возрастание уровня мотивации приводит к заметному спаду». Например, учащиеся, испытывающие чрезмерную ответственность перед родителями и педагогами, иногда даже при неплохих знаниях проваливаются на экзаменах. И если человек очень хочет быть понятым другими, он неизбежно начинает волноваться, его мысли путаются. Речь становится бессвязной, обрывочной, а в результате окружающие понимают только то, что выступление его неудачно.
Наиболее болезненной проблемой мотивации взаимопонимания является потребительское отношение людей друг к другу. Когда интерес к вещам начинает преобладать над интересом к людям, сфера человеческих взаимоотношений неизбежно превращается в сферу услуг.
Как это ни парадоксально, но моральные барьеры возникают и в тех случаях, когда мы имеем дело с человеком, абсолютно ни в чем не нарушившим нравственные нормы. Великий острослов Шамфор высказал такую мысль: «Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками – там нужна мелкая разменная монета, в особенности мелочь».
Существует еще один барьер – эмоциональный. Чувства и эмоции людей всегда на стороне того, кто не жалеет сил и времени на реализацию целей, имеющих индивидуальный смысл и социальную ценность. Но что такое эмоции? И хороша или плоха высокая эмоциональность?
Отрицательные эмоции. Американский писатель У. Олджер заметил, что «люди часто заполняют гневом пробелы в своем рассудке».
Неприятные эмоции ослабляют способность воспринимать и правильно оценивать даже самые веские и серьезные аргументы в пользу той или иной точки зрения. Но нельзя и принимать за чистую монету все, что сказано в эмоционально неуравновешенном состоянии.
Положительные эмоции. Казалось бы, здесь все обстоит иначе. Но у человека, находящегося в состоянии радостного возбуждения, снижается критичность, и это может привести: 1) к согласию с мнением, которое в обычных условиях неприемлемо; 2) к поддержке человека, не вполне ее заслуживающего. Даже возвышенные чувства могут стать источником серьезных ошибок во взаимопонимании (например, феномен «розовых очков» у влюбленных).
Но положительные эмоции все-таки имеют плюсы, и значительные: повышается скорость мыслительных процессов, что способствует интеллектуальной активности; улучшаются коммуникативные возможности человека, делая его более приятным и желанным собеседником.
Но главное не уровень эмоциональности, а умение сопереживать – эмпатия – устойчивое свойство личности, способность переживания эмоциональных состояний другого человека как своих собственных. Это качество трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Часто у одного из близко общающихся людей это качество есть, а у другого – нет: один сочувствует, сопереживает, а другой благосклонно принимает, не считая нужным отвечать. Формула «не сошлись характерами» чаще всего означает, что достигнут предел понимания одним человеком непонимания его переживаний и интересов со стороны другого.
Насчитывается не одна сотня личностных черт, которые могут определять нюансы характера человека и влиять на взаимопонимание людей, но многие из них взаимосвязаны. Каждый из нас в отношениях с окружающими представляет не только свою неповторимую индивидуальность, но и те общие черты различных социальных групп, к которым принадлежит.
Социальные группы – это общности людей, выделенные по одному или нескольким признакам. Эти признаки могут быть формальными, например рост; существенными социальными: пол, возраст, социальное происхождение, классы, нации, народности, партии. У каждой из этих групп своя культура, свои психологические особенности.
Социальные группы могут быть большими и малыми.
Малые социальные группы – семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа и т. д. Находясь в малых группах, человек погружается в особую психологическую атмосферу, изменяющую во многих чертах и его собственную психологию. Присутствие других в большинстве случаев активизирует психическую активность человека, но ухудшает сложные интеллектуальные процессы. Вероятно поэтому, оставаясь в одиночестве, человек видит отличные выходы из тех ситуаций, в которых, с его точки зрения, он вел себя не лучшим образом.
Сталкиваясь с групповым мнением, некоторые люди проявляют конформизм – некритичное принятие чужого мнения даже в том случае, если оно противоречит элементарному здравому смыслу. Но конформизм чаще всего встречается в диффузных, случайно собранных малых группах, чем в устойчивых коллективах людей.
Большие социальные группы – это, например, мужчины и женщины. Необходимо учитывать особенности психологии, связанные с полом и возрастом. Существует множество мифов, которые на поверку оказываются далекими от реальности. В частности, «мужчины любят глазами, а женщины – ушами», но еще Оскар Уайльд предупреждал, что «женщину никогда нельзя обезоружить комплиментом, а мужчину – всегда». Женщины предпочитают комплименты по поводу внешних данных, а мужчины – интеллектуальных и профессиональных достижений. С большим удовольствием женщины общаются и продолжают общаться с партнерами, чьи внешние данные превосходят внешние данные остальных. Женщине действительно присущ более глубокий интерес к нюансам человеческих взаимоотношений, стремление к эмоциональному общению.
Пути преодоления социально-психологических барьеров:
– использование средств психологической саморегуляции или социально-психологической культуры;
– знание, понимание себя, другого; распознавание барьеров;
– создание оптимального социально-психологического климата в группе и коллективе;
– чувство юмора;
– интонирование речи, возможности невербальных проявлений;
– социально-психологический тренинг.
Стили общения
Стиль общения – система относительно устойчивых способов обращения к партнеру и реагирования на информацию и другие воздействия последнего. Выделяют следующие стили общения.
– Ригидный (директивный, командный; демократический; либеральный), гибкий или смешанный, сочетающий в себе элементы трех вышеназванных стилей;
– Активный (положительной или отрицательной направленности) или пассивный;
– Конструктивный или деструктивный (разрушительный);
– Партнерский или доминантный
Механизмы взаимовлияния людей:
1. Убеждение, т. е. с помощью аргументации, доказательства тех или иных положений.
2. Внушение – процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушение широко используется в медицине, психотерапии, публичных выступлениях, рекламе. Здесь информация принимается в готовом виде, как готовый вывод.
Более внушаемы люди мнимые, экстравертированные, левополушарные психотипы. Внушаемость людей возрастает с ухудшением их физического и психического состояния, при утомлении, с усложнением жизненных обстоятельств, с повышением опасности, стрессовости ситуации.
3. Психическое заражение – бессознательная, невольная подверженность человека психическим эмоциональным состояния. Может происходить как на позитивной, так и на отрицательной основе.
4. Подражание – принятие и воспроизводство человеком демонстрируемых другими черт и образцов поведения, действий, ношения одежды и т. д.
Подражание – это один из источников социальных конфликтов, когда возникают противоречия между различными направлениями подражания.
На механизме подражания основано проявление такого социально-психологического феномена, как мода.
5. Психическое принуждение – принуждение, в основе которого находится механизм психического давления с использованием властных отношений.
Практические задания
Задание 1:Проанализируйте предложенные тренинговые упражнения с позиций развития умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации.
Упражнение «Тарабарщина»
В игре участвуют двое – мужчина и женщина. Семейный конфликт. Муж ушел в баню и пришел через два дня. Задача мужа – помириться с разгневанной женой. Задача жены – сказать ему все, что она о нем думает. Но они не могут говорить слова, а только бессмысленные слоги – бу-бу, по-по, ко-ко и т. д. Здесь присутствует только невербальная коммуникация. После проигрывания они могут поменяться ролями, муж становится женой, а жена – мужем, и они проигрывают ту же ситуацию еще раз. Игра обычно проходит очень весело, и ее можно провести как разминку. Если необходимо, то можно и обсудить ее, поговорив о роли невербальной коммуникации.
Упражнение «Нарисованный диалог»
Коммуникация не ограничивается только словами. Даже если люди не разговаривают друг с другом, они все равно общаются: мимикой, жестами, выбором расстояния между собой и другим, действиями, отстранением или общением с другими людьми. В этом упражнении мы не будем разговаривать, зато дадим участникам иную возможность для выражения. Каждый сможет взглянуть на свое общение с окружающими несколько с иной точки зрения. Особенно интересный опыт смогут получить те, кто общение сводит в основном к разговорам. Когда эти участники окажутся в условиях ограниченных вербальных возможностей, то смогут почувствовать, каково приходится тем, кто не может общаться свободно.
Рис. 11. Образец рисунка для упражнения «Нарисованный диалог»
Ресурсы: Для каждой пары потребуется лист бумаги формата A3, кроме того – пара коробок цветных мелков или фломастеров на всю группу.
Во время этого упражнения каждый из игроков молча выбирает мелок или фломастер, которым он будет рисовать. Группа разбивается на пары. Каждый выбирает себе партнера, у которого другой цвет мелка или фломастера. Они берут большой лист бумаги, садятся туда, где им никто не помешает, и кладут бумагу перед собой. Каждый берет мелок или фломастер в ту руку, которой он обычно не пишет. Задание состоит в том, чтобы молча вдвоем нарисовать общую картину. То, что будет нарисовано, не важно. Это могут быть линии, символы или реальные предметы либо смешение различных форм и элементов. Каждый должен рисовать медленно и обращать внимание на то, как происходит общение между ним и партнером. Рисовать надо только своим цветом и по очереди. Оба партнера не должны разговаривать, нельзя также составлять план картины. Картина возникает постепенно, благодаря интуиции, внимательности к инициативам партнера. На этот процесс отводится 15 минут.
Инструкция преподавателю: дайте парам 10 минут, чтобы ответить на представленные ниже вопросы, и предложите группе собраться вместе. Пары могут показать всей группе получившиеся картины и рассказать о своем процессе общения.
– Теперь партнеры оценивают и анализируют свои действия:
– Как я себя чувствовал во время рисования?
– Очень ли мне мешало то, что я не мог говорить?
– Каковы были отношения между партнерами в начале процесса, как они развивались?
– Какой получилась картина?
– Была ли картина собранием разных элементов?
– Был ли у картины центр, структура?
– Какие чувства картина вызывает при рассмотрении?
Источник:
Кипнис, М. Ш. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями : Тренируем общение, способность влиять и убеждать / М. Кипгис. – Москва : АСТ : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 224 с.
Кейс-задание
«Эффективное общение»
Цели и задачи: показать основные причины нарушения коммуникации и сформировать навыки результативного взаимодействия с сотрудниками; развитие умений работы с кейсом. Люди обращаются друг к другу, находясь в определенных эго-состояниях. Эти обращения называются трансакциями.
У нарушенной коммуникации всегда есть скрытые причины. Одна из них – недоучет или незнание трех основных эго-состояний человека: Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре). Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом действий, чувств и мыслей, способ проявления нашей личности в данный момент.
· Если человек ведет себя, мыслит и чувствует по принципу «здесь и теперь», реагирует на то, что происходит вокруг него, используя весь потенциал взрослой личности, понимает цель взаимодействия и результат работы, то он находится в эго-состоянии Взрослого.
· Если человек мыслит и чувствует, а также действует, копируя своих или чужих родителей, он находится в эго-состоянии Родителя.
· Когда человек возвращается к мыслям, чувствам и моделям поведения детства, он находится в эго-состоянии Ребенка.
Показатели распознавания эго-состояний: слова, тон голоса, жесты, положение тела, мимика.
Задание №1. На основании собственного опыта заполните таблицу
Показатели | Родитель | Взрослый | Ребенок |
Слова | |||
Тон голоса | |||
Жесты | |||
Положение тела | |||
Мимика |
Трансакции бывают двух видов:
· параллельные: Р–Ре, Ре–Р; а также В–В.
Правило:пока трансакции будут параллельными, коммуникация будет бесконечно долгой;
· пересекающиеся – это такие трансакции, в которых векторы не параллельны друг другу, или эго-состояние, в которое они направлены, не является источником реакции.
Правило:при пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим необходимо изменить свои эго-состояния.
Задание № 2. На основании собственного опыта заполните таблицу
№ ситуации | Цель взаимодействия | Реализованная позиция по отношению к другому | Оптимальная позиция |
Источник:
Зинкевич, Д. Т. Пять кейсов для бизнес-тренера / Д.Т. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 208 с.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Перечислите функции психологических барьеров.
2. Какие виды психологических барьеров Вы знаете?
3. Как проявляется эффект иррадиации красоты?
4. Как называется барьер, при котором у людей отсутствует желание общаться?
5. Объясните сущность закона Йеркса – Додсона.
6. Какие Вы можете предложить пути преодоления социально-психологических барьеров?
7. Дайте свое определение понятию «Межличностное общение».
Используемая и рекомендуемая литература
1. Гамезо, М. В. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва : пед. о-во России, 2003. – 512 с.
2. Гусева, Т. И. Психология личности : конспект лекций / Т. И. Гусева, Т. В. Каратьян. – Москва : Эксмо, 2008. – 160 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Т. Пять кейсов для бизнес-тренера / Д.Т.Зинкевич – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 208 с.
4. Кипнис, М. Ш. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями : Тренируем общение, способность влиять и убеждать / М. Кипгис. – Москва : АСТ : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 224 с.
5. Крысько, В. Г. Психологияипедагогика : курс лекций / В. Г. Крысько. – Москва : ОМЕГА, 2006. – 368 с.
6. 23. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 560 с.
7. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 432 с.
8. Самыгин, С. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – Москва : КНОРУС, 2012. – 480 с.