Наблюдение как исходный метод педагогической диагностики
Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку метод наблюдения по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Он позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в педагогической диагностике. Чаще всего используется метод включенного наблюдения. Так этот вид наблюдения называется потому, что педагог (он же – наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает. Наблюдение проводятвсе педагоги, которые общаются, взаимодействуют с детьми группы (оба воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед и пр.) по единым показателям.
Технология наблюденияпредполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа:
1. Определите цели и задачи наблюдения(например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.). Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.
2. Определите 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.
3. Выберите ситуациинаблюдения (когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса);
4. Выберите способ фиксации результатов наблюдения(запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта. Сравните, например, две записи:
· «Сережа пытался взять машинку, с которой в тот момент играл Олег»
· «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку».
Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов.
Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Но не жалейте времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, выявить тенденции этого развития.
При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:
· Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в обучении и развитии. На основании педагогической диагностики нельзя делить детей на группы по уровню развития. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («это плохо, а это хорошо». Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
· Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы наблюдения.
· При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны. Мешает ребенку или нет недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.
· Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).
Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.
Второй этап — уточняющий диагноз — опирается на дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и родителей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты. Используются также специальные методыдиагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т.д.
Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. По времени второй этап занимает одну – две недели.
Третий этап — окончательный диагноз — заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией. Преимущественно используется метод экспертных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию.
Результатом совместного обсуждения будет заполненная диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка. Цвет можно выбирать произвольно. Мы предлагаем выбрать цвета светофора:
зеленый: показатель проявляется ярко, это – достижение ребенка;
желтый – показатель проявляется нестабильно, неустойчиво. Требуется поддержка ребенка в данном проявлении;
красный: показатель почти не проявляется. Необходима помощь ребенку в данном направлении.
Горизонтальные ячейки диагностической карты помогают «увидеть» общую ситуацию развития конкретного ребенка. Вертикальные ячейки отражают картину группы в целом (См. Диагностику школьной готовности, Приложение 2).
Проектирование учебно-воспитательной работы по результатам педагогической диагностики.В практике образования сложились требования, которые предусматривают обязательное наличие в плане-проекте работы педагога четырех составляющих: характеристики исходного состояния, обоснования целей деятельности, описания системы предполагаемых действий и анализа достигнутых результатов.
Во-первых, с точки зрения диагностичности (а по сути — технологичности) проект должен предусматривать выделение этапов его реализации. В этом отношении он приближается к программе, для которой этапность характерна.
Во-вторых, каждый этап должен предусматривать достижение вполне определенных диагностируемых изменений в конкретном объекте (у детей, в педагогическом процессе, у родителей и т.п.) при конкретных обстоятельствах. В этом отношении проект приближается к описанию педагогической технологии.
Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех аспектов развития, где сильнее проявляются проблемы или они негативно влияют на процесс развития ребенка.
Цели должны быть конкретными и реальными, т.е. такими, которые можно достичь в течение нескольких недель. Для этого надо сформулировать ответ на три вопроса:
1. В чем заключается проблема данного ребенка? Что можно определить как достижение ребенка?
2. Чего мы хотим достичь за несколько недель? (будьте конкретными и реалистичными в постановке задач)
3. Какая специальная работа может помочь решению проблем и поддержке достижений (определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом процессе детского сада, формулируются рекомендации семье).
Диагностическая карта отражает также общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.
Таким образом, педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной работы с детьми. В течение года проводится промежуточная диагностика. Она чаще имеет индивидуальную направленность и позволяет оценить степень решения поставленных задач. Время проведения этого вида диагностики не фиксировано – по мере необходимости. Результаты промежуточной диагностики помогают воспитателю внести коррективы в педагогический процесс.
В конце учебного года (обычно в мае месяце) проводится основная итоговая диагностика. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития уже соответствующая возрасту детей. (Для детей старшей группы – характеристика достижений ребенка 6 лет). Результаты этой диагностики свидетельствуют о качестве проведенной образовательной работы и в большей степени позволяют оценить работу педагогов детского сада.
Приложение 1.
Диагностический экран
Ф.и. реб. | Дата проведения диагностики | ||||||||||||||
01.09 | 02.09 | 03.09 | 04.09 | 05.09 | 08.09 | 09.09 | 10.09 | 11.09 | 12.09 | 15.09 | 16.09 | 17.09 | 18.09 | 19.09 | |
Ира | |||||||||||||||
Олег | |||||||||||||||
Катя | |||||||||||||||
Витя | |||||||||||||||
Группа детей |