Принципы формирования содержания общего среднего образования
Средняя школа являетсяобщеобразовательной и общеразвивающей, закладывающей основы всестороннего развития, первоначальной профессиональной подготовки, способность к непрерывному образованию и освоениюлюбой профессиикаждым ребенком. Профессиональные интересы учащихся складываются уже в школе. Вместе с тем для каждого школьника должна сохраняться возможность широкого выбора и изменения профильной и профессиональной ориентации. Содержание общего среднего образования в школе определяется: общеметодологическимипринципами формирования содержания среднего образования; специальнымипринципами формирования содержания из области науки,формирования содержания из области искусства, формирования содержания из областей труда и физического развития.
К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования относятся:
— общеобразовательный характер учебного материала;
— гражданская и гуманистическая направленность содержания;
— связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;
— основообразующий и системообразующий характер учебного материала;
— интегративность изучаемых курсов;
— гуманитарно-этическая направленность содержания образования;
— развивающий характер учебного материала;
— взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;
— эстетические аспекты содержания образования. Рассмотрим вышеназванные принципы более подробно. Содержание обучения в среднейобщеобразовательной школе направлено на обеспечениевсестороннего развития личности ребенка, получение им общего представления о реальном мире, необходимого для социальной ориентировки. Общее образование способствует созреванию духовных сил ребенка, его убеждений и
нравственности, закладывает духовно-ценностные основы человеческой личности. Оно вырабатывает способность самостоятельного подхода к оценке явлений действительности, активную жизненную позицию, развивает сущностные силы индивидуальности. Постепенное обогащение ребенка знаниями и общими навыками порождает интересы, вовлекает в деятельность творческие силы и
задатки.
Главное противоречие формирования содержания общеобразовательной школы состоит в том, что количество новой научной, технической, культурной информации, в свете которой расширяется, уточняется, пересматривается содержание общего среднего образования, постоянно нарастает, а время на ее усвоение, если и не уменьшается, то остается неизменным. Поэтому педагогика исходит из необходимости создания стабильной системы основ наук, ее постоянного совершенствования, замены устаревших обобщений новыми, более полными и емкими. Критериями общеобразовательного характера знаний, умений и навыков являются:
типичность, обобщенность, разносторонность информации; взаимосвязанность смежных учебных предметов, их интегративность; обще-развивающий характер изучаемого материала; вовлеченность учащихся в многообразную познавательную практическую деятельность; пробужденность общих и специальных интересов; осведомленность детей в оценке доступных их пониманию явлений и
ситуаций.
Гражданская гуманистическая направленность изучаемых фактов и обобщений — главное и основное условие формирования научного мировоззрения школьников. В содержание общего среднего образования отбирается материал, убедительно раскрывающий единство мира, его развитие в бесконечном движении и противоречиях. Каждый общеобразовательный предмет формирует у школьников диалектико-материалистические представления в своей области, а все вместе они создают в детском сознании общую научную картину реального мира. Гуманизация преподавания таких наук, как математика, химия, физика, биология состоит в том, что их достижения рассматриваются сквозь призму интересов человека. Общественные и гуманитарные учебные дисциплины выполняют ценностно-ориентационную функцию, формируют сознание.
В процессе получения общего среднего образования ребенку необходимо знакомиться не только с «идеальным миром», но и с тем, который ему реально открыт, полный противоречий, негативных явлений и борьбы. Осваивая содержание общего образования, формируя на его духовно-ценностной основе свои взгляды и убеждения, ученик учится оценивать явления действительности с идейных позиций и делает сознательный выбор поведения.
Связь образовательного материала с жизнью, с практикой обновления нашего общества обусловлена одновременно стремлением детей к деятельности, самореализации и желанием общества ВКЛЮЧИТЬ их в РЕАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ. Эта связь обеспечивается жизненной значимостью усваиваемых учащимися общеобра-
зевательных знаний, их способностью объяснить мир и стимулировать ребенка на активную практическую деятельность.
Теоретическая связь с жизнью, с практикой перестройки для предметов общественно-гуманитарного цикла осуществляется на основе объяснения детям сущности процесса развития общественных отношений и форм общественного сознания. Для предметов естественно-математического цикла эта связь осуществляется с помощью формирования научного и нравственного отношения к природе: понимания законов ее развития и бережного использования ее богатств. Практическая связь содержания общего среднего образования с жизнью осуществляется несколькими путями. Применением знаний в учебной практике, в обработке умений и навыков умственного и физического труда. Часть теоретических знаний в содержании образования материализуется в практических умениях и навыках. Так, правила грамматики способствуют выработке навыков грамотного письма; часть знаний по физике, химии, математике образуют навыки решения задач, обращения с электричеством, реактивами и приборами; знание трудовых процессов и техники переходят в навыки общественно полезной трудовой деятельности. Не менее важно и применение знаний учащимися в производительном труде «вместе с рабочими и крестьянами»: в работе на станках, в производственных, строительных, подрядных бригадах.
Осново- и системообразующий характер изучаемых знаний, обобщений, умений и навыков обусловлен тем, что школьный предмет представляет собой их научно-педагогически переработанную систему. Она соответствует возможностям определенного возраста детей иподводит их к пониманию современной науки. В каждом учебном предмете школьник познает и прочно усваивает несколько ведущих идей, которые пронизывают все его содержание, связывают его наиболее крупные факты и обобщения в единую логическую систему. Сквозные ведущие идеи, по мере освоения предмета детьми, становятся их собственными идеями. Вокруг них группируются детали, частные факты, события, оценки. Подобная логика построения учебного предмета требует предельного обобщения учебного материала, отказа от мелких и несущественных сведений, поиска взаимосвязи с ведущими идеями смежных предметов.
Ведущие идеи могут быть как органично присущими содержанию учебного предмета, так и превходящими в него, привнесенными из других областей знаний. Ими объединяется материал ;в общие темы, на их основе структурируется. Так, в курсе литературы в качестве ведущих выступают такие привносимые из педагогики в этот учебный предмет сквозные идеи, как необходимость постижения детьми литературного произведения в качестве явления искусства; вскрытие разнообразных творческих литературных направлений и их связи с тенденциями общественного развития; раскрытие передового идейно-эстетического идеала и развитие высокого художественного вкуса. Эти сквозные идеи по-
могают отобрать образовательный материал и структурировать весь учебный курс. В учебном предмете географии ведущими и сквозными идеями выступают положения о роли географического фактора в развитии общества; об охране окружающей среды; о размещении производительных сил и их рациональном развитии. В курсе физики — идеи единства и взаимосвязи материального мира, его познаваемости и бесконечности познания; использования физических закономерностей в современных технологиях и организации производства. В курсе математики—идеи математической символики как средства познания объективного мира, способов развития логико-математического мышления школьников. Смысл общего среднего образования в том, чтобы дети выходили из школы с багажом системно выстроенных основополагающих идей, определяющих мировоззрение и помогающих оперативно пользоваться ими в оценке действительности, обеспечивающих возможность непрерывного образования.
Сущность интегративности школьных общеобразовательных курсов состоит в органичном объединении наиболее крупных идей, факторов, обобщений смежных и родственных наук в едином учебном предмете. Так, интегративность курса истории состоит в том, что он включает в себя факты и теоретические обобщения из археологии, этнографии, искусствознания. Эти данные подкрепляют исторические обобщения и расширяют представления школьников о смежных, родственных истории науках. Учебный предмет география вбирает в себя как обобщения общественных наук: политологии, экономики, обществоведения, так и наук естественных: геологии, почвоведения. Курс литературы объединяет искусство слова, историю литературы, литературоведение и искусствознание. Задача составителей этого курса в том, чтобы наряду с искусством слова сохранить в учебном предмете важнейшие духовно-ценностные обобщения литературоведения и искусства. В результате применения принципа интегративности могут создаваться новые школьные учебные курсы, еще более глубокой степени обобщенности и широты охвата данных смежных наук: обществоведения, естествознания, основ производства и технологии.
Формирование содержания общего среднего образования призвано обеспечить гуманизацию, усилениегуманитарно-эстетического аспекта преподавания всех школьных предметов. Обществоведение, история, литература, музыка, изобразительное искусство, право призваны наиболее ярко отразить глубоко гуманистический характер нашего общества. Не менее значительную роль в гуманистическом воспитании школьников могут сыграть и предметы естественно-математического цикла. Перед учеными-естественниками не раз вставали нравственные проблемы в связи с некоторыми научными открытиями. Все современные средства массового уничтожения людей явились результатом таких открытий в области физики, химии, биологии. Со школьной скамьи детям необходимо прививать нравственно-гуманитарное, гуманистическое отношение к естественным знаниям и их использованию. Гумани-
тарно-эстетический смысл естественнонаучного знания заключается еще в том, что отношение к научному поиску требует от человека полной самоотдачи, честности и самоотверженности. Образ ученого-подвижника, история его борьбы — важное средство гуманитарно-этического воспитания детей и юношества.
Содержание общего образования нацелено на разностороннее психическое развитие детей, формирование у них различных типов мышления. Изучение каждого учебного предмета позволяет создавать посильную для детей психическую напряженность, активизирующую процессы осмысления материала, его запоминания, эмоционального восприятия, совершенствующую его память, развивающую мышление, речь и воображение. Например, устное изложение — процесс напряженного мышления, памяти, творческого воображения, речи.
Особенно важно развитие у учащихся различных типов мышления, которые неразрывно связаны между собой в едином процессе познания.
Эмпирическое мышление исторически играло роль «живого созерцания», накопления исходного материала для обобщений и выводов. Оно учит детей видеть реальные факты, явления, фиксировать и накапливать их.Абстрактное мышление, умение разглядеть, выявить в отобранных явлениях, фактах их существо, отвлечься от случайного и несущественного. Это умение обобщать поднимает ребенка на новую ступень познания и психического развития. На его основе крепнет и развиваетсяформально-логическое мышление, умение видеть и устанавливать очевидные связи и зависимости между различными фактами, явлениями, событиями. Формально-логические способы познания дают возможность ребенку подойти вплотную кдиалектическому мышлению, умению понимать противоречия реальной действительности, отрицания, единство и борьбу противоположных начал. Он учится обнаруживать и обнажать противоречия, правильно понимать тенденции развития и находить пути их своевременного разрешения. Диалектическое мышление органично и неразрывно связано сконкретно-историческим, умением видеть общественные явления во всех их связях и опосредствованиях, выделять наиболее существенное, общее. Развитие у каждого ребенка способности конкретно-исторического подхода к рассмотрению событий и явлений реального мира, понимания ненаучности абстрактных исторических оценок— важный момент в формировании мировоззрения и убеждений. Наконец,художественное мышление объединяет в органическом единстве сущее — общее, единичное и особенное. Оно образует в человеке способность идейно-эмоционального, художественно-эстетического отношения к действительности. Художественное мышление есть своеобразный синтез, диалектическое единство всех типов мышления, постоянное движение в познании от общего к конкретному и от конкретного к общему.
В формировании содержания общего среднего образования важное значение имеет установлениемежпредметных связей. Педа-
гогический опыт убеждает, что обучение без глубокого проникновения в единичное и особенное ведет к дилетантизму, невозможности подготовить детей к практической деятельности. Организация детского познания, процесса обучения развивается от представлений о единстве мира и общества к углубленному дифференцированному предметному рассмотрению содержания общего образования. А от предметного освоения через установление теснейших межпредметных связей и интегративные курсы к познанию мира в его естественном состоянии единства и взаимосвязи. Сквозные основообразующие идеи проходят через обществоведение—историю — литературу; ботанику — зоологию — анатомию — биологию — географию; математику—физику—химию—астрономию. Они образуют в сознании детей единую картину мира, обеспечивают формирование целостного мировоззрения.
Раскрытие в содержании общего среднего образования егоэстетических аспектов обеспечивает эмоциональное отношение детей к работе, облегчает им процесс познания, побуждает к творчеству, формирует их эстетическое отношение к действительности и искусству. Естественно-математический цикл раскрывает школьникам красоту природы, показывает пути ее сохранения и экологически грамотной деятельности. Дети учатся выбирать наиболее рациональные способы решения задач, руководствуясь не только логическими, но и эстетическими соображениями. Они творчески, с эстетических позиций осмысливают организацию умственного труда, деятельность человека в природе, понимают необходимость сочетания экономической целесообразности, природоохранительных мер и дизайнерских решений. Общественно-гуманитарный цикл обеспечивает возможность вычленения эстетических явлений в общественной жизни, формирует идейно-эстетический общественный идеал. В сложное, противоречивое время перемен в нашей стране особенно важно, чтобы дети ясно представляли себе, какие явления общественной жизни и исторические события оцениваются сегодня как прекрасные, возвышенные, героические, благородные, а какие — как трагические, безобразные, отвратительные, омерзительные. Эстетическая оценка общественных явлений создает эмоциональный фон нравственного влияния на детей.
Художественно-эстетический цикл формирует эстетическое отношение к искусству, развивает способности детей к эстетической деятельности. Утилитарно-практический цикл предметов раскрывает детям красоту практической человеческой деятельности, физкультура показывает в единств^ красоту активной, гармоничной деятельности и развития человеческого тела. Труд убеждает ребенка в красоте общественных целей, процесса и результатов общественно ценной работы.
Среди специальных принципов формирования содержания предметов науки можно назвать: принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки; политехнизма; единства и противоположности логики науки и учебного предмета.
Средняя общеобразовательная школа закладывает основы зна-
ний, обеспечивающие детям возможность постижения любой науки в будущем. Учебный предмет содержит стабильные, фундаментальныеосновы науки, подводит к пониманию современной научной информации, способствует развитию мыслительных способностей. Для общеобразовательной школы современно и необходимо не только то, что открыто в наши дни, но и прежде всего то, что составляет исходную методологическую, теоретическую позицию науки, представляет собой ключ к познанию частностей, деталей, тонкостей.
Кроме того, каждый общеобразовательный предмет призван раскрыть школьникамполитехнический характер учебного материала, с учетом потребностей народного хозяйства. Данные науки, ее положения и законы составляют фундаментальную, принципиальную теоретическую основу современного производства. Учащиеся образно, наглядно, реально осознают смысл идеи превращения науки в непосредственную производительную силу. Политехническое содержание всех учебных предметов, связь с жизнью выводит школьников на участие в производительном труде, на овладение навыками обращения с основными, простейшими орудиями современного производства. Этим закладываются глубокие основы интенсивного общего развития, подлинно политехнического общественного воспитания, выбора профессий.
Идея единства и противоположности логики науки и логикиконструирования учебного предмета обусловлена тем, что наука развивается в противоречиях. Она пробивает себе дорогу сквозь толщу предрассудков, совершает скачки вперед, топчется на месте и даже отступает. Педагогическая логика построения содержания учебного предмета учитывает логику развития основных категорий, понятий данной науки. Вместе с тем, педагоги и психологи руководствуются необходимостью учета возрастных особенностей освоения материала школьниками, организуют его на основе как восхождения от абстрактного к конкретному, так и от конкретного к абстрактному.