Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации
Кафедра педагогики и психологии МГМСУ уже более 20 лет работает с врачами-педагогами, стараясь внедрять последние достижения психолого-педагогической науки в практику подготовки российских врачей.
За эти годы совместно с профильными стоматологическими кафедрами была построена «Модель специалиста-стоматолога», обновлены методические указания к практическим занятиям на основе современных психолого-педагогических принципов управления процессом усвоения, разработаны принципы составления учебных планов и программ, начаты системная первичная психолого-педагогическая и методическая подготовка врачей-педагогов и совершенствование методики проведения практических занятий.
В ходе этой работы мы опирались на огромный интеллектуальный, коммуникативный, нравственный потенциал врачей-педагогов, которые помогали нам профилизировать, адаптировать психолого-педагогическую теорию к задачам высшего медицинского образования. Постепенно высвечивались те узловые моменты деятельности врача-педагога, которые требуют более детальной проработки и специального изучения в рамках ФПКП.
Предметом нашего исследования явились психологическое содержание и закономерности становления и развития сложной деятельности врача-педагога. Иначе говоря, нам представляется необходимым выявить и провести исследование тех компонентов профессиональной ориентировки преподавателей, которые определяют высокий уровень их квалификации. При этом следует отметить, что в системе высшей школы врач-педагог занимает особое место. Психологический анализ выявляет два сложных вида деятельности, выполняемых врачом-педагогом одновременно — врачебную и педагогическую, причем оба вида ненормированные, а педагогическая деятельность ни теоретически, ни практически не изучалась. Именно за счет кажущейся внешней, «обычности» преподавания в медицинском вузе, а реально - очень большой сложности, существующая подготовка врачей-педагогов неудовлетворительна.
Анализ деятельности врача-педагога позволил нам выделить несколько сторон в этом динамическом многоуровневом процессе, которые всегда полностью присутствуют в деятельности хорошего преподавателя-медика и которые необходимо формировать у всех собирающихся заниматься преподаванием в медицинском вузе:
1) врачебная деятельность;
2) обязательное осознание смысла, ценностей, содержания и способов этой деятельности - врачебная рефлексия;
3) деятельность преподавателя по проектированию образовательного процесса;
4) обязательное осознание всех условий успешности выполнения этой деятельности - педагогическая рефлексия;
5) использование закономерностей межличностного взаимодействия;
6) осознание всех этих закономерностей.
Нетрудно заметить, что первый, третий и пятый пункты - самостоятельные виды деятельности, имеющие сложный характер и различные компоненты, состоящие из многих звеньев, а второй, четвертый и шестой - осознание (рефлексия) этих видов деятельности. Ниже мы подробно опишем содержание деятельности врача-педагога и обоснуем необходимость ее осознания для полноценной, успешной высокопрофессиональной подготовки медика-преподавателя.
Постепенно оформилось понимание психолого-педагогической компетентности врача-педагога, которую мы представили как интеграцию трех структурных компонентов:
• профессионально-определенная концепция «Я - врач-педагог» (в профессиональной деятельности, в общении, в системе собственной личности);
• информационно-инструментальная готовность к деятельности (нормативная, эвристическая, творческая - как проектирование собственной деятельности);
• профессионально-деятельностное сознание, ориентированное на ценности развития личности и понимание средств (норм) педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность врача-педагога является комплексной характеристикой ведущей способности педагога быть субъектом собственной деятельности. Субъектность педагога-врача выступает в качестве системообразующего принципа, придающего относительную целостность и внутреннюю согласованность этой модели.
Субъектность врача-педагога, в частности, проявляется в характере его смысловых установок, в способности к построению, проектированию собственной деятельности, самосовершенствованию.