Активные методы подготовки специалиста-медика

Неимитационные

♦ Беседа

♦ Инструктаж преподавателя

♦ Рефлексивный полилог (ра­бота в микрогруппах, обсуж­дение, пленум)

♦ Мозговой штурм» (Осборн)

♦ Синектика (Гордон)

♦ Тренинг

♦ Групповое фокусированное интервью (метод фокус-группы)

Имитационны

♦ Решение задач

♦ Анализ конкретных ситуаций

♦ Анализ последовательных ситуаций (например, этапы диагностики или лечения, реабилитации и

т.д.)

♦ Дидактические (учебные) игры:

- с жестким сценарием;

- ролевые.

♦ Организационно - деятельностная игра

Большинство указанных методов обучения носит проблемный характер. В медицинском вузе эти методы наиболее адекватны ло­гике врачебного (профессионального, клинического) сознания и мышления, поэтому они предпочтительны в период всего обучения студентов в вузе. Степень самостоятельности студентов должна возрастать по мере обучения, т.е. в самом начале быть частично по­исковой, а затем приобретать не только поисковый, но и, в ряде случаев, исследовательский характер. Функция проблемного обучениясостоит в том, чтобы сформировать способности к творческой профессиональной деятельности и потребность в ней, развить базо­вые мыслительные способности, рефлексию и целеполагание. Ис­пользование проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения во внеаудиторное время определяет систему НИРС вуза. Дадим краткую характеристику отдельных методов обучения.

Беседа.

Беседа может использоваться как метод или средство, в основе которого лежит непосредственный межличностный контакт: диа­лог, глубинное общение, диагностическая беседа, нестандартизированные интервью, опросники. Для реализации этих методов, кроме понимания преподавателем логики последовательности задаваемых вопросов (диагностическая беседа), необходимы коммуникативные умения для сбора необходимой информации.

Для педагогически грамотного ведения беседы, в том числе эмпатической, необходимы уже упоминаемые пять искусств (пони­мания, уважения, помощи и поддержки, толерантности и искусства быть собой), которые обеспечивают создание обстановки психоло­гической безопасности. Как подчеркивают психологи, главный ме­тодический козырь - умение слушать, внимание к собеседнику, синтонность и эмпатия. В силу кажущейся простоты использования беседы возникает иллюзия простоты и доступности этого метода, а отсюда недооценка, отношение к беседе как к второстепенному, вспомогательному средству на клиническом практическом занятии по сравнению, например, с результатами объективных исследова­ний пациентов. Существует опасность, что врачи могут утратить этот тонкий психологический инструмент (средство), не акценти­руя внимание на нем как на методе обучения будущих врачей. Выс­ший уровень беседы - межличностный диалог, в котором пациент раскрывается врачу, чувствуя атмосферу доверия, уважения, пони­мания, - а именно этому особенно важно учить студентов.

В связи с вышеизложенным мы используем некоторые реко­мендации экзистенциально-гуманистического подхода Джеймса Бюдженталя, который является одним из лидеров современной психологии и психотерапии. Взгляды и концепция Д. Бюдженталя получили мировую известность в рамках движения гуманистиче­ской психологии. Они оказывают большое влияние на мировоззрение врачей, акцентируют их внимание на возможности так назы­ваемого глубинного общения в процессе индивидуального кон­сультирования.

Для подготовки нового поколения российских врачей экзи­стенциально-гуманистический подход предлагает целую програм­му обучения врача как фасилитатора, создающего условия для воз­никновения атмосферы доверия, взаимопонимания в системе меж­личностных отношений.

Мы можем рекомендовать так называемую программу «расши­рения субъективных возможностей» врача-педагога, например в ходе беседы, носящей экзистенциально-гуманистический характер.

Д. Бюдженталем выделяются семь основных уровней глубин­ного общения, четыре из которых могут использоваться врачом-пе­дагогом в работе:

1) формальные отношения;

2) поддержание контакта;

3) стандартная беседа;

4) критическая ситуация.

При этом в качестве различительных признаков уровня обще­ния используются такие аспекты вовлеченности человека в обще­ние, как доступность и выразительность. Доступность характеризу­ется как степень открытости влиянию другого человека и ослабле­ния защиты от чужого негативного воздействия, а выразительность - как уровень готовности человека быть самим собой, выражать свою субъективность.

Врачи-педагоги вступают во взаимодействие со студентами и пациентами разными способами и, соответственно, создают раз­личные условия для доступности и выразительности своих партне­ров. Врачам-педагогам надо знать, что не на всяком уровне обще­ния возникают столь необходимые как в педагогике, так и в меди­цине «жизнеизменяющие процессы». Глубинное общение возника­ет на уровне «критических ситуаций». Однако не следует эти реко­мендации воспринимать как догму и навязывать пациенту или сту­денту, необходимо лишь использовать данный материал для разви­тия способности глубинного общения и понимания его возможно­стей для успешной деятельности.

Успех глубинного общения как возможности понять субъек­тивный мир партнера по общению обеспечивается и такими крите­риями (или экзистенциальными аспектами), как ценность и смыслы, свобода и ответственность, вера в себя, способность к творчест­ву (креативность), отношение «Я и другие».

Наши рекомендации