Образовательные технологии. Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения
Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.
Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.
Важное место среди образовательных технологий занимает технологический подход к преподаванию и учению, предусматривающий точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Программа курса «Экология города» написана для второго (репродуктивного) уровня дополнительного образования.
Для этого уровня Н.П. Харитоновым и др. рекомендовано применять следующие образовательные технологии: личностно-ориентированного обучения, игровые, педагогики ненасильственного обучения (сотрудничества), учебной дискуссии, модульного обучения, репродуктивные, дистанционного обучения и другие, направленные на развитие мотивации на выбор предметной деятельности.
Методы обучения.
Метод — система алгоритмизированных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели.
Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Метод обучения — искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. В структуре методов обучения выделяются, прежде всего, объективнаяи субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. А еще метод обучения — главный инструмент педагогической деятельности. Именно с его помощью производится продукт обучения, осуществляется взаимодействие учителей и учащихся. Для обучения предмету «Экология города» в основном используют традиционные методы.
Традиционные методы обучения предмету «Экология города»
Практический | Наглядный | Словесный | Работа с печатными источниками | Видеометод (включая и компьютерные формы) |
Опыт (в том числе – и лабораторный) Упражнение Учебно-производительный труд | Иллюстрация Демонстрация Наблюдения учащихся | Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут | Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование | Просмотр Обучение Упражнения под контролем «электронного учителя» Контроль |
По своему назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) традиционные методы обучения предмету «Экология города»можно сгруппировать следующим образом: методы приобретение знаний; методы формирование умений и навыков; методы применение знаний; методы творческой деятельности; методы закрепления; методы проверка знаний, умений, навыков. Одни и те же методы (например, методы работы с печатными источниками) в соответствии с назначением класса, приобретут свою, соответствующую для данного класса, специфику, и именной этой спецификой класса назначения будут отличаться друг от друга.
По типу (характеру) познавательной деятельности традиционные методы обучения предмету «Экология города»можно подразделить на:
объяснительно - иллюстративные (информационно-рецептивные) методы;
репродуктивные методы;
методы проблемного изложения;
частично-поисковые (эвристические) методы;
исследовательские методы.
В традиционных методах обучения предмету «Экология города»можно выделяется три большие технологические группы методов (по Ю.К. Бабанскому):