Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики личности школьника
I.Общие сведения о школьнике.
Фамилия, имя, отчество, год рождения, класс. Общее физическое развитие и состояние здоровья. Условия жизни в семье.
II.Характеристика личности школьника как субъекта учебной деятельности.
1.Учебно-позновательные мотивы учения (отношения ученика к разным учебным предметам, направленность его активности на усвоение новых знаний и овладение новыми способами учебной работы, потребность в целенаправленной познавательной деятельности);
2.Способности к учению:
а)особенности внимания (объем, устойчивость, сосредоточенность, распределение внимания);
б) степень осмысленности восприятия учебного материала;
в) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти;
г)развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, устанавливает причинно-следственные связи и отношения, быстро находит пути решения); проявление самостоятельности, гибкости, широты мышления. Черты творчества в умственной деятельности.
3.Знания, умения и навыки (сознательность и систематичность знаний; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, определять учебную задачу; умение самостоятельно работать над книгой и заучивать материал; умение составлять планы, конспекты; умение управлять содержанием собственного сознания).
III.Характеристика отношений к труду и общественной деятельности.
1.Отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своего труда, любит ли трудиться и что именно его побуждает к труду).
2.Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?
3.Организованность и дисциплинированность в труде.
4.Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?
5.Какие виды труда предпочитает?
6. Отношение к общественной жизни коллектива.
7.Проявление интересов к общественной жизни страны.
8.Как выполняет общественные поручения?
9.Общая характеристика дисциплинированности.
IV.Направленность личности ученика и специальные способности.
1. Интересы (перечислить интересы ученика, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и какую литературу предпочитает).
2. Проявляются ли у ученика специальные способности к какой либо деятельности (сценические, музыкальные, к изобразительному искусству), в чем проявляются?
3. Жизненные планы ученика.
V. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.
1. Положение в коллективе (пользуется ли признанием и авторитетом в среде сверстников).
2. Отношение к товарищам по классу.
3. Отношение к учителям.
4. Степень удовлетворенности своими взаимоотношениями с одноклассниками.
VI. Особенности характера и темперамента.
1. Характеристика особенностей темперамента.
2. Черты характера, в которых выражается отношение к другим людям, самому себе, к труду. Волевые черты характера.
VII. Общие психолого-педагогические выводы
1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности.
2. Причины имеющихся недостатков.
3. Определение важнейших психолого-педагогических задач для дальнейшей воспитательной работы с учащимися.
I.Общие сведения о школьнике.
II.Характеристика личности школьника как субъекта учебной деятельности
1.Учебно-позновательные мотивы учения
______________________
2.Способности к учению:
____________________________________________________________________________
3.Знания, умения и навыки
______________________________________________
III.Характеристика отношений к труду и общественной деятельности.
1.Отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своего труда, любит ли трудиться и что именно его побуждает к труду).
________________________________________________________________
2.Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?
________________________________________
3.Организованность и дисциплинированность в труде.
_________________________________________
4.Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?
__________________
5.Какие виды труда предпочитает?
__________________
6. Отношение к общественной жизни коллектива.
________________________________________________________________
7.Проявление интересов к общественной жизни страны.
_________________________________________
8.Как выполняет общественные поручения?
_________________________________________
9.Общая характеристика дисциплинированности.
______________________________________________
IV.Направленность личности ученика и специальные способности.
1.Интересы
________________________________________________________________
2Проявляются ли у ученика специальные способности к какой либо деятельности (сценические, музыкальные, к изобразительному искусству), в чем проявляются?
____________________________________
3Жизненные планы ученика.
________________________________________________________________
V. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.
1Положение в коллективе (пользуется ли признанием и авторитетом в среде сверстников).
_____________________________________________________________________
2Отношение к товарищам по классу.
_____________________________________________________________________
3Отношение к учителям
._________________________________________________________________
4Степень удовлетворенности своими взаимоотношениями с одноклассниками
________________________________________________________________
VII. Общие психолого-педагогические выводы
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Особенности характера и темперамента.