Лекция 5. Типология педагогических нововведений
Нововведение определяется как продукт, реализованное (созданное, освоенное, внедренное использованное и распространенное) новшество, синоним инновации.
Анализ типологии педагогических нововведений необходим для изучения закономерностей разработки и развития нововведений, выявления факторов, способствующих и препятствующих нововведениям.
Типы инновационных подходов к обучению (М.В. Кларин):
— технологический подход: инновации-модернизации, функционирующие в рамках традиционной репродуктивной ориентации учебного процесса;
— поисковый подход: инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс в процесс исследовательского характера.
Основаниями для типологии нововведений в образовании в соответствии с частями учебно-воспитательного процесса являются (О.Г. Хомерики):
— содержание образования;
— методики, технологии, методы учебно-воспитательного процесса;
— организация учебно-воспитательного процесса;
— управляющая система школы.
Нововведения по масштабу (объему) преобразований О.Г. Хомерики делит на следующие части:
— частные (локальные, единичные), не связанные между собой. Пример: объединение в один интегративный курс нескольких предметов;
— модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся к одной группе предметов, одной возрастной группе учащихся и т.д.). Пример: вводится блок новых либо модифицированных программ по предмету, для чего группой педагогов-экспериментаторов осваивается и внедряется новая программа или технология;
— системные (охватывающие все образовательное учреждение) нововведения, при котором необходима программа его развития. Пример: создание гимназий разных типов и профилей, лицеев, колледжей, комплексов образовательных учреждений (школа-вуз, общеобразовательная и художественная или спортивная школа и т.д.).
По характеру происхождения к типам инновационных процессов относятся (В.И. Беляев): а) эмпирический — стихийные инновации, идущие от нетрадиционного опыта педагога, без учета всех условий; б) научно организованный — результатом такой деятельности и становится инновационная педагогика.
По своему инновационному потенциалу типами инновационных процессов являются (Лапин Н. И., Пригожин А. И. и др.): радикальные, открывающие принципиально новые средства удовлетворения потребностей, и модифицирующие, обеспечивающие совершенствование существующих практических средств.
По инновационному потенциалу А. И. Пригожин определил три типа нововведений: 1) радикальные, или базовые (принципиально новые технологии, методы управления); 2) комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов); 3) модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм). Примером модификационного нововведения, реализуемого путем как технологической, так и личностной модернизации, является введение ученического портфолио — портфеля достижений.
Н.Ю. Посталюк предложил восемь рангов образовательных нововведений по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:
— инновации нулевого порядка — регенерация. Воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента.
— инновации первого порядка – количество. Количественные изменения в системе при неизменном ее качестве.
— инновации второго порядка – организационные изменения. Перегруппировка элементов системы и организационные изменения (новая комбинация известных педагогических средств и др.).
— инновации третьего порядка — адаптация. Адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования.
— инновации четвертого порядка – минимальные качественные изменения. Содержат новый вариант решения за счет простейших качественных изменений в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей.
— инновации пятого порядка – новое поколение. Инициируют создание образовательных систем за счет изменения всех или большинства первоначальных свойств системы.
— инновации шестого порядка – системы «нового вида». Качественное изменение функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа.
— инновации седьмого порядка - «новый род» образовательных систем. При этом меняется основной функциональный принцип системы.
По глубине производимых изменений инновации делятся на типы:
— Модифицирующие. Ведут к незначительным улучшениям конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла. Введение электронных классных журналов оптимизирует контроль.
— Улучшающие. Обеспечивают значительные преимущества без новых технологий и подходов. Новая структура общеобразовательной школы со старшим профильным звеном.
— Прорывные. Базируются на фундаментально новых технологиях и подходах. Распределенное Интернет-образование.
— Интегрирующие. За счет оптимальной интеграции первых трех классов инноваций с уже проверенными практикой научными достижениями. Технологии личностно ориентированного дистанционного обучения.
Отсутствие единой типологии не является показателем недостаточного развития педагогической инноватики, т.к. для разных случаев могут быть полезны разные типологии. Типологии служат в этом случае инструментом анализа и проектирования инноваций.
В ходе исследований Хуторским А.В. создана обобщенная типология педагогических нововведений (из 10 классов (блоков)). Каждый блок формируется по отдельному основанию и включает собственный набор типов нововведений. Перечень всех оснований для определения классов составлен с учетом необходимости охвата главных параметров педагогических нововведений:
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, задачах, содержании образования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения и образования, системе диагностики, контроле, оценке результатов и т.д.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
3. По области педагогического применения: в учебном процессе, учебном курсе, образовательной области, на уровне системы обучения, уровне системы образования, в управлении образованием.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, групповом обучении, тьюторстве, репетиторстве, семейном обучении и т.д.
5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.д.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.д.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, школе, группе школ, регионе, на федеральном уровне, международном уровне и т.д.
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.
10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.
Итак, в зависимости от поставленных задач используются различные типологии педагогических нововведений, каждая из которых строится на определенных основаниях и выполняет свою роль в теории и практике образовательных инноваций.