Трудоголизм. Гемблинг. Интернет-зависимость
Трудоголи́зм — термин, обозначающий стремление человека чрезмерно трудиться, выходящее за рамки естественного трудолюбия. Выражает (по аналогии с алкоголизмом) аддиктивный аспект этого качества, то есть болезненную психологическую «трудозависимость». Людей, проявляющих данное качество, называют трудоголиками. Данный вошел в обиход вслед за публикацией в США в 1971 г. книги У. Оутса «Исповедь трудоголика».
Трудоголизм проявляется в восприятии работы, как единственного (или максимально значимого) средства самореализации, достижения признания и получения субъективного удовлетворения от жизни. Для трудоголика работа стоит на главном месте в жизни, оставляя позади все остальное: личную жизнь, семью, развлечения, общественную деятельность, отдых.
· Трудоголизм — признак психологического неблагополучия: человек «прячется за работу» из-за утраты способности полноценно общаться с окружающими и для ухода от собственных нерешенных (часто — психологических) проблем.
· Трудоголики своим неумеренным стремлением к работе сами не замечают, как вредят себе и окружающим. Чрезмерная трудовая нагрузка вредит и в чисто медицинском аспекте: следствием этого является хроническое переутомление, стрессы, и, как следствие, — психические и соматические заболевания. Кроме того, социальные проблемы, возникающие из-за того, что трудоголик не уделяет достаточного внимания «внерабочим» делам и общению с близкими, могут ударять не только лично по нему, но и по другим.
Лечение от трудоголизма заключается, как правило, в социальной адаптации трудоголиков, в обучении их общению с людьми, попытке привить трудоголикам интересы и увлечения, не связанные с работой.
Трудоголизм как психологическая зависимость
Работа у трудоголика постепенно превращается в своеобразный «щит» от страха, тревог, неуверенности в завтрашнем дне, неурядиц в личной жизни. Человек использует работу, как средство бегства от личных проблем и трудностей.
Но, получив однажды удовольствие и эйфорию после отлично выполненной работы (когда ощущение собственной значимости возрастает до небес!), такой человек…однажды начинает чувствовать дискомфорт, не получив такую эйфорию вновь и вновь. Он начинает подсознательно искать это вожделенное состояние, которое, быть может, так и останется недостижимым ни дома, ни среди близких, ни где-нибудь ещё. Точно так же наркоман в реальной жизни не может найти альтернативу тому состоянию, которое ему дает наркотик.
Так же, как и алкоголизм, трудоголизм постепенно может стать стилем жизни: человек не только теряет друзей и близких, но и здоровье (особенно психическое), «сжигает» душу и тело. Постепенно трудоголизм переходит в душевное и физическое «выгорание» («сгорание на работе»). Термин этот хорошо известен, и фраза «сгорел на работе» считается крахом профессиональной деятельности и крайне неумелого распределения своих ресурсов.
Признаки трудоголизма:
· После напряженной работы трудоголику невозможно переключиться на другую деятельность.
· Беспокойство о работе мешает ему во время отдыха.
· Трудоголик считает, что удовлетворение можно ощутить лишь в работе.
· Трудоголик ощущает себя энергичным, уверенным и самодостаточным, только работая, или думая о работе.
· Если он не работает, то чувствует неудовлетворенность и раздражение.
· Такой человек обычно в быту мрачен, неуступчив, раним, но резко преображается в лучшую сторону на работе.
· Завершая какое-либо дело, трудоголик испытывает разочарование оттого, что скоро «всё это закончится».
· Он сразу начинает размышлять о следующем деле и рабочем дне.
· Трудоголик органически не понимает смысла отдыха и получения радости от него.
· Он панически избегает состояния «ничегонеделания».
· Отсутствие работы для трудоголика — это однозначно безделье и лень.
· После работы для того, чтобы понять, чего хотят близкие, трудоголику нужно сделать над собой невероятное усилие.
· Даже дома его мысли постоянно сосредоточены на объекте работы.
· Журналы, фильмы и развлекательные программы вызывают у него раздражение (хотя он может скрывать это).
· Рассказы приятелей о любовных похождениях кажутся трудоголику скучными и пустыми.
· Для него характерны слова: «все», «всегда», «я должен».
· Обычно трудоголик ставит перед собой цели, которых он не может достичь, и предъявляет к себе завышенные требования.
· Рассказывая о своей работе, ему удобнее говорить «мы», а не «я».
· Неудача на работе им воспринимается как личная катастрофа.
Лудомания, игромания, игровая зависимость, гэмблинг-зависимость — патологическая склонность к азартным играм; заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.
В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьёзной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Вместе с тем в литературе до сих пор не утихают споры — является ли игровая зависимость аддикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства
Короленко и Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся:
· Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
· Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
· «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
· Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состоянияабстиненции у наркоманов: они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
· Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко всё более высокому риску.
· Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
· Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) игровая зависимость возобновляется.
Существуют факторы, предрасполагающие к игровой зависимости (Короленко, Дмитриева, 2000):
· неправильное воспитание в семье
· участие в играх родителей, знакомых
· стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.)
· вещизм
· переоценка значения материальных ценностей
· фиксированное внимание на финансовых возможностях
· зависть к более богатым родственникам и знакомым
· убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег
Интерне́т-зави́симость (или интернет-адди́кция)— навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети. Интернет-зависимость не является психическим расстройством по медицинским критериям.
Расстройство было описано в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом. Предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующее: использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;
Тем не менее отмечено и позитивное влияние Интернета на психическое здоровье. Американские исследователи обнаружили, что пользование Интернетом улучшает деятельность мозга у людей среднего и пожилого возраста благодаря стимуляции мозговых центров, ответственных за принятие решений и сложные рассуждения. Согласно результатам исследования, посещение Интернета вызывает активацию областей мозга, контролирующих память, язык, чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений, благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных (при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит).
Основные 6 типов интернет-зависимостей по мнению психолога Дрепы таковы:
1. Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
5. Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
6. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом
Типология суицидов
Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.
В связи с этим танатолог Э. Шнейдман различает две характеристики личности: суицидальность и летальность. Суицидальностъ означает индивидуальный риск самоубийства. Летальность связана со степенью опасности человека для себя вообще, его самодеструктивностью.
Различия в классификациях видов суицидального поведения отражают многообразие форм рассматриваемой реальности.
А.Г. Амбрумова выделяет: самоубийства - истинные суициды, а также попытки самоубийства - незавершенные суициды.
Брукбенк говорит о суициде как намеренном самоубийстве и парасуициде как акте намеренного самоповреждения без смертельного исхода.
По мнению А. Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным.
Е. Шир различает: преднамеренное суицидальное поведение, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное.
Э.Дюркгейм делил самоубийства на виды в зависимости от особенностей социальных связей индивида:
─ «Аномическое» самоубийство происходит в результате тяжелых разногласий между личностью и окружающей ее средой.
─ «Фаталистическое» самоубийство имеет место в случае личных трагедий, например смерти близких, потери работоспособности, несчастной любви.
─ «Альтруистическое» самоубийство совершается ради других людей или во имя высокой цели.
─ «Эгоистическое» самоубийство является уходом от неблагоприятных ситуаций - конфликтов, неприемлемых требований.
В.А.Тихоненко, принимая во внимание степень желаемости смерти, дополнил суицидальную попытку несколькими связанными видами поведения. Во-первых, он выделяет демонстративно-шантажное суицидальное поведение, имеющее своей целью демонстрацию намерения умереть. Во-вторых, автор говорит о самоповреждении или членовредительстве, которые вообще не направляются представлениями о смерти и ограничиваются лишь повреждением того или иного органа. В-третьих, подобное поведение может быть просто результатом несчастного случая.
Таким образом, диагностика суицидального поведения должна основываться на точной оценке степени желаемости смерти. Например, самопорезы бритвой в области предплечья могут быть отнесены:
а) к числу истинных суицидальных попыток, если конечной целью была смерть от кровопотери;
б) к разряду демонстративно-шантажных покушений, если целью было продемонстрировать окружающим намерение умереть;
в) к самоповреждениям, если цель ограничивалась желанием испытать физическую боль или усилить состояние наркотического опьянения путем кровопотери;
г) к несчастным случаям, если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель «выпустить из крови бесов».
Несмотря на очевидную уникальность каждого случая, самоубийства имеют ряд общих характеристик:
Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей. Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание безнадежности ситуации и собственной беспомощности, аутоагрессия, амбивалентное отношение личности к суициду, искажение воспринимаемой реальности - зацикленность на проблеме, «туннельное 3Рение». Все это приводит к сужению выбора до бегства в «суицид». При этом суицидальное поведение, как правило, соответствует общему стилю жизни и личностным установкам.