В педагогической деятельности
ОТЧЕТ
О преддипломной практике
Специальность 1– 08 01 01 «Профессиональное обучение»
Направление 1– 08 01 01–5 «Строительство»
Студент
группы 109338 ____________М. Д. Козлова
Руководитель:
к.п.н., доцент ___________ Л.Н. Аксёнова
Консультанты:
по педагогической части ___________ Л. Н. Аксёнова
к.п.н., доцент
по архитектурно-конструктивной части ___________ С. В. Игнатов
магистр.т.н., ст.преподаватель
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание……………………………………………………………………..3
Введение…………………………………………………………………………4
1 Педагогическая часть:………………………………………………………5
1.1 Анализ учебного плана специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение». Цели подготовки педагогов-инженеров (направление «Строительство»)………………….............................................................5
1.2 Анализ типовой учебной программы дисциплины «Инженерная геология, механика грунтов, основания и фундаменты»…………..…..11
1.3 Значимость выполнения лабораторных занятий по дисциплине «Инженерная геология, механика грунтов, основания и фундаменты» для педагогов-инженеров (направление «Строительство»)…................14
1.4 Практические рекомендации по совершенствованию педагогического процесса………………………………………………………….....15
2 Инженерная часть:…………………………………………………….........16
2.1 Краткая характеристика здания…………………………………...…16
2.2 Конструктивное решение здания…………………………………….18
2.3 Инженерные геологические условия………………………………...19
Заключение…………………………………………..………………………….21
Список использованных источников………………………………………..22
Приложения…………………………..……………………………………...….23
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика организуется с целью сбора необходимых материалов и документации для разработки дипломного проекта [4, с. 3].
Преддипломная педагогическая практика проходила в Белорусском национальном техническом университете на кафедре «Геотехника и экология в строительстве». За время прохождения педагогической практики я собрала учебный план специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» и типовую учебную программу дисциплины «Инженерная геология, механика грунтов, основания и фундаменты».
Преддипломную инженерную практику я проходила в Государственном унитарном строительном предприятии «Пружанская ПМК-22». В процессе практики был собран материал по архитектурно-строительной части: инженерно-геологические условия, объёмно-планировочное и конструктивное решение.
Задачами преддипломной практики:
– проанализировать учебный план специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение»; указать цели подготовки педагогов-инженеров;
– провести дидактический анализ типовой учебной программы дисциплины «Инженерная геология, механика грунтов, основания и фундаменты» и дать характеристику этому документу;
– определить значимость выполнения лабораторных занятий для подготовки педагогов-инженеров;
– дать практические рекомендации по совершенствованию педагогического процесса;
– ознакомиться с проектными и технологическими решениями, аналогичными разрабатываемыми в проекте;
– изучить вопросы строительного производства, имеющие принципиальное значение при разработке заданной темы;
– подобрать недостающие исходные данные и материалы для технико-экономического обоснования и сравнения принимаемых решений [4, с. 4 – 5].
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Анализ учебного плана специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение». Цели подготовки педагогов-инженеров (направление «Строительство»)
Подготовка педагогов-инженеров осуществляется в Белорусском национальном техническом университете. Обучение студентов осуществляется по заранее составленному и разработанному учебному плану на основании ОСРБ 1-080101-2007, утвержденного и введенного в действие постановлением МО РБ от 29 августа 2008 года № 78. Данный рабочий учебный план утвержден ректором БНТУ, Борисом Михайловичем Хрусталёвым.
В структуру рабочего учебного плана входит: титульная часть; график учебного процесса; сводные данные по бюджету времени; план учебного процесса; факультативные дисциплины; учебная практика; производственная практика; дипломный проект; государственные экзамены.
При изучении титульной части учебного плана выявлено, что подготовка осуществляется по дневной форме обучения по специальности 1-080101 Профессиональное обучение (по направлениям) для направления 1-080101-05 Профессиональное обучение (строительство). Срок обучения составляет 5 лет. По завершению обучения в университете, выйдет специалист с квалификацией: педагог-инженер.
График учебного процесса включает в себя: теоретическое обучение, экзаменационные сессии, учебную практику, производственные практики, дипломное проектирование, государственная аттестация, каникулы.
План учебного процесса раскрывает содержательную структуру учебного плана: наименования дисциплин, которые разбиты на циклы (цикл социально-гуманитарных дисциплин, цикл естественно-научных дисциплин и цикл общетехнических и специальных дисциплин) и дано общее число часов занятий; сведения о количестве часов на ту или иную дисциплину с учетом их распределения по курсам, семестрам и по видам учебной деятельности.
За время получения специальности предлагается посетить 4 факультативные дисциплины. В учебном плане указаны их наименование, предполагаемый семестр и количество часов, отведённых на данные дисциплины.
Студенты за время обучения будут на учебных практиках, двух педагогических практиках, технологической практике, преддипломной практике. В какой период обучения будет практика и её продолжительность вы сможете найти в учебном плане в пятом и шестом пунктах учебного плана соответственно.
В седьмом пункте учебного плана утвержден вид работы студента: дипломный проект с защитой в ГЭК.
В последнем, восьмом, пункте «Государственные экзамены» перечислены наименования дисциплин, которые выносятся на государственные экзамены.
Рассматриваемая мною дисциплина «Инженерная геология. Механика грунтов. Основания и фундаменты» входит в дисциплины направления специальности, изучается в 6 и 7 семестрах, после ее изучения в шестом семестре сдаётся экзамен, а в седьмом сдаётся зачет и по ней в течение семестра выполняется курсовая работа. На изучение дисциплины отводится 268 часов, из них 140 часов отведены на самостоятельное изучение и 128 часов аудиторных занятий: 80 часов лекций и 48 часов лабораторных занятий. Время, отводимое на изучение отдельных дисциплин цикла направления специальности учебного плана специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» указано в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Распределение количества часов по дисциплинам третьего цикла общетехнических и специальных дисциплин учебного плана.
Учебные дисциплины | Число часов по плану | % от общего числа часов |
Дисциплины направления специальности | ||
3.12 Инженерная графика | 6,36 | |
3.13 Инженерная геодезия | 3,08 | |
3.14 Прикладная механика | ||
3.14.1 Теоретическая механика | 5,18 | |
3.14.2 Строительная механика | 6,08 | |
3.15 Сопротивление материалов | 6,90 | |
3.16 Производственное обучение | 22,79 | |
3.17 Гидравлика и водообеспечение | 2,26 | |
3.18 Электротехника и электрические машины | 3,85 | |
3.19 Строительные машины и механизмы | 6,69 | |
3.20 Метрология, контроль качества и испытания в строительстве | 2,97 | |
3.21 Инженерная геология, механика грунтов, основания и фундаменты | 6,87 | |
3.22 Методика производственного обучения | 3,69 | |
3.23 Металлические конструкции | 5,95 | |
3.24 Железобетонные и каменные конструкции | 5,69 | |
3.25 Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин | 3,74 | |
3.26 Технология строительного производства | 7,92 | |
3.27 Экономика строительства | 2,82 | |
3.28 Организация строительного производства | 2,82 | |
3.29 Охрана труда | 3,28 | |
Итого: | 100,00 |
С целью определения значимости изучения дисциплины построена диаграмма распределения количества часов в процентах по дисциплинам учебного плана.
В качестве примера на рисунке 1.1 представлена «Диаграмма распределения количества часов по дисциплинам третьего цикла общетехнических и специальных дисциплин учебного плана по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение», в %».
Рисунок 1.1 – Диаграмма распределения количества часов по дисциплинам третьего цикла общетехнических и специальных дисциплин учебного плана по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение», в %.
Цели профессиональной подготовки педагогов-инженеров осуществляются через общие требования к выпускнику и требования к выпускнику по видам деятельности.
Выпускник вуза должен:
– иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.
– уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности.
– владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию [3, с. 4 – 8].
Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями по видам деятельности. Он должен быть способным [3, с. 4 – 8]:
в педагогической деятельности
– формировать профессиональные знания, умения и навыки у обучающихся, обеспечивать их профессиональное, социальное и личностное развитие;
– применять современные методы теоретического обучения по общепрофессиональным, общетехническим и специальным учебным предметам (дисциплинам), а также производственного обучения по направлению специальности;
– применять современные технологии образования взрослых и лиц с особенностями психофизического развития;
– проектировать, организовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс на основе личностно-ориентированного подхода и теории развивающего обучения;
– совершенствовать педагогический процесс на основе поиска оптимальных методов, форм, средств обучения, применения современных педагогических и информационных технологий;
– планировать и организовывать внеучебную воспитательную работу на основе нормативных документов, определяющих содержание современной системы воспитания в учреждениях образования;
– применять современные методы, средства и формы идеологической и воспитательной работы;
– организовывать конструктивное педагогическое общение;
– соблюдать права обучающихся, оказывать им социально-педагогическую и психологическую поддержку;
– осуществлять педагогический контроль и коррекцию образовательного процесса;