Участия подростков в делах коллектива

(модифицированный вариант методики О. В. Лишина)

Цель:определить мотивы участия подростков в совместной деятельности.

Необходимо для проведения следующее.

У каждого из ребят должен быть бланк со следующим текстом:

«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?»

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

н – никто,

м – меньшинство;

п – половина;

б – большинство,

в – все.

Сколько человек придет на классное собрание?

н м п б в 1. Ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

н м п б в 2. Чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников?

н м п б в 3. Потому что собрание будут снимать для телевидения?

н м п б в 4. Потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить школьное мероприятие?

н м п б в 5. Если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

н м п б в 6. Если явка строго обязательна и будет проверка?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте?

н м п б в 7. Ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?

н м п б в 8. Чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

н м п б в 9. Чтобы поддержать честь своего класса и организующего этот десант?

н м п б в 10. Ради денег, которые выплатят каждому участнику?

н м п б в 11. Потому что работа будет интересной?

н м п б в 12. Если явка строго обязательна и контролируется?

Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха?

н м п б в 13. Чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

и м п б в 14. Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

н м п б в 15. Ради денег, которые будут получены за рабо­ту каждым учащимся?

н м п б в 16. Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

н м п б в 17. Ради интересной жизни в лагере?

н м п б в 18. Если поездка в лагерь обязательна?

Сколько человек пойдет в поход?

н м п б в 19. Если его цель – сбор краеведческого материала для музея?

н м п б в 20. Ради того, чтобы побыть вместе на природе?

н м п б в 21. Если каждый участник получит памятный значок туриста?

н м п б в 22. Если поход – часть турслета, который организует ваш коллектив?

н м п б в 23. Просто потому, что интересно?

н м п б в 24. Если участие в нем строго обязательно и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни?

н м п б в 25. Потому что вечер запланирован для ветеранов войны?

н м п б в 26. Чтобы и после уроков побыть вместе?

н м п б в 27. Если во время вечера будет устроено чаепитие?

н м п б в 28. Если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?

н м п б в 29. Потому что программа вечера очень интересна?

н м п б в 30. Если явка строго обязательна?

Большое спасибо за ответы!

Если нет возможности подготовить для каждого подростка такие бланки, то вопросы можно задавать устно. В этом случае на доске целесообразно перечислить варианты возможных ответов на вопросы:

н – никто;

м – меньшинство;

п – половина;

б – большинство;

в – все.

Ход опроса

Педагог подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена одна какая-либо буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует еще раз объяснить.

Обработка полученных данных

При обработке результатов предлагаемый опросник следует разделить на шесть блоков. Каждый из них состоит из пяти вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия подростков в совместной деятельности. В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:

а) общественно полезная значимость (вопросы 1, 7, 13, 19, 25);

б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

в) интерес к общению (2, 8, 14, 20, 26);

г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17, 23, 29);

е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в – 4 балла;

б – 3 балла;

п – 2 балла;

м – 1 балл;

н – 0 баллов.

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов составляется матрица:

Фамилия, имя Мотивы
Общественно-полезная значимость Обязательность как принуждение
сумма сумма
Аверин В. Антонов А. Богачев Д. Беглиев А. Божко А.
Сумма баллов по каждому блоку    

Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия подростков в делах коллектива.

Тест «Групповые роли»

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу?

A. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я могу хорошо работать со множеством людей.

B. У меня хороша получается выдвигать новые идеи.

Г. У меня получается помогать другим людям, выдвигать их идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать, и мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итогеэто приведет к хорошим результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

3. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.

2.У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:

A. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, точку зрения которых я считаю обоснованной.

B.У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появятся новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм одноклассников.

Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.

 

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.

3. Мои одноклассники считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:

A.Я влияю на людей, не подавляя их.
Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.

B. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не терять время и не упустить из виду главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д: Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.

З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

4. В групповой работе для меня характерно, что:

A. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег
Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.

B. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж. Я готов устанавливать контакты и вне труппы.

3. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

A. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.

B. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятиирешений.

Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.

3. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.

6.Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми…

А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.

В. Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разде­лить на части это задание, таким образом, уменьшить объем работы.

Г Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.

участия подростков в делах коллектива - student2.ru участия подростков в делах коллектива - student2.ru Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.

3. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

A. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

B. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.

В. Мое желание убедиться, что работа выполняется высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.

Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, чего сам сделать не могу.

3. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

Таблица ответов испытуемого

Вопрос А Б В Г Д Е Ж З
               
               
               
               
               
               
               

Обработка и интерпретация результатов.

1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже образцом-ключом, вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

2. Найдите сумму баллов по каждому из I – VIII столбцов.

3. Выделите те столбцы – роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе.

4. Прочтите и проанализируйте описание ролей в групповом взаимодействии: I роль – председатель; II роль – формирователь; III роль – генератор идей; IV роль – оценщик идей; V роль – организатор работы; VI роль – организатор группы; VII роль - исследователь ресурсов; VIII роль – завершитель.

«Образец – ключ» для обработки и интерпретации ответов испытуемого

Роли/вопросы I II III IV V VI VII VIII
Г Е В З Ж Б А Д
Б Д Ж Г А Е В З
А В Г Ж З Д Е Б
З Б Д В Г А Ж Е
Е Г З А Б В Д Ж
В Ж А Д Е Б З Г
Ж А Е Б Д З Г В
Сумма                

I -председатель. Функции: все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логич­ный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуж­дается в высокомотивированной группе.

II - формирователь.Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напори­стый; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, уме­лой группе.

участия подростков в делах коллектива - student2.ru участия подростков в делах коллектива - student2.ru участия подростков в делах коллектива - student2.ru участия подростков в делах коллектива - student2.ru участия подростков в делах коллектива - student2.ru участия подростков в делах коллектива - student2.ru I и II - два противоположных подхода к общему управлению.

III - генератор идей.Функции: источник идей; свойства: ум, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуж­дается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV - оценщик идей (критик).Функции: анализ и логические выводы, контроль: свойства: аналитичность, интеллектуальность, эру­дированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассу­дительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V - организатор работы.Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организа­тор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.

VI –организатор группы:Функции: способствует согласию груп­пы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов труп­пы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуни­кативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуж­дается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII - исследователь ресурсов.Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в сво­боде действий.

VIII -завершитель.Функции: побуждает группу все делась вов­ремя и до конца; свойства: педантичность, обяза­тельность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждает­ся в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно допол­няли друг друга (иногда один член труппы может выполнять две и больше ролей).

Методика «Пресс-конференция»

Каждому (или по выбору) учащемуся предлагается выступить в роли журналиста какого-либо печатного издания или теле-, радиопрограммы и задать присутствующим вопрос, касающийся жизнедеятельности класса. Причем вопрос должен предполагать не односложный ответ, а рассказ о фактах, событиях, произошедших с ним за определенное время.

Результатом является анализ жизнедеятельности класса, уровня самодеятельности ребят.

Рейтинг популярности

Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их значения: красный – дело прошло интересно, помогло решить проблемы коллектива; зеленый – дело помогло пообщаться, лучше узнать друг друга; желтый – дело оказалось важным для тех, кто был в нем заинтересован.

Каждый ребенок располагает карточки рядом с названиями тех дел, которые прошли за этот период в классе (список составляется заранее). Далее идет анализ полученных результатов, итог которого позволит сравнить объективные и субъективные оценки происходящих в классе событий.

Можно проанализировать дела и с разных сторон:

- по направленности (на общую пользу или для себя);

- по содержанию (общественно-политические, трудовые, познавательные, спортивные и т.д.);

- по способу организации (коллективный, индивидуальный, массовый);

- по позиции ребят в этих делах (организаторы, участники, зрители), по позиции классного руководителя, других взрослых (помощники, организаторы, участники).

Полученная информация может быть использована при планировании работы класса, распределении поручений, обсуждении на классном собрании, для совершенствования стиля отношений классного руководителя и учащихся.

Методика «Мишень активности»

Цель:самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.

1. Знаком «+» отмечают, как далеко находится от центра.

2. Отмечают, где бы хотелось находиться.

Листы подписываются.

Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.

1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.

2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.

3 – если потребуют, то выполняют дела.

4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.

5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.

Анкета для учащихся

1. Какое событие, дело из жизни класса тебе больше всего запомнилось и почему?

2. Отметь знаком «+», в чем проявляется твое участие в делах класса:

А) просто присутствую;

Б) сам предлагаю провести дела;

В) принимаю участие в подготовке и проведении;

Г) стараюсь избегать участия в делах;

Д) делаю то, что скажут

3. Что, на твой взгляд, необходимо изменить в классе в первую очередь (подчеркни):

А) организацию класса;

Б) дежурство;

В) взаимоотношения между учащимися, между педагогами и учащимися;

Г) учет интересов и предложений ребят;

Д) работу совета класса;

Е) что еще?

4. Что ты предлагаешь для улучшения жизнедеятельности класса?

5. Чтобы ты сделал, если бы был классным руководителем?

Оценка и самооценка «Каков мой класс?»

Ребятам предлагается дать оценку классу по четырехбальной шкале по каждому из предложенных качеств: целеустремленный, организованный, сплоченный, активный.

Листки, на которых выполняется задание, подписываются. По каждому из качеств подсчитывается средний балл, т.е. складываются все указанные баллы, полученная сумма делится на число отвечающих. Аналогично подсчитывается средний балл по оценкам отдельно членов совета класса, мальчиков, девочек, отличников, «трудных», ребят, имеющих общественное поручение. Оценки сравниваются. Итоги анализа покажут, по каким качествам мнение совета класса совпадает с мнением всего коллектива, кто строже в оценках – мальчики или девочки, как соотносятся точки зрения ребят, во взглядах на какие стороны коллективной жизни все ребята наиболее сходятся или расходятся.

Лист самооценки:

  Наш класс
1. 2. Целеустремленный Организованный Сплоченный Активный     +     + +   +  

Фамилия, имя учащегося ______________________

Лист общей оценки:

Фамилия, имя учащихся класса Наш класс
  Целеустремленный Организованный Сплоченный Активный
 
 
                                 

Методика «Сочинение»

С помощью данной методики можно получить информацию о ребятах, об их интересах, ценностных ориентациях, об отношении к своему классу, взрослым, друг другу и одновременно включить ребят в процесс активного, творческого осмысления жизни коллектива и роли каждого в нем.

Тема сочинения зависит от избранной цели и возраста ребят. Например, если необходимо разобраться в основных проблемах класса, в том каково самочувствие ребят в нем, предлагаются темы: «Мой класс» или «Я и мой класс». Если интересует позиция взрослого и отношение к ней самих ребят, можно предложить тему: «Если бы я был классным руководителем». Могут быть и другие темы: «Мое общественное поручение», «Мои радости и огорчения», «Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе», «Моя жизнь в классе», «Письмо самому себе» и другие.

После выбора темы уточняются вопросы, на которые хотелось бы получить ответы ребят.

К примеру, определена тема «Мой класс». Круг вопросов может быть следующим:

1. С какими делами по содержанию (политические, трудовые, познавательные, развлекательные и другие), по направленности (для своего класса, для себя, для младших, для окружающих людей и т.п.) связывают ребята жизнь своего класса? Какие дела им нравятся и почему? Предлагают ли они и что именно для улучшения дел класса?

2. Какие отношения попадают в поле зрения учащихся: к деятельности (учебной, общественной и т.д.), друг с другом, с коллективом своего, соседнего класса, со школой в целом, с органами самоуправления, с классным руководителем и т.д. Какие из этих отношений устраивают ребят и почему? Какими они не удовлетворены и почему? Видят ли ребята пути изменений отношений, думают ли об этом?

3. Какую роль отводят себе в жизни класса? Удовлетворены ли своей ролью? Хотят ли ее изменить?

Сочинение предлагается ребятам написать дома и определяется срок его сдачи. Можно написать его в школе во время свободного урока. Перед сочинением внимание ребят обращается на то, что отметки за него ставить не будут, что по объему оно может быть разным, что подписывать его не обязательно, главное – изложить свою личную точку зрения. По усмотрению классного руководителя ребятам может быть предложен ориентировочный круг вопросов.

Написанные сочинения обрабатываются обычно на основании более полного из них по объему: из него по всем интересующим вопросам выписываются суждения автора. Из последующих сочинений, если суждения совпадают, их плюсуют уже к имеющимся, если нет – мнения учащихся дописываются.

В результате по каждому вопросу накапливается определенная информация, которая анализируется далее. Выделяются вопросы, которые более всего интересуют ребят, вопросы, которые раскрыты интересно и содержательно, но волнуют далеко не всех, вопросы, выпавшие из поля зрения учащихся. Выясняется, по каким вопросам мнение большинства совпадает, по каким суждениям резко противоположны.

Полученная информация может быть использована для осмысления дел в классе на ученическом собрании, на заседании совета класса.

Анкета для учащихся

1. Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?

2. У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?

3. Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?

4. Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?

5. Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?

6. Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?

Обработка результатов: качественный анализ ответов детей.

Методика «Идеальный класс»

Цель: Выявление эталонности классного коллектива в восприятии отдельных школьников.

Ход выполнения: Учитель должен подобрать примерно 30 положительных качеств, характеризующих классный коллектив (дружный, сплоченный, целеустремленный и т.п.), и предложить учащимся проранжировать эти качества для эталонного (идеального с их точки зрения) класса. Другими словами, каждое качество должно получить свой номер.

Ученик может рассуждать примерно так: «По моему мнению, идеальный класс должен быть прежде всего сплоченным. Поэтому сплоченность я ставлю на первое место и приписываю ей первый ранг. На втором месте в идеальном классе, на мой взгляд, должна стоять целеустремленность. Ей приписываю ранг 2. Дружный будет на третьем месте, поэтому ему ранг 3 и т.д. Затем ту же процедуру учащиеся должны проделать для своего класса, т.е. проранжировать все 30 качеств для класса, в котором они учатся («В нашем классе на первом месте стоит, пожалуй, дружба – ранг 1, на втором целеустремленность – ранг « и т.д.).

Для удобства обработки данных эти качества удобно расположить в следующую таблицу.

Качества Ранг для идеального класса Ранг для своего класса Разность рангов d d  
1. 2. 3.   Дружный Сплоченный Целеустремленный и т.д. -8

Обработка полученных данных.

На описании проранжированных качеств для идеального (эталонного) и реального класса (см. таблицу) вычисляется коэффициент корреляции r по формуле:

6 d2

r = n (n - 1)

Где r - количество предложенных качеств (в нашем случае =30) Для вычисления достаточно просуммировать последний столбик таблицы. Смысл получаемого коэффициента корреляции можно определить согласно следующей закономерности:

- слабая связь;

- умеренная связь;

- значительная связь;

- сильная связь;

- очень сильная связь;

- противоположная (обратная) связь.

Таким образом, чем ближе коэффициент корреляции к единице, тем теснее связь, корреляция между эталонными и реальными классами, тем ближе ученик оценивает свой класс относительно идеального (эталонного).

Наши рекомендации