Составление конспекта и проведение фрагментов комбинированного урока
Ролевая игра«Аукцион идей»
Цель: развитие у студентов навыков педагогического проектирования, предоставление им возможности проявить свою «изобретательскую» способность.
Участники игры.
«Брокер» — ведет аукцион идей, осуществляет презентацию, объясняет ролевые обязанности игроков.
«Продавцы»-студенты, проводящие и представляющие комбинированный урок, должны убедительно рассказать о преимуществах своего конспекта урока. Материал конспекта может быть представлен и осуществлен в виде:
- рекламного объявления;
- показа фрагмента урока перед студенческой аудиторией;
- представления учебно-методического обеспечения урока;
- логического рассказа (не более 3 — 5 минут) о содержательной стороне комбинированного урока;
«Покупатели»-студенты, анализирующие выступления, при покупке аргументируют свой выбор, используя следующую памятку.
При анализе обратить внимание:
а) на постановку и выполнение преподавателем учебно-воспитательной задачи;
б) содержание каждого этапа в комбинированном уроке: организация внимания; организация педагогом процесса восприятия, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового в учебном материале;
в) приемы собственной деятельности учащихся по овладению содержанием материала;
г) условия достижения положительного результата: актуализацию чувственного опыта и опорных знаний студентов; широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся;
д) показатели выполнения учебно-воспитательных задач: качество ответов учащихся; правильность действий учащихся; активное поведение в подведении итогов урока (данное положение учитывается при анализе видеофрагмента или при выполнении группой студентов, участников игры, роли учащихся педагогического колледжа).
«Торги» осуществляются по 10-балльной системе. Выигрывает тот продавец, который набрал большее количество голосов с высокой оценкой.
Оборудование: таблички-представления; видеофрагмент комбинированного урока в педагогическом колледже, который используется в качестве рекламного ролика в начале игры.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4 Проектирование эпизодов нетрадиционного учебного занятия
Подготовка к занятию.
Студенческая группа разбивается на диады. Каждой из них предлагается составить конспект учебного занятия по общей для всех минигрупп, теме курса «Дошкольная педагогика». Общим для всех разработчиков является и тип урока, однако вид нетрадиционного учебного занятия студенты выбирают самостоятельно.
За три недели до проведения практического занятия проходит жеребьевка конспектов. Занятие, конспект которого набрал большее количество голосов, проводится в студенческой аудитории. Открытое голосование проводится всеми участниками жеребьевки на основании мнений членов «независимой экспертизы». В нее входят преподаватели дисциплины, преподаватели колледжа, два-три студента данной студенческой группы. Каждый «эксперт» заполняет «Бюллетень выбора» (на с. 214). Затем все бюллетени собираются, подсчитывается общее количество баллов у каждой пары разработчиков. Полученные результаты оглашаются.
Ф.И.О. разработчика | Вид нетрадиционного занятия | Шкала оценки от 1 до 4 баллов | Критерии оценки |
«4» — содержание точно соответствует выбранному виду; разнообразие дифференцированных учебных заданий для студентов; выделены способы установления обратной связи; выделены методы преподавания; разнообразие экспрессивных методов обучения; выдержана линия режиссуры сквозного открытого педагогического действия | |||
«3» — не выделена стратегия и такти-ка руководства преподавателя учебно-познавательной деятельностью студентов | |||
«2» — описание занятия носит схематический характер; отсутствуют 1—2 параметра по оценке «отлично», например, не выделена линия обратной связи; методы однообразны | |||
«1» — содержание и структура традиционного занятия, элемент нетрадиционности заявлен только в названии вида | |||
Ф.И.О. эксперта |
т
За две недели до практического занятия студенты-разработчики дают консультацию по подготовке к нетрадиционному занятию. В свою очередь они уточняют с преподавателем дисциплины нюансы проведения будущего занятия.
Проведение нетрадиционного урока в студенческой аудитории.
При проведении занятия студенты-разработчики могут использовать технологию или бинарного урока, или интегрированного учебного занятия. Технология их преподавания описана в методической литературе.
Литература
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. — СПб., 2001.
Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. — Кн. 1. — М., 2001.
Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. — М., 2002.
Особенности проведения бинарного урока.
Первый вариант проведения: один преподаватель раскрывает общие вопросы темы, а второй показывает их практическое применение. Этот вариант наиболее эффективен при проведении учебных занятий, где есть изложение нового материала. Второй вариант: один из преподавателей высказывает свои мысли по какой-либо проблеме, второй слушает, затем задает вопросы. По ходу занятия педагоги меняются ролями. Данная техника предпочтительна для организации обобщающих уроков.
Технология преподавания интегрированного учебного занятия заставляет педагогов акцентировать внимание на тщательном отборе содержания исходя из принципа интенсификации и учета межпредметных и внутрипредметных связей и на выборе соответствующих вида учебного занятия, методов и средств обучения, оптимизирующих впечатления студентов, а также на системе коллективной работы обоих преподавателей.
Подведение итогов занятия, его рефлексию продводят члены «независимой экспертизы». Свои впечатления от просмотренного занятия они отражают в газете «Педагогические новости» (название придумывают «эксперты», для оформления газеты берется лист ватмана). Соответственно теме, виду нетрадиционного занятия, стратегии преподавания предлагаются рубрики. Например, «Рассказ в газету», «Наше интервью», «Новости одной строчкой». Одна полоса газеты остается свободной, туда заносят свои впечатления участники нетрадиционного занятия. Название этой рубрики предлагают эксперты.
Анализзанятия «Моя самооценка занятия».
Студенты получают распечатку бланка вопросов, которую затем сдают преподавателю дисциплины.
Параметр | Усвоено хорошо | Усвоено недостаточно | Не могу дать определенный ответ |
Планирование нетрадиционного занятия | |||
Смысл организации и проведения такого занятия | |||
Уровень выражения чувств как стратегия образования на занятии | |||
Структура проведения нетрадиционного занятия: - разработанного мною - того, в котором участвовал | |||
Ценностный (личностный) смысл занятия |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5