Игровые технологии в системе правового образования
Задачи правового образования могут быть успешно решены в рамках игровых технологий, воспроизводящих реальные жизненные ситуации и позволяющие ученикам «проиграть» социальные роли, которые им еще только предстоит исполнять. В правовом обучении используются различные игры, которые становятся элементом урока либо его формой (урок-игра).
Игра – это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьника, где обучающее воздействие оказывает материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования.
Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непосредственно. Высокий потенциал игровых технологий обусловлен теми функциями, которые выполняет в образовательном процессе игра: развлекательная, коммуникативная, диагностическая, функция социализации. Развлекательная функция позволяет решить проблему, связанную с высокой степенью сложности юридической терминологии и формулировок. Игра позволяет делать их доступнее для учащихся, конкретизирует их понятными примерами из жизни. Игра через функцию самореализации стимулирует активность школьников. Диагностическая функция игры может помочь сократить процесс выявления отклонений в игровой деятельности учащихся.
Наиболее актуальной задачей игры является формирование навыков применения правовых знаний на практике и высокой адаптивности личности в быстро меняющихся условиях. Эти задачи реализуются через игротерапевтическую функцию и функцию социализации. Их сущность заключается в преодолении различных трудностей, возникающих в недостаточно освоенных видах деятельности. Отработанные игровые роли способствуют снижению психологического напряжения в аналогичных жизненных ситуациях и активному включению молодежи в систему общественных отношений.
Правила проведения урока в форме игры:
1.Ученикам следует четко доходчиво объяснить правила игры;
2.Игра должна быть четко продумана и организована;
3.Нельзя проводить из урока в урок игры по праву, не обобщая правового материала;
4.В игру следует вовлекать всех учеников;
5.Каждая игра по завершению должна быть обсуждена и проанализирована;
6.В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые умения, применять эти знания к конкретной ситуации;
7.Игра должна носить добровольный и творческий характер.
Правовые учебные игры в зависимости от предмета игры, затраченного времени делят на: - дидактические игры; - сюжетно-ролевые игры; - деловые игры; - имитационные игры; - иллюстративные игры.
Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер. Методисты рекомендуют проводить такие игры в начале изучения новой темы или для закрепления ранее изученного материала. («Чудо-фраза», «Летает- не летает», «Шарады», «Контакт», «Странные рассказы и др)
В основе сюжетно-ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит правовой характер. Ее ведущим компонентом является сюжет, который может быть вымышленным или реальным. Участники игры распределяют между собой роли, которые будут исполнять. («Шаг за шагом», «Пересказываем сказку», «Ролевое обсуждение», «Один в поле воин», «Тайные цели» и др.)
Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Данные игры призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества.(«Выборы местной власти» и др)
Иллюстративные и имитационные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления. Обычно такие игры проводятся для 7-8 классов. («Ты не один», «Яблоко» и др).