XI. Что такое обучаемость?
1. Это способность учащихся овладеть содержанием об
разования.
2. Это потенциальные возможности обучаемых.
3. Это общие умственные способности к усвоению знаний,
умений.
4. Это восприимчивость, податливость обучению.
5. Это учебная тренированность, обобщенные способы
овладения содержанием обучения.
XII. Диагностирование обучаемости направлено на:
1) определение темпов усвоения знаний (Ту);
2) установление темпов продвижения в обучении (77?);
3) установление темпов прироста результатов (Тр);
4) определение потенциальных возможностей обучаемых;
5) определение фонда действенных знаний.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Контрольный тест
1. Что такое диагностирование обученности?
2. Что такое контроль знаний, умений?
3. Что такое проверка знаний, умений?
4. Что такое оценивание и оценка?
5. На каких принципах основывается диагностирование, кон
троль и проверка знаний?
6. Назовите функции контроля.
7. Охарактеризуйте звенья проверки знаний, умений.
8. Какие типовые недостатки выявлены в массовой практике
контроля, проверки, оценки знаний?
9. Что вы знаете о новых поисках в области контроля и провер
ки знаний?
10. Что из зарубежного опыта контролирования вам импонирует ? П. Какие недостатки имеет пятибалльная система знаний?
12. Какую шкалу оценок вы отстаиваете и почему?
13. Что такое тестирование обученности, достижений, развития?
14. Какие критерии существуют для оценки диагностических
тестов?
15. Какие формы тестового контроля вы знаете?
16. Какие правила необходимо соблюдать при составлении диа
гностических тестов?
17. В чем особенности программированного, компьютерного тес
тирования?
18. Что такое обучаемость?
19. Как диагностируется обучаемость учащихся ?
20. Для каких целей используются результаты диагностирования
обучаемости?
Вопросы | I | II | III | IV | V | |||||
Ответы | — | 1,2.5,6,8,9,11, | 0.7 (70%) | 2,3,4 | ||||||
12, 13, 15, 16, 17 | ||||||||||
18,21,22,23 | ||||||||||
Вопросы | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | |||
Ответы | Все тесты | 1—5 | 1—5 | 1,2, | 1-4 | 1—5 | 1—5 | |||
неправиль- | 6,7,8 | |||||||||
ные | ||||||||||
Щ1 Литература для самообразования
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. — М., 1984.
Бардин К.В. Как научить детей учиться. — М., 1987.
ГузикН.П. Учить учиться. — М., 1981.
Полонский В.М. Оценка знаний школьников. — М., 1982.
Розенберг Н.М. Измерения в дидактике. — Киев, 1985.
Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учителю.—М., 1985.
ОГЛАВЛЕНИЕ
К студентам.
Часть 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ
Тема 1.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ........................................... 9
Педагогика — наука о воспитании................................................ 10
Возникновение и развитие педагогики......................................... 13
Основные категории педагогики..................................................... 24
Педагогическая наука и педагогическая практика................... 32
Система педагогических наук......................................................... 37
Тема 2. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.................. 43
Педагогическая действительность и ее изучение...................... 44
Традиционно-педагогические методы.......................................... 49
Педагогический эксперимент........................................................... 53
Педагогическое тестирование......................................................... 59
Методы изучения коллективных явлений.................................... 61
Количественные методы в педагогике.......................................... 64
Тема 3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ.................................. 71
Процесс развития личности........................................... 72
Наследственность и развитие......................................... 76
Влияние среды на развитие личности........................................... 83
Развитие и воспитание....................................................................... 87
Деятельность как фактор развития................................................. 90
Диагностика развития.................................................... 93
Тема 4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.......................................................... 99
Возрастная периодизация.............................................................. 100
Акселерация........................................................................................ 103
Неравномерность развития............................................................ 106
Особенности воспитания обучаемых различных
возрастных групп......................................................................... 111
Учет индивидуальных особенностей.......................................... 121
Тема 5. |
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ..................................................................... 127
Цели воспитания............................................................................... 128
Цели воспитания в современной школе...................................... 136
Задачи воспитания........................................................................... 139
Современные зарубежные педагогические концепции.......... 145
Цели воспитания в зарубежной педагогике.............................. 154
Тема 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС".................................................. 161
Педагогический процесс как система.......................................... 162
Целостность педагогического процесса..................................... 169
Закономерности педагогического процесса.............................. 171
Этапы педагогического процесса................................................. 173
Тема 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ............................................. 179
Сущность и направленность нововведений.............................. 181
Инновационная педагогика............................................................ 192
Инновационные учебные заведения............................................ 209
Оптимизация педагогической системы....................................... 219
Тема 8. УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ......................................... 229
Функции учителя............................................................................... 230
Требования к учителю..................................................................... 240
Профессиональный потенциал педагога................................... 253
Мастерство учителя......................................................................... 262
Педагогическая квалиметрия......................................................... 273
Аттестация учителей........................................................................ 279
Часть 2 ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ..................................................................... 291
Сущность процесса обучения....................................................... 292
Дидактические системы и модели обучения............................. 301
Цели обучения.................................................................................... 315
Содержание учебного процесса................................................... 316
Тема 2. ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 333
Дидактические причины и факторы............................................ 334
Факторный анализ в дидактике.................................... 339
Комплексное влияние факторов.................................... 343
Кривые обучения............................................................................... 353
Тема 3. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ................................................................... 359
Мотивы — движущие силы познания......................................... 360
Изучение и информирование мотивов......................................... 376
Стимулирование учения................................................................. 395
Правила: игрушки управляют миром.......................................... 409
Тема 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ............................................... 419
История проблемы............................................................................ 420
Классификация закономерностей обучения............................. 429
Тема 5. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ....................................... 439
Соотношение принципов и правил.............................................. 440
Система дидактических принципов............................................. 443
Принцип сознательности и активности...................................... 446
Принцип наглядности обучения................................................... 448
Принцип систематичности и последовательности................. 451
Принцип прочности.......................................................................... 454
Принцип доступности...................................................................... 458
Принцип научности.......................................................................... 460
Принцип связи теории с практикой.............................................. 463
Тема 6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ...................................................................... 469
Метод как многомерное явление.................................................. 470
Классификация методов обучения.............................................. 473
Сущность и содержание методов обучения.............................. 486
Выбор методов обучения................................................................ 507
Тема 7. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ....................................................... 511
Виды обучения................................................................................... 512
Формы обучения............................................................................... 519
Типы и структуры уроков............................................................... 525
Нестандартные уроки..................................................................... 530
Подготовка урока............................................................................. 532
Вспомогательные формы обучения............................................. 535
Тема 8. ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕНИЯ...................................... 543
Диагностика обученности.............................................................. 544
Контроль успеваемости учащихся.............................................. 547
Тестирование достижений и развития........................................ 557
Диагностика обучаемости............................................. 566
Учебное издание
Подласый Иван Павлович
ПЕДАГОГИКА
Новый курс
Учебник для студентов высших учебных заведений В двух книгах
Книга 1
Общие основы
Процесс обучения
Редактор В. А. Салахетдинова Зав. художественной редакцией И.А.Пшеничников
Художник обложки Ю.В. Токарев
Компьютерная верстка Ю.В. Одинцова
Корректор В.Н. Рейбекель
Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».
Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77. 99. 02. 953. Д. 005750. 08. 02 от 21.08.2002.
Сдано в набор 21.08.98. Подписано в печать 02.11.98.
Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л.
Тираж 200000 экз. (8-й завод 100001—125000 экз.).
Заказ № 6778 (кр-г,). Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».
119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.
Е-таП: у1ас!оз@с1о1.ги
г . у1айоз . т
36.
Федеральное государственное унитарное предприятие
Смоленский полиграфический комбинат
Министерства Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.