Принципы формирования содержания общего среднего образования

Средняя школа являетсяобщеобразовательной и общеразвивающей, закладывающей основы всестороннего развития, перво­начальной профессиональной подготовки, способность к непрерыв­ному образованию и освоениюлюбой профессиикаждым ребенком. Профессиональные интересы учащихся складываются уже в шко­ле. Вместе с тем для каждого школьника должна сохраняться возможность широкого выбора и изменения профильной и профес­сиональной ориентации. Содержание общего среднего образования в школе определяется: общеметодологическимипринципами фор­мирования содержания среднего образования; специальнымиприн­ципами формирования содержания из области науки,формирова­ния содержания из области искусства, формирования содержания из областей труда и физического развития.

К общеметодологическим принципам формирования содержа­ния общего среднего образования относятся:

— общеобразовательный характер учебного материала;

— гражданская и гуманистическая направленность содер­жания;

— связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;

— основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

— интегративность изучаемых курсов;

— гуманитарно-этическая направленность содержания образо­вания;

— развивающий характер учебного материала;

— взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных пред­метов;

— эстетические аспекты содержания образования. Рассмотрим вышеназванные принципы более подробно. Содержание обучения в среднейобщеобразовательной школе направлено на обеспечениевсестороннего развития личности ре­бенка, получение им общего представления о реальном мире, не­обходимого для социальной ориентировки. Общее образование спо­собствует созреванию духовных сил ребенка, его убеждений и

нравственности, закладывает духовно-ценностные основы челове­ческой личности. Оно вырабатывает способность самостоятельного подхода к оценке явлений действительности, активную жизненную позицию, развивает сущностные силы индивидуальности. Посте­пенное обогащение ребенка знаниями и общими навыками по­рождает интересы, вовлекает в деятельность творческие силы и

задатки.

Главное противоречие формирования содержания общеобразо­вательной школы состоит в том, что количество новой научной, технической, культурной информации, в свете которой расширя­ется, уточняется, пересматривается содержание общего среднего образования, постоянно нарастает, а время на ее усвоение, если и не уменьшается, то остается неизменным. Поэтому педагогика исходит из необходимости создания стабильной системы основ на­ук, ее постоянного совершенствования, замены устаревших обоб­щений новыми, более полными и емкими. Критериями общеобра­зовательного характера знаний, умений и навыков являются:

типичность, обобщенность, разносторонность информации; взаимо­связанность смежных учебных предметов, их интегративность; обще-развивающий характер изучаемого материала; вовлеченность уча­щихся в многообразную познавательную практическую деятель­ность; пробужденность общих и специальных интересов; осведом­ленность детей в оценке доступных их пониманию явлений и

ситуаций.

Гражданская гуманистическая направленность изучаемых фак­тов и обобщений — главное и основное условие формирования на­учного мировоззрения школьников. В содержание общего среднего образования отбирается материал, убедительно раскрывающий един­ство мира, его развитие в бесконечном движении и противоречиях. Каждый общеобразовательный предмет формирует у школьников диалектико-материалистические представления в своей области, а все вместе они создают в детском сознании общую научную картину реального мира. Гуманизация преподавания таких наук, как математика, химия, физика, биология состоит в том, что их достижения рассматриваются сквозь призму интересов человека. Общественные и гуманитарные учебные дисциплины выполняют ценностно-ориентационную функцию, формируют сознание.

В процессе получения общего среднего образования ребенку необходимо знакомиться не только с «идеальным миром», но и с тем, который ему реально открыт, полный противоречий, негатив­ных явлений и борьбы. Осваивая содержание общего образования, формируя на его духовно-ценностной основе свои взгляды и убеж­дения, ученик учится оценивать явления действительности с идей­ных позиций и делает сознательный выбор поведения.

Связь образовательного материала с жизнью, с практикой об­новления нашего общества обусловлена одновременно стремлени­ем детей к деятельности, самореализации и желанием общества ВКЛЮЧИТЬ их в РЕАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ. Эта связь обеспечива­ется жизненной значимостью усваиваемых учащимися общеобра-

зевательных знаний, их способностью объяснить мир и стиму­лировать ребенка на активную практическую деятельность.

Теоретическая связь с жизнью, с практикой перестройки для предметов общественно-гуманитарного цикла осуществляется на основе объяснения детям сущности процесса развития обществен­ных отношений и форм общественного сознания. Для предметов естественно-математического цикла эта связь осуществляется с помощью формирования научного и нравственного отношения к природе: понимания законов ее развития и бережного использова­ния ее богатств. Практическая связь содержания общего среднего образования с жизнью осуществляется несколькими путями. При­менением знаний в учебной практике, в обработке умений и на­выков умственного и физического труда. Часть теоретических зна­ний в содержании образования материализуется в практических умениях и навыках. Так, правила грамматики способствуют выра­ботке навыков грамотного письма; часть знаний по физике, химии, математике образуют навыки решения задач, обращения с элект­ричеством, реактивами и приборами; знание трудовых процессов и техники переходят в навыки общественно полезной трудовой деятельности. Не менее важно и применение знаний учащимися в производительном труде «вместе с рабочими и крестьянами»: в работе на станках, в производственных, строительных, подрядных бригадах.

Осново- и системообразующий характер изучаемых знаний, обобщений, умений и навыков обусловлен тем, что школьный пред­мет представляет собой их научно-педагогически переработанную систему. Она соответствует возможностям определенного возраста детей иподводит их к пониманию современной науки. В каждом учебном предмете школьник познает и прочно усваивает несколько ведущих идей, которые пронизывают все его содержание, связы­вают его наиболее крупные факты и обобщения в единую логиче­скую систему. Сквозные ведущие идеи, по мере освоения предмета детьми, становятся их собственными идеями. Вокруг них груп­пируются детали, частные факты, события, оценки. Подобная ло­гика построения учебного предмета требует предельного обобще­ния учебного материала, отказа от мелких и несущественных све­дений, поиска взаимосвязи с ведущими идеями смежных пред­метов.

Ведущие идеи могут быть как органично присущими содержа­нию учебного предмета, так и превходящими в него, привнесен­ными из других областей знаний. Ими объединяется материал ;в общие темы, на их основе структурируется. Так, в курсе ли­тературы в качестве ведущих выступают такие привносимые из педагогики в этот учебный предмет сквозные идеи, как необходи­мость постижения детьми литературного произведения в качестве явления искусства; вскрытие разнообразных творческих литера­турных направлений и их связи с тенденциями общественного развития; раскрытие передового идейно-эстетического идеала и развитие высокого художественного вкуса. Эти сквозные идеи по-

могают отобрать образовательный материал и структурировать весь учебный курс. В учебном предмете географии ведущими и сквозными идеями выступают положения о роли географического фактора в развитии общества; об охране окружающей среды; о размещении производительных сил и их рациональном развитии. В курсе физики — идеи единства и взаимосвязи материального мира, его познаваемости и бесконечности познания; использования физических закономерностей в современных технологиях и орга­низации производства. В курсе математики—идеи математиче­ской символики как средства познания объективного мира, спосо­бов развития логико-математического мышления школьников. Смысл общего среднего образования в том, чтобы дети выходили из шко­лы с багажом системно выстроенных основополагающих идей, определяющих мировоззрение и помогающих оперативно пользо­ваться ими в оценке действительности, обеспечивающих возмож­ность непрерывного образования.

Сущность интегративности школьных общеобразовательных курсов состоит в органичном объединении наиболее крупных идей, факторов, обобщений смежных и родственных наук в едином учеб­ном предмете. Так, интегративность курса истории состоит в том, что он включает в себя факты и теоретические обобщения из археологии, этнографии, искусствознания. Эти данные подкрепля­ют исторические обобщения и расширяют представления школь­ников о смежных, родственных истории науках. Учебный предмет география вбирает в себя как обобщения общественных наук: политологии, экономики, обществоведения, так и наук естествен­ных: геологии, почвоведения. Курс литературы объединяет искус­ство слова, историю литературы, литературоведение и искусство­знание. Задача составителей этого курса в том, чтобы наряду с искусством слова сохранить в учебном предмете важнейшие ду­ховно-ценностные обобщения литературоведения и искусства. В ре­зультате применения принципа интегративности могут создаваться новые школьные учебные курсы, еще более глубокой степени обоб­щенности и широты охвата данных смежных наук: обществоведе­ния, естествознания, основ производства и технологии.

Формирование содержания общего среднего образования при­звано обеспечить гуманизацию, усилениегуманитарно-эстетическо­го аспекта преподавания всех школьных предметов. Обществове­дение, история, литература, музыка, изобразительное искусство, право призваны наиболее ярко отразить глубоко гуманистический характер нашего общества. Не менее значительную роль в гума­нистическом воспитании школьников могут сыграть и предметы естественно-математического цикла. Перед учеными-естественни­ками не раз вставали нравственные проблемы в связи с неко­торыми научными открытиями. Все современные средства массо­вого уничтожения людей явились результатом таких открытий в области физики, химии, биологии. Со школьной скамьи детям не­обходимо прививать нравственно-гуманитарное, гуманистическое отношение к естественным знаниям и их использованию. Гумани-

тарно-эстетический смысл естественнонаучного знания заключает­ся еще в том, что отношение к научному поиску требует от чело­века полной самоотдачи, честности и самоотверженности. Образ уче­ного-подвижника, история его борьбы — важное средство гумани­тарно-этического воспитания детей и юношества.

Содержание общего образования нацелено на разностороннее психическое развитие детей, формирование у них различных типов мышления. Изучение каждого учебного предмета позволяет созда­вать посильную для детей психическую напряженность, активи­зирующую процессы осмысления материала, его запоминания, эмо­ционального восприятия, совершенствующую его память, развива­ющую мышление, речь и воображение. Например, устное изложе­ние — процесс напряженного мышления, памяти, творческого воображения, речи.

Особенно важно развитие у учащихся различных типов мыш­ления, которые неразрывно связаны между собой в едином про­цессе познания.

Эмпирическое мышление исторически играло роль «живого со­зерцания», накопления исходного материала для обобщений и вы­водов. Оно учит детей видеть реальные факты, явления, фик­сировать и накапливать их.Абстрактное мышление, умение раз­глядеть, выявить в отобранных явлениях, фактах их существо, отвлечься от случайного и несущественного. Это умение обобщать поднимает ребенка на новую ступень познания и психического развития. На его основе крепнет и развиваетсяформально-логи­ческое мышление, умение видеть и устанавливать очевидные связи и зависимости между различными фактами, явлениями, события­ми. Формально-логические способы познания дают возможность ребенку подойти вплотную кдиалектическому мышлению, умению понимать противоречия реальной действительности, отрицания, единство и борьбу противоположных начал. Он учится обнаружи­вать и обнажать противоречия, правильно понимать тенденции развития и находить пути их своевременного разрешения. Диалек­тическое мышление органично и неразрывно связано сконкретно-историческим, умением видеть общественные явления во всех их связях и опосредствованиях, выделять наиболее существенное, об­щее. Развитие у каждого ребенка способности конкретно-исто­рического подхода к рассмотрению событий и явлений реального мира, понимания ненаучности абстрактных исторических оценок— важный момент в формировании мировоззрения и убеждений. На­конец,художественное мышление объединяет в органическом един­стве сущее — общее, единичное и особенное. Оно образует в чело­веке способность идейно-эмоционального, художественно-эстетиче­ского отношения к действительности. Художественное мышление есть своеобразный синтез, диалектическое единство всех типов мышления, постоянное движение в познании от общего к конкрет­ному и от конкретного к общему.

В формировании содержания общего среднего образования важ­ное значение имеет установлениемежпредметных связей. Педа-

гогический опыт убеждает, что обучение без глубокого проникно­вения в единичное и особенное ведет к дилетантизму, невозмож­ности подготовить детей к практической деятельности. Организация детского познания, процесса обучения развивается от представле­ний о единстве мира и общества к углубленному дифференциро­ванному предметному рассмотрению содержания общего образо­вания. А от предметного освоения через установление теснейших межпредметных связей и интегративные курсы к познанию мира в его естественном состоянии единства и взаимосвязи. Сквозные основообразующие идеи проходят через обществоведение—ис­торию — литературу; ботанику — зоологию — анатомию — биологию — географию; математику—физику—химию—астрономию. Они образуют в сознании детей единую картину мира, обеспечивают формирование целостного мировоззрения.

Раскрытие в содержании общего среднего образования егоэс­тетических аспектов обеспечивает эмоциональное отношение детей к работе, облегчает им процесс познания, побуждает к творчеству, формирует их эстетическое отношение к действительности и ис­кусству. Естественно-математический цикл раскрывает школьни­кам красоту природы, показывает пути ее сохранения и экологи­чески грамотной деятельности. Дети учатся выбирать наиболее рациональные способы решения задач, руководствуясь не только логическими, но и эстетическими соображениями. Они творчески, с эстетических позиций осмысливают организацию умственного труда, деятельность человека в природе, понимают необходимость сочетания экономической целесообразности, природоохранительных мер и дизайнерских решений. Общественно-гуманитарный цикл обеспечивает возможность вычленения эстетических явлений в об­щественной жизни, формирует идейно-эстетический общественный идеал. В сложное, противоречивое время перемен в нашей стране особенно важно, чтобы дети ясно представляли себе, какие явле­ния общественной жизни и исторические события оцениваются сегодня как прекрасные, возвышенные, героические, благородные, а какие — как трагические, безобразные, отвратительные, омерзи­тельные. Эстетическая оценка общественных явлений создает эмо­циональный фон нравственного влияния на детей.

Художественно-эстетический цикл формирует эстетическое от­ношение к искусству, развивает способности детей к эстетической деятельности. Утилитарно-практический цикл предметов раскры­вает детям красоту практической человеческой деятельности, физ­культура показывает в единств^ красоту активной, гармоничной деятельности и развития человеческого тела. Труд убеждает ре­бенка в красоте общественных целей, процесса и результатов общественно ценной работы.

Среди специальных принципов формирования содержания пред­метов науки можно назвать: принцип соотнесения учебного ма­териала с уровнем развития современной науки; политехнизма; единства и противоположности логики науки и учебного предмета.

Средняя общеобразовательная школа закладывает основы зна-

ний, обеспечивающие детям возможность постижения любой науки в будущем. Учебный предмет содержит стабильные, фундамен­тальныеосновы науки, подводит к пониманию современной научной информации, способствует развитию мыслительных способностей. Для общеобразовательной школы современно и необходимо не только то, что открыто в наши дни, но и прежде всего то, что составляет исходную методологическую, теоретическую позицию науки, представляет собой ключ к познанию частностей, деталей, тонкостей.

Кроме того, каждый общеобразовательный предмет призван раскрыть школьникамполитехнический характер учебного мате­риала, с учетом потребностей народного хозяйства. Данные науки, ее положения и законы составляют фундаментальную, принципиа­льную теоретическую основу современного производства. Учащие­ся образно, наглядно, реально осознают смысл идеи превращения науки в непосредственную производительную силу. Политехниче­ское содержание всех учебных предметов, связь с жизнью выводит школьников на участие в производительном труде, на овладение навыками обращения с основными, простейшими орудиями совре­менного производства. Этим закладываются глубокие основы ин­тенсивного общего развития, подлинно политехнического обществен­ного воспитания, выбора профессий.

Идея единства и противоположности логики науки и логикиконструирования учебного предмета обусловлена тем, что наука развивается в противоречиях. Она пробивает себе дорогу сквозь толщу предрассудков, совершает скачки вперед, топчется на месте и даже отступает. Педагогическая логика построения содержания учебного предмета учитывает логику развития основных категорий, понятий данной науки. Вместе с тем, педагоги и психологи руко­водствуются необходимостью учета возрастных особенностей осво­ения материала школьниками, организуют его на основе как вос­хождения от абстрактного к конкретному, так и от конкретного к абстрактному.

Наши рекомендации