III. Что такое акселерация? Выберите более точный, пол- [ ный ответ
Процесс активной деятельности личности.
Ускоренное формирование интеллектуальных сил лич ности.
Ускорение индивидуального развития человека.
Проявление настойчивости личности в достижении по ставленных задач.
Ускоренное физическое и психическое развитие лично сти в детском и подростковом возрасте.
Неравномерность развития
Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:
1. В более молодом возрасте физическое развитие человека
идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек стано
вится старше, темп развития замедляется.
2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни
периоды — быстрее, в другие — медленнее.
3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем
темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непро
порционально.
С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.
1. Между возрастом человека и темпами духовного развития
проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже
возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп
духовного развития замедляется.
Размышляя о таинствах человеческого развития, Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня — только один шаг. От новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость». Великий знаток человеческой природы чувствовал то, что ученые впоследствии доказывали строгими научными методами.
2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При
любых, даже самых благоприятных условиях психические функ
ции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств,
не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные
периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер.
3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста
отдельных видов психической деятельности и обусловленного
ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды,
когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны,
называются сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
В.А. Крутецкий). Причины сензитивности — неравномерность
созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что
некоторые свойства личности могут формироваться лишь на ос
нове уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет
и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.
Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-Маугли? Ответ ясен — был упущен сензитивный период, отведенный природой для формирования этого качества. Если ребенок к определенному времени (обычно к 1,5—2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. Точно так же можно сказать о всех других качествах — физических, психических, социальных, нравственных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, задержка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сензитив-ные периоды развития хорошо изучены. Под пристальным контролем педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возрасты). Недавно американские психологи установили, что возраст от шести до двенадцати лет — это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период — и человеку будет очень трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.
4. По мере развития психика человека и его духовные ка
чества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при
этом пластичность и возможность компенсации. В этом прояв
ляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с од
ной стороны, психическое развитие представляет собой посте
пенное перерастание психических состояний в черты лично
сти, с другой — их всегда можно изменить в лучшую сторону,
были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адек-
ватные действия (И.П. Павлов). На пластичности нервной системы основано действие воспитания. Пластичность также открывает возможности компенсации: слабые психические функции могут быть компенсированы более сильными, но не менее важными качествами. Например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности.
Для кого закон не писан
«Ах, эти мне «\Л/ипо'егкто|ег»! Сколько я их встречал и сколько раз обманулся! Так они часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит светло и красиво, а там и скоро лопнет в воздухе и исчезнет! Нет! Я уже теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..» Столь неодобрительно отозвался о вундеркиндах великий человеколюб и педагог Л.Н. Толстой.
Что говорит о вундеркиндах современная наука? Лишь то, что они ничем другим, кроме раннего проявления способностей в определенной области, от других нормальных детей не отличаются. Одаренный ребенок на решение тех задач, которые он перед собой ставит, тратит много меньше времени и сил, чем любой другой, причем положительные эмоции от успеха легко компенсируют энергетические затраты. На специальных испытаниях одаренные дети демонстрируют очень высокие способности лишь в какой-нибудь узкой области.
Но, конечно, с обычной меркой подходить к вундеркинду все-таки нельзя. Попробуйте «приставить» ее хотя бы к четырехлетнему первокласснику Саше Улановскому. Не подойдет! Незаурядные способности мальчика проявились очень рано, и ему в порядке исключения разрешено учиться в школе. В полтора года он знал всю азбуку, в три — прекрасно читал и считал. У Саши — необычная память. Прочитав любой текст из букваря, он тут же дословно пересказывает его. Если даже весь класс затрудняется ответить на какой-то вопрос, выручит Саша.
Восьмилетняя ученица одной из ялтинских школ Ника Турбина сочиняет стихи. Выберем один наугад из толстых альбомов юной поэтессы.
Рождение стихотворения
Тяжелы мои стихи, Камни в гору. Донесу их до скалы, До упору.
Упаду лицом в траву, Слез не хватит. Разорву строку свою, Стих заплачет.
Болью врежется в ладонь Крапива.
Превратится горесть дня Вся в слова.
Послушаем шестилетнего «расширителя проблем» Сашу Селезнева. «Расширитель проблем» — так сам Саша ответил на вопрос: «Кто такой философ?» Музыкальные, математические, даже литературные дарования... — к ним уже привыкли. Но ребенок — философ?! Согласитесь, это необычно.
Журналист Е. Глушаков подробным образом описал в «Комсомольской правде» свою беседу с мальчиком.
«Саша, что такое погода?» — задаю вопрос. Размышление длится две-три секунды: «Погода — это импульс природы». И, должно быть, опасаясь, что такое энергичное определение мне не понятно, добавляет: «Ну, понимаешь, какова атмосфера...» Спрашиваю дальше: «Что такое горе?» Саша мгновенно отвечает: «То, чего нельзя поправить». К стремлению почувствовать границы Сашиных возможностей начинает примешиваться желание услышать ответ на нечто для меня самого неясное: «Что такое душа?» Ответ по-детски безапелляционен: «Душа — главный орган человеческого организма». — «Саша, а нравственность?» — «Свой идеал». — «Это, должно быть, в отличие от морали, общественного идеала, — соображаю я и продолжаю спрашивать: — Теперь скажи, что такое совесть?» — «Совесть — это когда человек познает себя и то, что он делает». — «Что такое гордость?» — «Гордость — это когда человек выпячивает себя больше, чем надо, и выдвигает себя за пределы своей жизни»...
Когда Сашу привезли в Москву и психологи проверили его интеллектуальные способности по специальным тестам, ничего особенно удивительного в его развитии обнаружить не удалось. В экспериментах Саша показал высокую норму. Но только норму. Чуда не было.
Похоже, В. Блейк был прав:
Игрушкам детства — свой черед, А зрелый опыт — поздний плод.