Учет условий и причин, влияющих на степень и скорость усвоения техники бокса
Обучая юношей, нужно строго учитывать условия и причины, влияющие на скорость и прочность формирования спортивных двигательных навыков, иначе говоря, на скорость и прочность формирования приемов техники бокса.
Юноша, начав заниматься тем или иным видом спорта, овладевает специфическими, порой даже ранее незнакомыми движениями, а также готовит свой организм к тем или иным нагрузкам.
А. Н. Крестовников указывал, что спортивная тренировка слагается из двух сторон единого процесса: овладения движениями и функциональной подготовки организма человека к максимальным психическим и физическим напряжениям.
Трудами И. М. Сеченова, исследованиями И. П. Павлова в области высшей нервной деятельности доказано, что процесс формирования, закрепления и совершенствования двигательной деятельности человека происходит по типу образования сложных условных рефлексов.
В формировании и становлении двигательного навыка принимает участие весь организм в целом, при руководящей и контролирующей роли центральной нервной системы, ее высшего отдела - коры головного мозга.
А. Н. Крестовников в своих многочисленных работах развил учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, доказав, что спортивные навыки в ходе педагогического процесса формируются по механизму условных рефлексов на основе присущих человеку врожденных способностей к движению.
Он показал, что в протекании нервных процессов при формировании и специализации условных рефлексов имеется определенная фазность.
Процесс образования двигательных навыков в боксе, т. е. овладение техникой этого вида спорта, протекает без принципиальных отличий от образования двигательных навыков в любом другом виде спорта. Этот процесс, по Крестовникову, состоит из трех фаз.
Первая фаза формирования двигательного навыка характеризуется возбуждением большого числа нервных центров. Это возбуждение возникает при выполнении того или иного движения; оно широко иррадиирует, вызывая генерализацию возбудительного процесса в двигательных клетках коры больших полушарий головного мозга. Эта фаза названа фазой генерализации. Движения здесь получаются некрасивыми, скованными, связанными, неэкономными, так как в них участвует большое число мышц, вовлечение которых влияет отрицательно на выполнение движения. Порой в движении участвуют мышцы-антагонисты, отчего оно получается медлительным, трудно выполнимым и требует большого расхода энергии.
Во второй фазе значительно развивается процесс внутреннего торможения. В связи с этим первоначальная иррадиация возбудительного процесса сменяется его концентрацией. Так, если движение многократно повторяется, то оно выполняется более быстро и точно, более легко и свободно. Лишние, ненужные движения, наблюдаемые в начале обучения, постепенно затормаживаются.
В третьей фазе происходит дальнейшее совершенствование двигательного навыка. Движение выполняется крайне экономно, с нужной амплитудой, без лишних энергетических затрат, максимально координированно, легко и быстро, в нем участвуют строго определенные группы мышц.
Разберем для примера процесс овладения техникой прямого удара левой в голову. В первой фазе происходит изучение отдельных элементов техники этого удара: движение ног, движение левой руки, положение головы, положение правой руки и объединение этих элементов в целостное движение, т. е. нанесение прямого удара левой в движении вперед. Движения боксера-новичка еще мало похожи на правильное движение боксера-мастера; в выполнении этого удара участвует слишком много мышц, порой сокращаются сгибатели и разгибатели плеча одновременно; движение получается связанным, а удар медленным; наблюдаются многочисленные ошибки: боксер высоко поднимает голову и оставляет подбородок незащищенным, правую руку опускает или отводит назад, правую ногу приставляет слишком близко к левой или образует слишком большое расстояние между ступнями ног и т. п.
После многократных повторений и соответствующих разъяснении тренера занимающийся осознает и исправляет эти ошибки. Недостатки постепенно ликвидируются, и боксер выполняет удар более правильно. Это и будет вторая фаза изучения прямого левой в голову.
Третья фаза в усвоении удара продолжается на протяжении всей дальнейшей спортивной деятельности спортсмена. Боксер от тренировки к тренировке совершенствует технику этого удара. При этом огромную роль играет его сознательное отношение к совершенствованию техники удара. На этом этапе боксер наносит удар быстро, легко и непринужденно, правильно выполняет движения ногами, голову держит опущенной и прижатой к левому плечу и правой рукой защищает подбородок от возможного удара противника.
Когда боксер овладевает двигательным навыком в результате многократного повторения движения, например прямого левой в голову, есть все основания так представить себе физиологическую картину этого процесса: в коре больших полушарий головного мозга происходит формирование определенного подвижного рисунка — «мозаики», состоящей из очагов возбуждения и торможения.
Вся деятельность центральной нервной системы сводится к движению двух процессов: возбуждения и торможения. Оба эти процесса и противоположны и взаимозависимы. Как тот, так и другой в своем движении управляются законами иррадиирования и концентрирования, а также законами взаимной индукции.
В практике обучения боксу, так же как и другому виду спорта, мы постоянно сталкиваемся с действием этих законов.
Для успешного овладения новым движением решающее значение имеет состояние больших полушарий. Рассматривая состояние больших полушарий для образования условных рефлексов, И. П. Павлов говорил: «Что касается состояния самих больших полушарий, то здесь для возможности образования условных рефлексов требуется, во-первых, деятельное состояние, во-вторых, большие полушария должны на время образования нового условного рефлекса быть свободными от других деятельностей».
А. Н. Крестовников, применив эти мысли И. П. Павлова к спортивной деятельности, показал, что для образования двигательного навыка чрезвычайно важным фактором служит оптимальная возбудимость в коре больших полушарий головного мозга; но не менее важно и то, чтобы сам двигательный аппарат и его отдельные звенья' находились в состоянии оптимальной возбудимости, или оптимального тонуса.
На учебно-тренировочных занятиях задача создать очаг оптимальной возбудимости или создать предпосылки, влияющие на скорость и прочность формирования и становления двигательного навыка, имеет первостепенное значение.
Поэтому исключительно важное значение имеет сознательное отношение занимающихся к изучаемому. материалу.
Вот почему весь тренировочный процесс должен происходить при сознательно-волевом отношении ко всему тому, что встречается на занятиях. Только при этих условиях процесс овладения навыком будет идти естественным путем.
Сознательное отношение к выполняемой работе в спортивной деятельности приводит к тому, что повышает внимание занимающихся. А это — важный фактор в формировании двигательного навыка. Так, видя в ходе обучения наиболее характерные ошибки, допущенные партнером, занимающийся, исполняя движение сам, старается их не допускать.
Наконец, при сознательном отношении к изучаемому движению двигательные центры, с деятельностью которых связано выполняемое движение, приходят в состояние оптимального возбуждения. Благодаря этому происходит значительный выигрыш в скорости и прочности овладения двигательным навыком.
Большая роль в правильном руководстве боксерами принадлежит преподавателю. Рационально пользуясь для обучения методом слова и методом показа, он непосредственно влияет на скорость и прочность овладения спортивными и двигательными навыками.
Видное место в подготовке к учебно-тренировочному занятию должно занять овладение самим преподавателем правильным выполнением изучаемого движения. Необходимо постоянно помнить о том, что неправильности, допущенные тренером, его ученики будут слепо копировать. Показ следует применять тем шире, чем моложе возраст занимающихся.
Метод словесного объяснения в усвоении двигательного навыка играет не менее важную роль.
Слово представляет собой уже непосредственное воздействие на вторую сигнальную систему. Во-первых, воздействуя словом на человека, можно в зависимости от значимости сказанного изменить положительно или отрицательно функциональное состояние коры больших полушарий головного мозга, повышая или понижая ее тонус. Во-вторых, слова оставляют следы в коре больших полушарий головного мозга, идентичные предметам, которые они обозначают.
В результате исследований А. Г. Иванова-Смоленского и его сотрудников (выработка условных рефлексов на звучание звонка и слово «звонок») доказана тесная связь между первой и второй сигнальными системами.
Таким образом, в практике спортивной работы нужно постоянно помнить о том, что сигнальные системы проявляются в единстве, отсюда и воздействие из внешней среды всегда будет касаться обеих сигнальных систем.
Рассматривая причины, влияющие на скорость и прочность формирования спортивного двигательного навыка, необходимо заметить, что степень физической подготовленности прямо влияет на скорость формирования двигательного навыка.
Как было указано выше, тренировка представляет собой две стороны единого процесса: овладение движением и функциональную подготовку организма к максимальным психическим и физическим напряжениям. Те или иные спортивные двигательные навыки успешно и быстро возможно привить только на основе разносторонней физической подготовки, так как формирование двигательного навыка проходит на фоне функциональных возможностей организма.
В учебно-тренировочных занятиях необходимо обращать внимание на то, чтобы наносить сильные удары было категорически запрещено, будь то учебно-тренировочный бой или овладение каким-либо приемом защиты или нападения. Сильный удар не должен иметь места в тренировке юных боксеров, так как, помимо всевозможных травм, он становится существенным тормозом для овладения тем или иным сложным, а порой и простым, но связанным с некоторым риском, движением. Это тем более важно, что возможность получить сильный удар иногда приводит боксера в такое состояние, что он не может выполнить сложных по координации движений.
Известно, что дети овладевают быстрее, чем взрослые, рядом движений в различных видах спорта, и в частности, в боксе. Нервная система детей отличается большой подвижностью, этим объясняется отчасти то, что дети смелее выполняют упражнения: у них меньше опыт и, видимо, меньше сила защитного рефлекса. Хотя защитный рефлекс—явление вообще положительное, но при обучении в спорте, и в частности в боксе, его часто необходимо угашать.
Относительная сила защитного рефлекса, как и любого условного рефлекса, зависит от тех условных и безусловных рефлексов, на основе которых он образовался. В данном случае от удара.
В чем заключается суть действия защитного рефлекса?
И. П. Павлов говорил: «То, что психологически называется страхом, трусостью, боязливостью, имеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий, представляет различные степени пассивно-оборонительного рефлекса». И в другом месте: «В основе, так сказать, нормальной боязливости, трусости... лежит простое преобладание физиологического процесса торможения, как выражение слабости корковых клеток».
Из сказанного видно, что защитный, или оборонительный, рефлекс в боксе, так же как и в другом виде спорта, отрицательно влияет на скорость и прочность формирования спортивного двигательного навыка. Следовательно, его надо угашать.
Сознательное отношение к выполняемым движениям, работе является прекрасным средством угашения защитного рефлекса, так как сознательная, целенаправленная деятельность человека регулирует его поведение. Эта сознательная деятельность может превалировать над различными сложными рефлексами, в том числе и над защитным.
В учебно-тренировочных занятиях с юными боксерами для того, чтобы они прочно овладели спортивным двигательным навыком, необходимо периодически повторять уже пройденный материал.
Известно, что замыкание новых связей в раннем возрасте происходит быстрее, чем в старшем, но образовавшиеся новые условные связи в раннем возрасте неустойчивы и упрочиваются лишь с возрастом.
Поэтому в занятиях нужно периодически возвращаться к повторению старых, уже сравнительно усвоенных, движений.
Рассматривая причины, влияющие на скорость и прочность формирования спортивного двигательного навыка, мы остановились лишь на наиболее важных, которые играют решающую роль в процессе обучения. К ним относятся:
1) сознательное отношение к изучаемому материалу;
2) тесная взаимосвязь метода слова и метода показа;
3) разносторонняя физическая подготовка;
4) категорическое запрещение сильных ударов в обучении;
5) периодическое повторение пройденного.
Эти условия и должны быть положены в основу методики обучения юного боксера.